• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Направление подготовки

45.03.01 Филология

46.03.01 История

Утверждение программы
протокол заседания ученого совета № 10 от 28.09.2018
Дата обновления паспорта
протокол заседания академического совета ИКВИА №5 от 28.08.2019
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

Античность (2019): 4 года

Античность (2019): 5 лет

Очная форма обучения, 240 з.е. - 45.03.01 «Филология»300 з.е. - 46.03.01 «История»

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведётся на русском и английском языках

Специализация
Не предусмотрена
Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Конкурентные преимущества программы

Программа бакалавриата «Античность» направлена на подготовку специалистов в родственных специальностях: историков – антиковедов, филологов-классиков и филологов-византинистов. Все специальности подразумевают знание древнегреческого и латинского языков, античной литературы, умение переводить и комментировать тексты, написанные на этих языках. Работа с удаленным от современности материалом предполагает также знание современных языков, умение обращаться с компьютерными базами данных и словарями. Программа «Античность» представляет собой новый образовательный продукт, в настоящее время не имеющий аналогов в российской высшей школе: в тех вузах, где осуществляется подготовка специалистов по классической филологии и по византийской филологии, абитуриент должен выбрать специальность при поступлении в ВУЗ, здесь же ему предоставляется возможность сделать выбор более сознательно после обучения общим основам специальности.

Студенты-историки и студенты-филологи изучают языки и дисциплины, посвященные истории и культуре античности, совместно. Специализация по профилю представлена блоком дисциплин по выбору, блок «История» и блок «Филология», в которых изучаются Историческая география, Вспомогательные исторические дисциплины и др. / Введение в лингвистику, История древнегреческого и латинского языков и др.. Эти блоки по объему зачетных единиц равны минору – общефакультетскому комплексу дисциплин по выбору. За счет этого при обучении на программе «Античность» есть возможность получить 2 диплома: диплом историка и диплом филолога, выбрав вместо общефакультетского минора второй профиль программы.

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Профессиональные компетенции (планируемые результаты освоения ОП) по направлению «филология»

Код

компетенции

    

Наименование компетенции

ПК-1

Способность применять полученные знания в области теории и истории русской и зарубежной литератур, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности 

ПК-2

Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков) и применять их в собственной научно-исследовательской деятельности

ПК-3

Способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов 

ПК-4

Способность создавать и редактировать тексты профессионального назначения, в том числе квалификационные работы, тезисы, презентации, научные статьи

ПК-5

Владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований

ПК-6

Способность осуществлять поиск и анализ источников на разных языках (в том числе на древних и современных иностранных языках), выявлять и анализировать специальную литературу на государственном и иностранных языках

 

ПК-7

Способность вести профессиональное общение на иностранном языке

ПК-8

Способность разрабатывать и готовить учебный материалы для проведения занятий по древним языкам и античной литературе

 

ПК-9

Владение навыками доработки и обработки (например, корректура, редактирование, комментирование, реферирование, информационно-словарное описание) различных типов текстов

ПК-10

Владение навыками перевода различных типов текстов (в основном научных и публицистических, а также документов) с иностранных языков и на иностранные языки; аннотирование и реферирование документов, научных трудов и художественных произведений на иностранных языках 

ПК-11

Владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных, научных и культурно-просветительских организациях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах

ПК-12

Способность провести квалифицированное тестирование эффективности лингвистически ориентированного программного продукта

 

 

Профессиональные компетенции (планируемые результаты освоения ОП) по направлению «история»

Код

компетенции

 

Наименование компетенции

ПК-1

Способность осуществлять поиск и анализ исторических источников на разных языках (в том числе на древних и современных иностранных языках), выявлять и анализировать специальную литературу на государственном и иностранных языках

ПК- 2

Способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории

ПК-3

Способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области вспомогательных исторических дисциплин, источниковедения, историографии, теории и методологии исторической науки

ПК-4

Способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии, исторической и культурной антропологии

ПК-5

Способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества

ПК-6

Способность к использованию специальных знаний, полученных в рамках индивидуальной образовательной траектории

ПК-7

Способность к поиску информации  архивах, музеях, библиотеках, в том числе  с использованием электронных каталогов и сетевых ресурсов

