• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
21
Апрель

«Хочет ли человечество сбежать на Марс или остаться на Земле? Большинство выбрало остаться»: в рамках курса Татьяны Соколовой «Социальный маркетинг» состоялась гостевая лекция Сергея Рыбакова

В рамках курса «Социальный маркетинг» доцента ВШЭ Татьяны Соколовой перед студентами выступил с лекцией Сергей Рыбаков, руководитель Аппарата председателя ВООП и советник посла доброй воли ООН.

«Хочет ли человечество сбежать на Марс или остаться на Земле? Большинство выбрало остаться»: в рамках курса Татьяны Соколовой «Социальный маркетинг» состоялась гостевая лекция Сергея Рыбакова

Курс «Социальный маркетинг» является курсом по выбору для студентов 4 курса программы «Реклама и связи с общественностью». Под руководством доцента Школы коммуникаций Татьяны Соколовой четверокурсники узнают о принципах и видах построения корпоративной социальной ответственности как инструмента формирования сетей отношений и роли коммуникации в социальном маркетинге, разбираются в индексах и рейтингах оценки эффективности реализации КСО.

Как отмечает куратор курса, доцент ВШЭ Татьяна Соколова, тренд на развитие социальных проектов занимает особое место среди коммуникационных проектов в РФ. Зелёное финансирование, социальные проекты в области устойчивого развития, ESG-коммуникации — все проекты находятся в связке с целями устойчивого развития ООН. «Поэтому каждый год в рамках курса мы смотрим и на российскую перспективу, и на международный срез. В этом году мы обратились к позиции и презентациям России на международной конференции сторон ООН по изменению климата, COP27 conference of parties, — отмечает Татьяна Соколова. — Предварительно мы разбирали это на семинарах, а завершили изучение темы воркшопом в формате открытого микрофона с Сергеем Рыбаковым».

В рамках гостевой лекции Сергей Рыбаков, руководитель Аппарата председателя Всероссийского общества охраны природы и советник посла доброй воли ООН, рассказал студентам, что ВООП присоединилось к рамочному договору ООН – глобальной инициатива по способствованию устойчивой и открытой глобальной экономики и устойчивому развитию. Сергей рассказал о международных конференциях по климату, их значении для бизнеса и общества в целом, а также роли России в международнной экологической повестке.

Всероссийское общество охраны природы (ВООП) – старейшая природоохранная организация, организованная 98 лет назад, дала начало многим другим организациям, например, Российское географическое общество. В 2022-23 году ВООП стал одним из клиентов в рамках деловой игры, в которой участвуют студенты 3 курса РиСО.

Чем важна Конференция по климату?

Она собирает 40-50 тыс. человек ежегодно и длится 2 недели. Это открытый микрофон, где каждый может высказать свою точку зрения и знать, что ее услышат все страны. Отдельно среди преимуществ такого формата Сергей Рыбаков выделяет возможность неформального общения: многие важные вопросы обсуждаются не на запланированных сессиях, а во время кофебрейков.

К чему удалось прийти в рамках предыдущих конференций?

Конференция в Париже (2015)

В результате Конференции было принято Парижское соглашение о климате – первый в истории юридически обязательный документ, объединяющий страны в стремлении достичь общую цель в отношении борьбы с изменением климата и адаптации к нему.

На этой конференции впервые встал вопрос: хочет ли человечество сбежать на Марс или остаться на Земле и решать все вопросы здесь и сейчас? Большинство выбрало остаться.

Сергей Рыбаков
руководитель Аппарата председателя ВООП и советник посла доброй воли ООН

Конференция в Глазго (2021) 

Впервые к вопросу климата присоединился бизнес. Он не может спорить с государством в вопросах повестки, однако может давать советы. 

Почему это важно для бизнеса? В связи с мировым кризисом, вызванном пандемией и нестабильной международной обстановкой, финансовые потоки переформатируются – компании, которые не интересуются общественными проблемами и работают на быстрое зарабатывание денег, рискуют через 3-5 лет уйти с рынка. Бизнес осознает, что климатические кризисы неразрывно связаны с финансовыми, и наоборот. Они же вызывают и общественные риски, которые не нужны ни бизнесу, ни государству.

Выступление Сергея было очень интересное, ответы на вопросы студентов были очень информативными. Заставляют задуматься! Мы узнали, как работает ВООП, в каком формате будет проходить рамочная конвенция ООН в Египте, и чем ESG отличается от благотворительности.

Мария Колодезнева
студентка 4 курса РиСО

Конференция по климату в Египте (2022)

В этом году конференция пройдет в Шарм-эль-Шейхе. Что будут обсуждать?

1) Включение климата в политическую повестку. Будет ли климатическая повестка частью избирательной кампании на выборах в США в 2024 году? Если да, какой на нее будет заложен бюджет?

2) Мир находится на пороге экологической катастрофы из-з нехватки воды, поэтому на конференции будет поднят вопрос распределения природных источников, особенно воды. 

3) Движение криптовалюты и спекуляция на ней из-за ограниченности рынка. 

ESG: в чем отличие от благотворительности?

ESG (экология, социальная политика и корпоративное управление) – в широком смысле, устойчивое развитие коммерческой деятельности, которое строится на принципах ответственного отношения к окружающей среде, высокой социальной ответственности, а также высоком качестве корпоративного управления. ESG-принципы впервые сформулировал бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан: он предложил корпорациям включить эти принципы в свои стратегии, в первую очередь для борьбы с изменением климата.

В рамках лекции Сергей Рыбаков объяснил студентам, что ESG – это не благотворительность, поскольку у этих направлений работы разные цели. Благотворительность осуществляется безвозмездно, в то время как соответствие принципам ECG – это, в первую очередь, возможность увеличить прибыль бизнеса, адаптировав его к новым требованиям. Сергей отметил, что российские компании только начали задумываться о влиянии бизнеса на среду, но это направление деятельности уже стало популярно. Так, в России есть все возможные виды энергетики, в том числе «зеленые». Самым перспективным направлением с точки зрения принципов ESG является ядерная энергетика: она должна быть «зеленой» и устойчивой, для чего уже принимаются меры. Например, Росатом стремится к тому, чтобы не хранить отходы, а перерабатывать их и возвращать в цикл.  

Почему это важно?

Правила игры для всего мира не меняются: компании должны адаптироваться к новым условиям, предварительно обсудив условия существования в новой реальности. России предстоит определить ключевые направления своего развития и предложить партнерские проекты другим странам.

О курсе «Социальный маркетинг»

В начале курса студенты изучают теории социального маркетинга и исследования рынка, а затем переходят к разбору кейсов. «В частности, у нас была обзорная лекция по трендам в социальном маркетинге и ESG: с гостевой лекцией перед студентами выступила Мила Новиченкова, директор по маркетингу в IPSOS». Ранее студенты также разбирали инклюзивные проекты, впереди — практикум по работе с мониторингом социальных проектов в Brand Analytics в социальных медиа; все эти лекции ведут представители индустрии. «По итогу всего курса  студенты по заранее подготовленной матрице анализа эффективности проектов социального маркетинга работают над своими кейсами», — говорит Татьяна Соколова.