• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Практическая подготовка

Практическая подготовка на образовательной программе “Языки и литература Юго-Восточной Азии” представляет собой комплекс различных видов студенческой деятельности, которые позволяют на практике применить полученные теоретические знания и обрести всестороннее представление о будущей профессии. Проектная деятельность направлена на развитие конкретных, прикладных навыков, применив которые в работе, студенты уже во время учебы способны подготовить законченные и имеющие научную ценность проекты, публикации и каталоги. Профессиональная и учебная практика знакомит студента с научными коллекциями и непосредственной работой их коллег по специальности. Такие элементы практической подготовки, как курсовая работа и выпускная квалификационная работа способствую формированию, закреплению и развитию практических навыков, таких, как перевод, анализ и комментирование текста, работа с источниками, и пр.

Программа пактики включает в себя описание элементов учебного плана образовательной программы, организованных в форме практической подготовки и сгруппированных в модуле «Практика» учебного плана.

Практическая подготовка в НИУ ВШЭ регулируется: 

Полжением о практической подготовке студентов основных образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, специалитета и магистратуры Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (DOCX, 67 Кб) (Приказ о введении в действие: 6.18.1-01/130721-7 от 13.07.2021)

Приложения к Положению о практической подготовке (RAR, 295 Кб)

Данная программа практики утверждена 
Протоколом академического совета ИКВИА №11 от 20.08.25. (PDF, 1.34 Мб) 

Программа практики ОП Юго-Восточная Азия для студентов 2024 года набора (DOCX, 51 Кб) 

 Общие сведения об элементах практической подготовки для студентов 2024 года набора:

Курс

Вид

практики

Тип

практики

(ЭПП)

Признак1[1]

Признак2[2]

Объем в з.е. на 1 студ.

Объем в ак.часах на 1 студ.

Период реализации

1-5

Проектная

Проект

П/В

С

3

114

До окончания 3го модуля выпускного уч. гг.

2, 3, 4

Научно-исследовательская

Курсовая работа

О

Ф

3/3/3

114/114/114

2025-2026;

2026-2027;

2027-2028 уч.гг.

3

Профессиональная

Учебная практика

О

Ф

3

114

1 модуль

2028-2029 уч.г.

5

Научно-исследовательская

Преддипломная практика

О

Ф

3

114

3 модуль

2029-2030 уч.г.

5

Научно-исследовательская

Подготовка ВКР

О

Ф

21

798

2027-2028 уч.г.

Табличная форма программы практики ОП Юго-Восточная Азия для студентов 2024 года набора (XLSX, 99 Кб) 

Программа практики ОП Языки и литература Юго-Восточной Азии для студентов 2022 года набора (DOCX, 51 Кб) 

Общие сведения об элементах практической подготовки для студентов 2022 года набора:

Курс

Вид

практики

Тип

практики

(ЭПП)

Признак1[1]

Признак2[2]

Объем в з.е. на 1 студ.

Объем в ак.часах на 1 студ.

Период реализации

1-5

Проектная

Проект

П/В

С

5

190

До окончания 3го модуля выпускного уч. гг.

3,4

Научно-исследовательская

Курсовая работа

О

Ф

5/2

190/76

2024-2025;

2025-2026 уч.гг.

3

Профессиональная

Учебная практика

О

Ф

3

114

1 модуль

2026-2027 уч.г.

5

Научно-исследовательская

Преддипломная практика

О

Ф

3

114

3 модуль

2026-2027 уч.г.

5

Научно-исследовательская

Подготовка ВКР

О

Ф

12

456

2026-2027 уч.г.

Табличная форма программы практики ОП Языки и литература ЮВА для студентов 2022 года набора (XLSX, 99 Кб) 


[1] Обязательный (О) – ЭПП обязателен для выполнения всеми студентами ОП.

Предмет по выбору (П/В) – студент имеет возможность выполнить одну или несколько строк из предложенного перечня элементов в модуле «Практика» учебного плана.

[2] Фиксированный (Ф) – ЭПП необходимо выполнить строго в текущем учебном году.

Свободный (С) – ЭПП можно выполнять в течении всего периода обучения до начала последнего модуля выпускного курса.