ПК-8

Способность  к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований

ПК-9

Владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований

ПК-10

Способность применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательных организациях

ПК-11

Способность в популярной форме излагать и комментировать историческую информацию в ходе публичных выступлений ( в том числе в печатных и электронных СМИ), а также в интернет-пространстве (социальные сети, блоги, иные информационные и дискуссионные площадки)

ПК-12

Способность осуществлять информационное обеспечение историко-культурной и просветительской работы в рамках деятельности организаций и учреждений культуры, органов местного, регионального и республиканского самоуправления

 

 

Область профессиональной деятельности

(Наименование и код по Реестру Минтруда и название)

Типы задач профессиональной деятельности

 

Коды профессиональных компетенций

01 Образование и наука (в сфере общего образования, среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования)

 

: 01.001 Преподавание по программам профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации; 01.003 Педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых;

01.004 Педагогическая деятельность в профессиональном обучении, профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании.

 

Филологические:

ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-11

 

Исторические:

 

ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12

04. Культура, искусство.

04.003 Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов;

04.004 Деятельность по учету музейных предметов в музеях всех видов;

04.005 Экскурсионная деятельность.

Филологические:

ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-6, ПК-11

Исторические:

ПК-1, ПК-2, ПК-7, ПК-12

 

11. Средства массовой информации, издательство и полиграфия.

11.006. Редактирование и подготовка материалов к публикации в средствах массовой информации (СМИ).

А также консультативная, экспертная и журналистская работа в электронных, печатных теле- и радиовещательных СМИ; рецензирование и редактирование научных, научно-популярных и публицистических работ; популяризация историко-культурных знаний.

Филологические:

ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11, ПК-12

Исторические:

ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-12

 

Характеристики образовательных модулей программы

Содержание и структура программы бакалавриата связаны с необходимостью формирования как теоретических, так и прикладных навыков у выпускника. Для этого учащийся по программе бакалавриата должен получить на профессиональном уровне представление как об особенностях развития античной культуры, так и проблемах ее изучения. Это невозможно без знания древних (латынь, древнегреческий) и новых языков (английский, немецкий, новогреческий). Закрепление навыков происходит во время выступлений с докладами на семинарах и научных конференциях, и в письменной форме – при написании тезисов, статей, курсовых и выпускных и квалификационных работ. Программа «Античность» предназначена для двух направлений подготовки «История» и «Филология», в связи с чем учебный план содержит общий блок дисциплин, часть которых предназначена для совместного изучения студентами обоих направлений. Это дисциплины профессионального цикла: Античная мифология и религия, История Древней Греции и Рима, История Древнего мира, История искусства Древней Греции и Рима, Эпиграфика, Палеография, Древние языки (древнегреческий и латинский), Немецкий язык; дисциплины общего цикла: Цифровая грамотность, Социология, Философия. В рамках учебного плана есть вариативная часть, представляющая собой два блока предметов, обусловленных профессиональной специализацией учащихся. Так, у студентов, выбравших своим направлением историю, ряд дисциплин, направленных на формирование профессионального специалиста–историка, читается на базе Школы исторических наук для объединенного потока студентов-историков ШИН и «Истории Античности», а филологи слушают курсы, посвященные лингвистической проблематике: «Введение в языкознание», «История древнегреческого языка» и «История латинского языка». Различаются по объему и содержанию курсы, посвященные истории античной литературы, а также курсы древних языков

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

В случае необходимости, обучающимся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (по заявлению обучающегося) могут предлагаться следующих варианты восприятия учебной информации с учетом их индивидуальных психофизических особенностей, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных технологий:

1) для лиц с нарушениями зрения: в печатной форме увеличенным шрифтом; в форме электронного документа; в форме аудиофайла (перевод учебных материалов в аудиоформат); в печатной форме на языке Брайля; индивидуальные консультации с привлечением тифлосурдопереводчика; индивидуальные задания и консультации.

2) для лиц с нарушениями слуха: в печатной форме; в форме электронного документа; видеоматериалы с субтитрами; индивидуальные консультации с привлечением сурдопереводчика; индивидуальные задания и консультации.

3) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: в печатной форме; в форме электронного документа; в форме аудиофайла; индивидуальные задания и консультации.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Античность»

Перейти к содержанию программы