• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Введение в специальность (востоковедение и африканистика)

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
8
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Задача данного курса – познакомить обучающихся с физической, политической и экономической географией, этнологией, социально-политическим устройством, культурным наследием, религией и основными историческими процессами изучаемого региона. Курс предполагает активную работу с дополнительной литературой на русском и английском языках, выработку исследовательских и презентационных навыков, чтобы создать у студентов представление о вьетнамистике как о комплексе гуманитарных наук. «Введение в специальность» дает первое целостное представление о Вьетнаме и других странах региона, которое затем будет детализироваться и уточняться благодаря последующему обучению на направлении «Языки и литература Юго-Восточной Азии».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • предоставить в распоряжение студента определенный набор «базисных» сведений о языке, культуре и истории изучаемых стран;
  • ознакомить учащихся с краткой географической, исторической и культурной характеристикой Вьетнама и стран-соседей в синхронном и историческом аспекте;
  • привить первичные навыки сопоставления усвоенной информации, касающейся региона изучения, со сведениями и установками, известными учащимся как представителям европейской культуры;
  • усвоение современных базовых теоретических представлений о происхождении, характере и специфике вьетнамского, тайского языка и литературы;
  • получение первого опыта чтения, анализа и реферирования научной и научно-популярной литературы по вьетнамистике общеописательного (не узкоспецифического) характера;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владение общими сведениями о регионе ЮВА. Умение ориентироваться в географии стран ЮВА, владение актуальной информацией о полезных ископаемых и гидроресурсах, административном делении. Владение информацией о тенденциях экономического развития Вьетнама, Таиланда, Лаоса. Владение информацией о народонаселении и демографической политике данных стран.
  • Владение информацией о классификации, составе, численности, особенностях расселения народов Вьетнама.
  • Владение информацией о языках ЮВА, их классификации, диалектах.
  • Умение ориентироваться в основных исторических этапах развития вьетнамского общества. Знание основных историографических памятников Вьетнама.
  • Понимание роли религиозных и религиозно-этических учений Вьетнама в становлении и функционировании общественных институтов, умение учитывать в практической и исследовательской деятельности специфику, харак¬терную для носителей соответствующей культуры.
  • Знакомство с основными жанрами литературы стран ЮВА. Знакомство с основными этапами развития вьетнамской литературы. Знакомство с этапами развития вьетнамской письменности.
  • Владение информацией об основных особенностях материаль¬ной культуры ЮВА, умение учитывать в практической и исследовательской деятельности специфику, харак¬терную для носителей соответствующей культуры.
  • Владение понятийным аппаратом востоковедных исследований. Владение актуальной информацией, касающейся российской и зарубежной историографии ЮВА. Умение пользоваться навыками критического анализа и практи¬че¬ско¬го применения знаний по актуальным проблемам развития афро-азиатского мира, решение которых способствует укреплению дипломатических позиций, повышению экономической безопасности и конкурентоспособности Российской Федерации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • География ЮВА
    Общие сведения о регионе ЮВА. Страны ЮВА. Общая характеристика гео¬гра-фических особенностей территории ЮВА. Тенденции экономического развития. Страны Индокитая. Народонаселение и демографическая политика (переписи населения, плотность населения, ограничение рождаемости). Природные ископаемые. Гидроресурсы. Вьетнам. Административно-территориальное деление.
  • Этнография стран Индокитая
    Этнология и этнография, общие понятия. Народы стран Индокитая: классификация, состав, численность, особенности расселения. Этнический состав Вьетнама.
  • Языки стран Индокитая
    Генетическая классификация языков. Языковые семьи Юго-Восточной Азии. Типологическая классификация языков. Понятие изолирующих, слоговых и тональных языков. Вьетнамский язык в рамках австроазиатской языковой семьи. История вьетнамского языка. Диалекты вьетнамского языка. Современный литературный вьетнамский язык. История вьетнамской письменности.
  • Краткие сведения об истории стран Индокитая
    Древние государства на территории Индокитая. Миграция тайских народов. Первые тайские государства. Основная периодизация истории Вьетнама. Периоды «северной зависимости». Императорские династии. Вьетнам как французская колония. Августовская революция 1945 года. Политика «обновления» и «открытых дверей».
  • Религиозно-философские учения Юго-Восточной Азии
    Общая характеристика религиозно-философских учений ЮВА. Даосизм. Конфуцианство. Буддизм. Традиционные верования народов ЮВА. Распространение западных религиозных течений.
  • Литература стран Индокитая
    Основные литературные жанры. Мифология и фольклор народов Индокитая. Тайская классическая литература. Вьетнамская средневековая поэзия на «тьы ном». Поэма Нгуен Зу «Кьеу». Формы вьетнамского стихосложения. Вьетнамская литература в колониальный период. Развитие прозаических жанров в начале XX в. Вьетнамская литература после 1945 г.
  • Материальная культура и искусство Юго-Восточной Азии
    Древнее искусство Юго-Восточной Азии. История развития и виды декоративно-прикладного искусства. Керамика и центры ее производства. Ткачество. Традиционный костюм. Вьетнамский «лубок» ¬- народные картинки Донг Хо, эстампы Ханг Чонг. Театр. Архитектура. Современное изобразительное искусство.
  • История изучения региона Юго-Восточной Азии
    Историография и источниковедение как отрасли науки. Российская и зарубежная историография Таиланда и Лаоса. Российская и зарубежная историография Вьетнама. Основные вьетнамские исторические источники. Роль Французской школы Дальнего Востока в изучении Индокитая. Основные направления изучения истории и филологии стран Индокитая на современном этапе. Основные центры изучения стран Индокитая. Основная периодика. Международные научные конференции и форумы. Персоналии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Работа на семинарах + 0.5 * Экзамен + 0.25 * Эссе
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Работа на семинарах + 0.5 * Экзамен + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • под редакцией А. Д. Воскресенского - Восток и политика: Политические системы, политические культуры, политические процессы - Издательство "Аспект Пресс" - 2015 - 624с. - ISBN: 978-5-7567-0762-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68675

Рекомендуемая дополнительная литература

  • под редакцией Д. В. Стрельцова - Внешнеполитический процесс на Востоке: учебное пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2017 - 352с. - ISBN: 978-5-7567-0885-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97262