• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Прикладная математика и информатика»

21
Апрель

Завершился заключительный этап олимпиады «Высшая проба»

В 42 городах России и ближнего зарубежья с 1 по 8 февраля прошел второй (заключительный) этап олимпиады «Высшая проба» для учеников 7–11 классов. Приглашение принять участие в заключительном этапе получили около 16 тыс. человек.

Олимпиада «Высшая проба» с каждым годом становится все масштабнее, отмечает директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ Тамара Протасевич. В этом году она проводится по 22 профилям, в том числе по двум новым, а число участников отборочного этапа почти на 6 тыс. больше, чем год назад — 82098 человек.

Самые популярные профили — обществознание, русский язык, математика и иностранные языки. Совершенствуется содержание олимпиадных заданий. Например, значительно усложнены задания по физике, а участникам заключительного этапа по электронике и вычислительной технике впервые было предложено практическое задание, которое они выполняли на компьютере.

Заключительный этап продолжался восемь дней подряд, включая выходные (каждый день — от двух до четырех предметных олимпиад). В некоторых городах он этап был организован впервые. Например, в Архангельской и Ростовской областях на заключительный этап год от года проходит все больше участников, и в этом году их число стало достаточным, чтобы открыть региональные площадки для его проведения в Архангельске и Ростове-на-Дону. Стало больше участников заключительного этапа и в восточных регионах, так что в этом году при составлении расписания состязаний заключительного этапа пришлось учитывать разницу во времени.

Очные состязания на всех площадках проводятся по единым правилам. В этом году случаев нарушения правил и отстранения участников на заключительном этапе было меньше, чем в прошлом году (основная причина, как и раньше, — попытка использования мобильного телефона).

Во многих городах во время заключительного этапа преподаватели Вышки провели для участников олимпиады образовательные и презентационные мероприятия (мастер-классы, лекции, игры, презентации образовательных программ, консультации о возможных траекториях поступления в университет и т.п.), причем программа мероприятий была обширной не только в Москве, но и, например, в Якутске.

Я брала картины кубистов и показывала, как можно превратить то, что на них изображено, в здания

Екатерина Коновалова, 10-классница из подмосковного Обнинска, участвовала в заключительном этапе олимпиады по дизайну. В отличие от олимпиады по другим предметам дизайнеры на отборочном этапе не выполняют задания в онлайн-формате за отведенное время, а загружают свои творческие работы в личный кабинет. Работа Екатерины — фирменный стиль творческого центра Peace of Art, причем сам центр существует только в ее воображении, но у него теперь есть реальная фирменная футболка, визитки, плакаты, чехол для телефона и значки.

«Когда узнала, что прошла на заключительный этап, я была в шоке — прыгала от радости, — рассказывает девушка. — Поняла, что двигаюсь в правильном направлении. А потом целый месяц готовилась к заключительному этапу — изучала историю искусств, за это время мне нужно было пройти программу до конца 10-го класса, потому что в школе мы этот предмет изучаем медленно, и один урок в неделю — это мало. Еще я поучилась на дистанционных курсах в Интернет-школе ВШЭ — это помогло понять формат предстоящих заданий. Но теория меня не очень увлекает — гораздо больше нравится создавать красивые вещи, привлекающие внимание, окружать ими себя и других людей».

10-классница Диана Находкина из Москвы прошла на заключительный этап по двум направлениям — дизайну и журналистике. Ее дизайнерский проект был посвящен архитектурному видению картин: «Я брала картины кубистов и показывала, как можно превратить то, что на них изображено, в здания. Если когда-нибудь такие здания удастся построить в реальности, они точно станут городскими достопримечательностями».

Задания отборочного этапа по журналистике Диана считает актуальными и не очень сложными: они были посвящены современным журналистам и их работам, а она этим интересуется, так что оставалось лишь проявить эрудицию. На заключительном этапе нужно было написать эссе на заданную тему и новостную заметку по фотографии. «Была фотография, на которой изображено тушение лесного пожара, и я написала заметку, как тушат пожар в подмосковном лесу, но это не удается из-за сильного ветра, так что приходится эвакуировать людей из соседнего поселка. А эссе написала о том, как выжить в путешествии по России, — давала разные советы, что делать в экстремальных ситуациях, например, если встретишь медведя. Задания интересные, мне понравились».


Фото: Михаил Дмитриев

Один из новых профилей олимпиады «Высшая проба» этого года — «финансовая грамотность». Его появление во многом обусловлено инициативами государства по повышению финансовой грамотности граждан. В прошлом году была принята Национальная стратегия повышения финансовой грамотности на 2017–2023 годы, а годом раньше ВШЭ при поддержке Минфина России и Всемирного банка начала повышать квалификацию учителей в регионах, чтобы они обучали школьников финансовой грамотности в рамках существующих предметов (обществознание, математика и проч.) или факультативно. Соответствующие темы включены в образовательные стандарты, выпущены пособия, созданы дистанционные курсы.

10-классница Мария Михалева из Москвы выбрала олимпиаду по финансовой грамотности, потому что «это полезно для моего будущего и настоящего, ведь нужно уметь рассчитывать, сколько платить по кредиту и сколько ты получишь по вкладу». Ее мама — консультант по финансам — одобряет интерес дочери к подобным вопросам. Отдельного курса финансовой грамотности в школе, где она учится, нет, но вопросам финансовой грамотности большое внимание уделяет учительница обществознания. На заключительном этапе олимпиады Марии понравилось задание, где нужно было сравнить микрозаймы и потребительские кредиты, указав плюсы и минусы для потребителя.

9-классник Денис Мартьянов из Москвы участвует в олимпиаде по финансовой грамотности, потому что его мечта — стать финансовым управляющим. На вопрос, чем привлекает именно эта профессия, он отвечает: «Не могу объяснить, душа так просит!» Пока в его школе финансовую грамотность не преподают, если не считать разделы в курсе обществознания, но он надеется, что такой предмет появится в 10 классе. Любимые задания — те, где нужны знания математики, и есть только один верный ответ. Денис собирается поступать в ВШЭ и уже сейчас присматривает себе образовательные программы по финансам.

Денис Якиманский, 11-классник из Лицея ВШЭ, в прошлом году победил на финале Всероса по праву, а на заключительном этапе «Высшей пробы» — по обществознанию и по праву, так что поступление в вуз ему гарантировано. В этом году он участвует в олимпиадах, одна из которых — по финансовой грамотности, скорее для удовольствия.

«На олимпиаде мне понравилось задание о видах финансовой неграмотности, — рассказывает Денис. — Была предложена история про студента, который берет деньги в долг в одной организации под определенный процент, а потом вкладывает в другую организацию, очень сомнительную, тоже под процент. Нужно было проанализировать, почему он поступает неправильно, и привести свои примеры финансовой безалаберности. Я привел несколько примеров, один из них — когда человек плохо учится в школе, а потом вынужден поступать в вуз на платное место. В то же время если абитуриент выбирает между слабым вузом, куда он проходит на бюджет, и сильным, где его берут только на платное, то лучше выбрать сильный вуз. Ведь вложение средств в качественное образование — это наиболее ценный вклад».