Содержание элементов практической подготовки:

Учебная практика   Музейная практика   Проект   Преддипломная практика   Курсовая работа   ВКР

 

Проект

1.     Цель, задачи и пререквизиты

Цель проектной деятельности – использование знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения, для постановки и решения практических задач в профессиональной деятельности.

Задачи проекта могут носить как академический, так и прикладной характер. Конкретные задачи проектной деятельности определяют руководители проектов.

Конкретные пререквизиты проекта определяют руководители проектов.

Запись на проекты происходит через сервис https://smartpro.hse.ru/

2.     Точки контроля по проекту:

1.     Подписание задания на выполнение студенту

2.     Предоставление промежуточного варианта

3.     Предоставление итогового текста/отчета.

Даты точек контроля определяются руководителями проектов.

Отписаться от участия в проекте студент может не позднее 10 рабочих дней с начала реализации проекта, предоставив менеджеру программы заявление на имя академического руководителя программы, на исключение проекта из своего индивидуального учебного плана.

3.     Содержание, особенности освоения

Проектная деятельность по специальности образовательной программы может представлять собой следующие виды работ: подготовка русскоязычных учебных материалов (глоссария к определенному тексту или собранию текстов, грамматического справочника, терминологического глоссария); перевод и составление лингвистического и филологического комментария классических памятников; художественный перевод произведения современной индийской литературы; участие в научных проектах  структурных подразделений НИУ ВШЭ и других организаций; участие в международных конкурсах и грантах, школах (организуемых как НИУ ВШЭ, так и другими российскими и зарубежными учреждениями и организациями); участие в составлении библиографических списков и указателей по актуальным проблемам индологии, разработка информационных ресурсов (в том числе языковых корпусов и баз данных) лингвистической, исторической и общегуманитарной направленности.

Помимо проектов, связанных с основной специализацией ОП, студенты могут выбирать любые проекты с Ярмарки проектов ВШЭ ( https://pf.hse.ru/ ).

4.     Оценивание и отчетность

Форма отчетности и формула оценивания устанавливается руководителями проектов.

После окончания проекта для проставления оценки за проект студент сдает в учебный офис пакет отчетных документов: Задание по проекту, Отчет по проекту, Оценочный лист по проекту.

Шаблон задания по проекту (DOCX, 27 Кб) 

Шаблон отчета по проекту (DOCX, 25 Кб) 

Шаблон оценочного листа по проекту (DOCX, 38 Кб)

5.     Ресурсы 

В процессе прохождения ЭПП обучающиеся могут использовать информационные технологии, в том числе средства автоматизации проектирования и разработки программного обеспечения, применяемые в профильной организации, интернет-технологии и др. Специфика ресурсов, необходимых для работы над проектом, определяется руководителем проекта.

 

Курсовая работа

1.     Цели, задачи и пререквизиты

Цель написания курсовой работы – научить студента навыкам самостоятельной научной работы. 

Задачи курсовой работы:

  • научить формулировать цели и задачи курсовой работы
  • научить работе с научной литературой (поиск, систематизация, анализ)
  • научить работе с источниками
  • научить оформлять курсовую работу согласно принятым правилам
  • выработать навыки письма научным стилем
  • научить представлять результаты своей работы на защите

2.     График подготовки КР в 2025-2026 учебном году:

 

№ п/п

Этап подготовки

Как это происходит

Сроки исполнения

1

Выбор тем курсовых работ и ВКР студентами или предложение тем студентами

студенты выбирают темы из предложенных или предлагают свои темы через электронно-информационную систему

С 10 октября до 10 ноября текущего учебного года

2

Проверка наличия утвержденных руководителями тем курсовых работ у студентов

учебный офис проверяет, все ли выбрали тему курсовой работы, академический руководитель предлагает темы студентам, еще их не выбравшим

С 25 ноября до 10 декабря текущего учебного года

3

Утверждение тем курсовых работ в ИУПах студентов.

учебный офис закрепляет выбранные темы за студентами в их индивидуальном учебном плане

Не позднее 15 декабря текущего учебного года

4

Предоставление плана курсовой работы руководителю

Студент присылает руководителю план курсовой работы

Не позднее 25 декабря текущего учебного года

5

Предоставление первого варианта курсовой работы руководителю (предзащита)

Студент присылает руководителю первый вариант итоговой работы и/или руководитель проводит очную предзащиту, после которой у студента есть возможность скорректировать работу

Не позднее, чем за месяц до защиты

6

Смена руководителя/темы курсовой работы

Студент пишет заявление на имя академического руководителя, визирует его у своего (нового) научного руководителя.

