• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Прикладная математика и информатика»

21
Апрель

Методы оптимизации в машинном обучении

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели


Гадецкий Артем Валерьевич


Кропотов Дмитрий Александрович

Программа дисциплины

Аннотация

Методы оптимизации лежат в основе решения многих задач компьютерных наук. Например, в машинном обучении задачу оптимизации необходимо решать каждый раз при настройке какой-то модели алгоритмов по данным, причём от эффективности решения соответствующей задачи оптимизации зависит практическая применимость самого метода машинного обучения. Данный курс посвящен изучению классических и современных методов решения задач непрерывной оптимизации (в том числе невыпуклых), а также особенностям применения этих методов в задачах оптимизации, возникающих в машинном обучении. Основной акцент в изложении делается на практические аспекты реализации и использования методов. Целью курса является выработка у слушателей навыков по подбору подходящего метода для своей задачи, наиболее полно учитывающего её особенности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение классических и современных численных методов решения задач непрерывной оптимизации
  • Освоение основных математических результатов из теории непрерывной оптимизации
  • Выработка практических навыков реализации численных методов оптимизации
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет основными математическими понятиями и результатами из теории непрерывной оптимизации
  • Знает основные классы задач непрерывной оптимизации и умеет сводить поставленную задачу к одному из этих классов
  • Умеет исследовать численные методы оптимизации и способен написать отчет о результатах исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие о численных методах оптимизации
  • Невыпуклая оптимизация
  • Унимодальные функции одной переменной
  • Слабая и сильная двойственность для задач выпуклой оптимизации
  • Задачи оптимизации на множествах простой структуры
  • Способы выбора шага в методах
  • Концепция (неточной) модели функции
  • Метод Ньютона
  • Стохастическая оптимизация
  • Общая схема метода штрафных функций
  • Распределенная оптимизация
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельные работы
    СР
  • неблокирующий Домашние задания
    ДЗ
  • неблокирующий Экзамен
    Письменный экзамен (Э) на 90 минут.
  • неблокирующий Контрольная работа
    КР
  • неблокирующий Проект
    ПР
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    Общая оценка за курс вычисляется по правилу Округление_вверх(0.7*<Оценка_за_семестр> + 0.3*<Оценка_за_экзамен>). <Оценка_за_семестр> = min(10, <Суммарная_оценка_за_задания>*10 / <Максимальная_суммарная_оценка_за_задания_без_бонусов>). Итоговая оценка за курс совпадает с общей оценкой при соблюдении следующих дополнительных условий: >=8 — Сданы все задания, кроме одного (на оценку >=4), экзамен сдан на оценку >= 6 >=6 — Сданы все задания, кроме двух (на оценку >=4), экзамен сдан на оценку >= 4 >=4 — Сданы все задания, кроме трех (на оценку >=4), экзамен сдан на оценку >= 4
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Nocedal, J., & Wright, S. J. (1999). Numerical Optimization. New York: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=104566
  • Optimization for Machine Learning Lecture 1: Introduction to Convexity. (2011). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9CAA7B97

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bubeck, S. (2014). Convex Optimization: Algorithms and Complexity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E3D5E1AB
  • Luethi, H.-J. (2005). Convex Optimization: Stephen Boyd and Lieven Vandenberghe. Journal of the American Statistical Association, 1097. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.bes.jnlasa.v100y2005p1097.1097