• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
21
Апрель

Как совмещать учебу и свой бизнес: опыт студентки РиСО

Студентка 3 курса РиСО Ксения Киселева – о предпринимательстве, совмещении работы с учебой и использовании в бизнесе знаний, полученных в университете.

Как совмещать учебу и свой бизнес: опыт студентки РиСО

Создание собственного бизнеса – это одна из множества профессиональных траекторий, которую могут выбрать выпускники РиСО. Некоторые ребята становятся предпринимателями параллельно с учебой в бакалавриате – например, студентка 3 курса Ксения Киселева. Мы поговорили с ней о том, как она строит бизнес на воздушных шариках (буквально!), использует знания, полученные на РиСО, в ведении своего дела, и совмещает работу и учебу.


Расскажи, пожалуйста, про свое дело. Откуда появилась идея?

Мы, компания Ballery, создаем уникальные декорации из воздушных шаров абсолютно для любого мероприятия, будь то день рождения или открытие торгового центра. Наши инсталляции – это не просто привычные для всех арки из одинаковых шаров или гелиевые шары. Это уникальная работа, дизайн которой разрабатывается персонально для каждого клиента и не похож ни на одну декорацию, создаваемую ранее. Мы используем разнокалиберные шары, что придает объем нашим декорациям, добавляем цветы, конфетти, перья и многое другое. Но самое главное – наши инсталляции оставляют теплые воспоминания о празднике, потому что на фоне таких декораций хочется фотографироваться.
Идея зародилась у моей сестры, она создала такой бизнес в Латвии и обучила меня создавать такие декорации, а я, когда уже переехала в Россию, перенесла эту бизнес-модель на российский рынок.

Были ли другие попытки начать свой бизнес?

Да, я пробовала продавать подарочные боксы, а также занималась визажем. И в принципе и сейчас иногда этим занимаюсь, но эти направления скорее стали второстепенными.

Как ты нашла свою нишу и целевую аудиторию? Проводила какое-нибудь исследование?

Так как в Россию я приехала уже с определенными представлениями об этом бизнесе, специально я не исследовала ЦА и рынок. Но при этом, конечно, европейский рынок и российский сильно отличаются и есть свои нюансы, о которых я узнала только через личный опыт.

В Латвии гораздо больше заказов в сегменте B2C, в России же проще работать в B2B на основе сотрудничества. Причем даже в том же самом развлекательном центре мы просто продаём им декорации дешевле, чем напрямую клиенту, они ставят наценку и перепродают уже конечному клиенту. В Латвии работают по другому принципу, за процент, так и сотрудничают с организаторами мероприятий.



Расскажи о своем первом клиенте, как найти первого клиента?

Первый клиент у меня – это развлекательный центр, с которым мы сотрудничаем. Мы просто предложили им свои услуги на взаимовыгодных условиях, так как у них часто устраивают детские праздники. Так и стали украшать их мероприятия. Где найти клиентов очень зависит от сферы и от того, в каком сегменте бизнес. Если это B2B, то, как мне кажется, лучше напрямую идти в компанию и предлагать услуги лично, так больше доверия. Если B2C, то тут, наверное, на сегодняшний день все-таки лучше искать через социальные медиа. Таргетированная и контекстная реклама особенно в условиях пандемии отлично работает. 

А есть ли у тебя какие-то памятные клиенты? Может какой-то заказ, который больше всех запомнился?

Памятных клиентов нет. Но помню самую первую такую запоминающуюся работу, с сестрой еще в Латвии. Мы устраивали бесплатную фотосессию для всех желающих и украшали студию для этого. Помню, как было круто встречать гостей в этой студии со всего города (Рига не такая большая), люди ехали с разных уголков, и видеть их восторженные реакции, когда они заходили в студию и видели инсталляцию, это было круто.

Расскажи, пожалуйста, как вы продвигали свой бизнес в соцсетях, искали клиентов? 

В соцсетях мы не особо продвигаем, запускали как-то таргет, но у нас он не пошел, потому что много уже более крупных конкурентов в сегменте, к ним активнее идут клиенты из B2C. Мы работаем с B2B больше, с ними легче договориться и сотрудничать, особенно до карантина так было. Потом получилось так, что все развлекательные центры, да и вообще всё позакрывалось, и я уехала. Сейчас как раз думаем, как это все восстанавливать и запускать что-то новое в этой сфере – все усложняется из-за того, что я нахожусь в Латвии, а команда в Москве. 

А композиции ты сама собираешь? 

Этим занимаюсь я – команда тоже умеет, но в одиночку это сложно. Поэтому и решаем сейчас, что делать и как выходить на новый уровень.  

Сколько человек в твоей команде и как распределяются обязанности?

В команде нас трое. Обязанности разделяются одинаково. Вместе решаем, как наладить клиентооборот. Вместе ищем новых клиентов для сотрудничества и вместе стараемся выполнять заказы. И, исходя из целей, уже распределяем точечные задачи.

Конечно, наше направление дает полезные знания о создании бренда и продвижении своих услуг. И, как мне кажется, наша программа дает отличный базис знаний именно для создания своего дела, так как затрагивается очень много бизнес-аспектов. 

Ксения Киселева
студентка 3 курса РиСО

Как знания, полученные на РиСО, тебе помогли в этом проекте? 

На самом деле я считаю, что самое главное, что дает университет – это навык коммуницировать. Потому что встречаются как абсолютно разные преподаватели, так и клиенты, к которым нужно уметь находить подход. Но, конечно, наше направление дает полезные знания о создании бренда и продвижении своих услуг. И, как мне кажется, наша программа дает отличный базис знаний именно для создания своего дела, так как затрагивается очень много бизнес-аспектов.

Как получается совмещать учебу и бизнес?

У меня для этого идеальная ниша. Заказы выполняю тогда, когда мне удобно и у меня есть время. Я не привязана к какому-то графику или месту в плане работы, поэтому мне очень удобно.

Какой у тебя майнор? Ты выбирала для души или для дела?

«Стартап с нуля» – выбирала, чтобы было максимально полезно. Там же нашла себе команду, которая мне сейчас очень помогает. Мы вместе сейчас ищем клиентов, как и в B2C, так и в B2B и вместе ездим на оформление заказов.

Есть ли у тебя любимые учебные дисциплины?

Прям чтобы что-то конкретно любимое – нет. Но опять же, все, что можно применить на практике потом, очень люблю. А это можно найти в любом предмете, просто важно понимать, что ты хочет получить в конце, иметь итоговую цель. Тогда и легче учиться по любой дисциплине, потому что из всего будешь брать необходимые знания и получать опыт.

Какую специализацию ты выбрала? Почему?

Ивент. Это максимально приближенная сфера к тому, чем сейчас занимаюсь. Да и плюс в будущем хочу заниматься именно этим, расти и развиваться в этой сфере. Я исходила из того, что может быть полезно в будущем, а, как мне кажется, это то направление, которое в наибольшей мере приближено к созданию собственного бизнеса, а не работе в найме.

Почему ты поступала в Вышку, на программу РиСО?

Даже в Латвии слышала, что это один из ведущих университетов в России. А поступить в Москву – была мечта с детства. РиСО выбрала, потому что уже тогда была ориентирована на ивент, а также по той причине, что программа затрагивает очень много направлений – это и реклама, и пиар, и диджитал, и личный брендинг и многое другое. Огромный выбор, а значит и невероятное количество полезной и применимой на практике информации, и большие перспективы.

Материал подготовила студентка 3 курса РиСО Анна Алексеева.