Смена темы: не позднее, чем за месяц до даты защиты курсовой; смена руководителя: не позднее, чем за 2 месяца

7

Представление итогового текста курсовой работы, загрузка курсовой работы в систему «Антиплагиат»

Студент загружает итоговый текст курсовой работы в ЛМС, преподаватель получает его через свой личный кабинет ЛМС

Не позднее, чем за 10 дней до даты защиты курсовой работы

8

Предоставление руководителем отзыва на курсовую работу

Руководитель пишет отзыв и загружает его в ЛМС (либо отправляет в учебный офис)

В течение недели после получения итогового варианта курсовой работы

9

Защита курсовой работы

Защита может проводиться как очно в аудитории, так и онлайн. По итогам защиты в ведомость выставляются оценки за курсовую, ведомость передается в учебный офис

Предварительная дата защиты: середина июня 2026 года

 

3.     Содержание курсовой работы

Курсовая работа может быть выполнена на следующие темы: литература, история, фольклор, философия, религия, искусство, культура изучаемого региона; особенности изучаемого языка и его диалектов различных периодов. Работа может быть посвящена анализу языка или стиля литературного памятника или художественного произведения. Тематика работы и исследуемый текст определяются либо по желанию студента, либо по предложению научного руководителя.

Структура и объем работы определяется конкретными задачами. Обязательными структурными элементами курсовой являются:

  • введение, где обосновываются цель и задачи, которые будут решаться в работе;
  • основная часть работы. В случае, если работа представляет собой собственный перевод студента, то основная часть работы делится на практическую, где дается текст перевода, и дискуссионную, где описывается решение той или иной филологической задачи;
  • заключение, где подводится итог работе и формулируются выводы;
  • список литературы, оформленный согласно актуальному ГОСТу. 

4.     Оценивание и отчетность

Итоговый контроль проводится в форме защиты курсовой и оценки ее руководителем и, при ее наличии, комиссией.

Детальные критерии оценивания курсовой работы и общие требования к ней описаны в  Методических рекомендациях к написанию курсовых работ (DOCX, 33 Кб) 

Шаблон задания по курсовой работе (DOCX, 27 Кб) 

Шаблон титульного листа курсовой работы (DOCX, 15 Кб) 

Шаблон отзыва руководителя на курсовую работу (DOCX, 19 Кб) 

5.     Ресурсы

Ресурсы, необходимые для выполнения курсовой работы, определяются спецификой ее темы, и могут представлять из себя печатные издания, интернет-сайты, архивы, рукописи, и пр. Поиск ресурсов для работы осуществляется студентом при содействии руководителя курсовой работы.

 

Подготовка ВКР

1.     Цели, задачи и пререквизиты

Цели:

  • закрепление, углубление, систематизация теоретических и практических знаний по специальности и применение их при решении практических задач;
  • развитие навыков проведения самостоятельного научного исследования по литературе, истории, лингвистике, культуре изучаемого региона.

Задачи:

  • изучение и критический анализ исследований в области изучаемых языков, литературы, истории, фольклора, культуры изучаемого региона с применением современных методик обработки результатов исследований;
  • проведение самостоятельных исследований в области изучаемых языков, литературы, истории, фольклора, культуры изучаемого региона в целях повышения своего общепрофессионального уровня, использования результатов исследований в практической деятельности и подготовки к продолжению образования.

Пререквизиты:

Для успешного выполнения выпускной квалификационной работы студент должен освоить все обязательные дисциплины, входящие в учебный план образовательной программы.

Защита ВКР входит в обязательную часть государственной итоговой аттестации (ГИА). 
2.     График подготовки ВКР определяется перед началом выпускного курса
3.     Содержание ВКР

ВКР представляет собой независимое исследование и может быть выполнена в виде: 

  • перевода на русский язык ранее не переводившегося текста, сопровождающегося филологическим или историческим комментарием;
  • перевода на русский язык и анализа художественных и идейных особенностей литературного сочинения;
  • анализа языка конкретного литературного или исторического памятника или памятников;
  • анализ авторского стиля произведений на изучаемых языках;
  • анализа языковых особенностей изучаемых языков;
  • анализа текста или текстов по фольклору, мифологии, религии, искусству, культуре изучаемого региона;
  • анализа исторических процессов, институтов, явлений, связанных с тем или иным периодом истории изучаемого региона.

Тематика работы и исследуемый текст определяются либо по желанию студента, либо по предложению научного руководителя.

Работа выполняется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ВКР в НИУ ВШЭ.

Структура и объем работы определяется конкретными задачами. Обязательными структурными элементами ВКР являются:

  • введение, где обосновываются цель и задачи, которые будут решаться в работе,
  • основная часть работы. В случае, если работа представляет собой собственный перевод студента, то основная часть работы делится на практическую, где дается текст перевода, и дискуссионную, где описывается решение той или иной филологической задачи;
  • заключение, где подводится итог работе и формулируются выводы;
  • список литературы, оформленный согласно актуальному ГОСТу.

4.     Оценивание и отчетность

Итоговую оценку за ВКР формирует ГЭК после завершения процедуры защиты ВКР студентом. Оценивание ВКР происходит исключительно путем открытого голосования членов ГЭК.

Детальные критерии оценивания и технические особенности написания ВКР описаны в Методических рекомендациях по подготовке ВКР (DOCX, 40 Кб)

5.     Ресурсы

Ресурсы, необходимые для выполнения ВКР, определяются спецификой ее темы, и могут представлять из себя печатные издания, интернет-сайты, архивы, рукописи, и пр. Поиск ресурсов для работы осуществляется студентом при содействии руководителя ВКР.

Порядок оформления курсовых и выпускных квалификационных работ НИУ ВШЭ (DOCX, 58 Кб) 

Положение о государственной итоговой аттестации студентов образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, специалитета и магистратуры НИУ ВШЭ (DOCX, 59 Кб) 

Методические рекомендации по подготовке ВКР (DOCX, 40 Кб) 

Шаблон задания по ВКР (DOCX, 27 Кб) 

Шаблон титульного листа ВКР (DOCX, 25 Кб) 

Шаблон отзыва руководителя на ВКР (DOCX, 20 Кб) 

Шаблон отзыва рецензента на ВКР (DOCX, 18 Кб) 

Алгоритм загрузки ВКР в ЛМС и проверки на процент заимствования (PDF, 2.18 Мб) 

ГОСТ Р 7.0.5-2008 (PDF, 192 Кб) 

ГОСТ Р 7.0.100-2018 (PDF, 1.33 Мб) 

 

Учебная практика

1.     Цели, задачи и пререквизиты

Цели проведения практики:

  • Познакомить студентов с существующим рукописным фондом Института Восточных рукописей РАН;
  • Дать учащимся представления о дисциплинах, связанных с изучением рукописей;

Задачи практики:

Приобретение студентами навыков и знаний, необходимых для 1) участия в научно-исследовательских проектах, 3) рецензирования и редактирования научных, научно-популярных и публицистических работ, носящих востоковедный характер, консультирования их авторов.

2.     Даты точек контроля: 

Название этапа

Время исполнения

1

Консультация студентов по прохождению практики. Составление руководителем практики индивидуальных заданий студентов.

 

За неделю до начала практики

2

Участие в мероприятиях практики. Предоставление промежуточного варианта отчета.

Лето (05.07-16.08) перед 1-м модулем 2028-2029 уч.г.

3

Сдача отчетных материалов о прохождении практики

Через неделю после окончания практики

3.     Содержание, особенности проведения практики 

Способ проведения практики: выездная.

Форма проведения практики: практика проходит летом, во внеучебное время.

4.     Оценивание и отчетность

По итогам практики каждым студентом предоставляется комплект документов, который включает в себя:

  • Индивидуальное задание
  • Отчет
  • Отзывы руководителей от принимающей организации

Оценка выставляется руководителем практики исходя из активности студента во время практических занятий и отзывов преподавателей, работавших со студентами во время проведения практики, а также на основе сданных студентом отчетных документов.

Шаблон задания по практике (DOCX, 27 Кб) 

Шаблон отчета по практике (DOCX, 25 Кб) 

Критерии и оценочная шкала для промежуточной аттестации по практике: 

 

Оценка по 10-балльной шкале

Примерное содержание оценки

10- Блестяще

9- Отлично

8- Почти отлично

Комплект документов полный, все документы подписаны и заверены должным образом. Цель практики выполнена полностью или сверх того. Замечания от руководителя практики отсутствуют.

7- Очень хорошо

6- Хорошо

Комплект документов полный, но некоторые документы не подписаны или заверены недолжным образом. Цель практики выполнена почти полностью. Опубликованные (или готовые к публикации) результаты деятельности не авторизованы. Незначительные замечания от руководителя практики.

5- Весьма удовлетворительно

4- Удовлетворительно

Комплект документов полный, но некоторые документы не подписаны или заверены недолжным образом. Цель практики выполнена частично. Результаты деятельности не опубликованы. Замечания от руководителя практики.

3- Плохо

2- Очень плохо

1- Весьма неудовлетворительно

Комплект документов неполный. Цель практики не выполнена. Серьезные замечания от руководителя практики.

5.     Ресурсы

При проведении практики используются электронные каталоги и ресурсы музеев; также могут использоваться информационные технологии, применяемые в профильной организации, Интернет - технологии и др.

Преддипломная практика

1.     Цели, задачи, пререквизиты

Цели проведения практики:

  • Знакомство с собраниями искусства и эпиграфики в Москве (и Санкт-Петербурге), включая фонды музеев и частные коллекции;
  • Приобретение навыков: работа с предметами из музейных коллекций – описание экспонатов, определение иконографии, чтение надписей;
  • Знакомство с характерными для разных периодов техниками и материалами производства художественных изделий.

Задачи практики:

  • Приобретение студентами навыков и знаний, необходимых для 1) участия в научно-исследовательских проектах, 2) участия в подготовке учебно-методических пособий, 3) подготовки публикаций в СМИ, публичных лекций, теле- и радиопередач и иных форм популяризации историко-культурных знаний. 

2.     Даты точек контроля:

Название этапа

Время исполнения

1

Консультация студентов по прохождению практики. Составление руководителем практики индивидуальных заданий студентов.

 

За неделю до начала практики

2

Участие в мероприятиях практики. Предоставление промежуточного варианта отчета.

3-й модуль 2029-2030 уч.г.

3

Сдача отчетных материалов о прохождении практики

Через неделю после окончания практики

3.     Содержание и особенности проведения практики

Способ проведения практики: стационарная, выездная.

Практика проводится в государственных и частных музеях и галереях Санкт-Петербурга и Москвы

4.     Оценивание и отчетность

По итогам практики каждым студентом предоставляется комплект документов, который включает в себя:

  • Индивидуальное задание
  • Отчет

Шаблон задания по практике (DOCX, 27 Кб) 

Шаблон отчета по практике (DOCX, 25 Кб) 

Оценка выставляется руководителем практики исходя из активности студента во время практических занятий и отзывов преподавателей, работавших со студентами во время проведения практики, а также на основе сданных студентом отчетных документов.

Критерии и оценочная шкала для промежуточной аттестации по практике: 

Оценка по 10-балльной шкале

Примерное содержание оценки

10- Блестяще

9- Отлично

8- Почти отлично

Комплект документов полный, все документы подписаны и заверены должным образом. Цель практики выполнена полностью или сверх того. Замечания от руководителя практики отсутствуют.

7- Очень хорошо

6- Хорошо

Комплект документов полный, но некоторые документы не подписаны или заверены недолжным образом. Цель практики выполнена почти полностью. Опубликованные (или готовые к публикации) результаты деятельности не авторизованы. Незначительные замечания от руководителя практики.

5- Весьма удовлетворительно

4- Удовлетворительно

Комплект документов полный, но некоторые документы не подписаны или заверены недолжным образом. Цель практики выполнена частично. Результаты деятельности не опубликованы. Замечания от руководителя практики.

3- Плохо

2- Очень плохо

1- Весьма неудовлетворительно

Комплект документов неполный. Цель практики не выполнена. Серьезные замечания от руководителя практики.

5.     Ресурсы

При проведении практики используется коллекции государственных и частных музеев и галерей Санкт-Петербурга и Москвы, ноутбуки с пакетом программ Microsoft и доступом в Интернет, также могут использоваться информационные технологии, применяемые в профильной организации, Интернет - технологии и др.

 

Раздел 3. Особенности организации обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Практическая подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов организуется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.