• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Всеобщая история

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина состоит из трех блоков – истории античности, средних веков, нового и новейшего времени. Изучение дисциплины начинается с истории Древней Греции и Рима (их принято объединять в единую античную цивилизацию, которая является завершающим этапом истории Древнего Средиземноморья и одновременно начальным этапом истории Европы). Содержание дисциплины охватывает круг основных вопросов, связанных с политической, экономической, социальной историей античной цивилизации, ее мировоззрением и достижениями культуры. Предметом курса является античная циилизация как определенная система хозяйственных, социальных, политических и культурных институтов и одновременно как система гуманитарных ценностей. Цель курса – ознакомить студентов с узловыми проблемами истории античности, выявить основные закономерности развития этого региона Средиземноморья, сформировать у студентов представление о своеобразии античной цивилизации и человека античной эпохи. Поэтому основное внимание уделяется главной экономической и социально-политической ячейке античного мира – гражданской общине (греческому полису и его римскому эквиваленту – цивитас). Задачи курса – изучить основные события истории Древней Греции и Рима, освоить ключевые теоретические понятия античной истории, способствовать освоению достижений античной науки и культуры, развить у студентов навыки самостоятельной исследовательской работы. Следующий период в истории Европы охватывает эпоху средних веков. Предметом данной части курса является история Европы от Великого переселения народов до Великих географических открытий. Цель курса – ознакомить студентов с основными проблемами истории Средних веков, выявить особенности развития западноевропейских регионов (Британии, Франции, Италии, Германии).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов общего представления о западноевропейской и американской истории с древности до начала XXI в. и их региональной специфике;
  • ознакомление с важнейшими принципами периодизации исторического процесса, основными хронологическими системами; формирование представлений о причинно-следственных связях в историческом процессе;
  • ознакомление студентов с основными историографическими концепциями западноевропейской и американской истории до начала XXI в. и с возможностью использования достижений естественно-научных дисциплин в процессе обучения;
  • формирование представлений о множественности возможных интерпретаций истории западных цивилизаций с древнейших времён до современности.
  • формирование у студентов представления о целостности всемирно-исторического процесса.
  • формирование знаний о синхронности развития отдельных регионов, о согласованности между собой различных разделов исторической науки.
  • знакомство с важнейшими принципами периодизации исторического процесса, с основными хронологическими системами.
  • знакомство студентов с основными традиционными и новейшими историософскими концепциями всемирно-исторического процесса.
  • формирование представлений о множественности возможных интерпретаций человеческой истории.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • представлять себе общий ход всемирно-исторического процесса, основные события всемирной истории. принципы периодизации всемирной истории и основные концепции развития всеобщей истории, основные подходы к ее изучению.
  • уметь искать, систематизировать и включать знания по истории отдельных регионов и периодов в контекст всемирной истории.
  • иметь навыки работы с научной литературой и источниками;
  • понимать общий ход западноевропейской истории и уметь ориентироваться в нем;
  • получить начальное представление о периодизации и самых известных концепциях развития и подходах к изучению западноевропейской истории и истории Америки;
  • уметь самостоятельно включать знания по истории отдельных регионов Западной Европы и Америки соответствующих периодов в контекст всемирной истории, обладать основами целостного синхронистического видения исторического процесса на Востоке и Западе;
  • иметь первичные навыки работы с научной литературой и историческими источниками различных типов (письменными, археологическими, аудиовизуальными).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Древняя Греция и Рим. Тема 1. Характеристика античной цивилизации
    Место античной цивилизации среди других цивилизаций древности. Важность изучения истории классического мира как основы европейской цивилизации. Хронологические рамки античности. Основные этапы античной истории. Географическаие рамки античной цивилизации. Природно-климатические условия Средиземноморья. Воздействие моря на хозяйственную, культурную и повседневную жизнь человека античности. Средиземноморская триада. Этническая характеристика античного Средиземноморья. Греческие племена и население Италии. Различие роли греков и римлян в формировании античной цивилизации. Уникальность греческого и римского исторического опыта.
  • Тема 2. Формирование античного полиса в Греции и его характерные особенности
    Появление античного пути развития. Греция в XI – IX вв. до н.э. Архаическая революция VIII – VI вв. до н.э. – создание новой концепции власти. Законодательный бум. Изменения в военной сфере и ранняя тирания. Становление полисной организации и основанной на ней системы ценностей. Общая характеристика античного полиса. Особенности полисной государственности. Социально-экономические основы полисного строя. Античное рабство. Права и обязанности гражданина. Солидарность полисного коллектива. Состязатеная психология гражданина полиса.
  • Тема 3. Афины как пример демократического полиса
    Этапы формирования полисной организации в Аттике. Реформы Солона. Реформы Клисфена. Дем как основа демократи. Экономика и общество Афин в V – IV вв. до н.э. Основные институты афинскаой демократии. Участие граждан в общественно-политической жизни полиса. Идеал политического лидера в Афинах. Перикл во главе афинского госудаства. Демос и демагоги. Афины как центр культуры.
  • Тема 4. Спарта как пример олигархического полиса
    Особенности географического положения Спарты. Политика завоеваний. Ликургова реформа и образование «общины равных». Спартанская илотия. Полноправные спартиаты. Проблема спартанской олигархии.
  • Тема 5. Основные проблемы истории эллинизма
    Греческий мир в IV в. до н.э. Полис на пути преодоления автаркии. Установление македонской гегемонии. Завоевания Александра Македонского и создания мировой державы. Политика Александра на завоеванных территориях. Распад державы Александря и формирование системы эллинистических государств. Полис в структуре эллинистических монархий. Сущность и историческая роль эллинизма.
  • Тема 6. Рим как пример аристократического полиса
    Особенности формирования гражданского коллектива в Риме. Рост территории римского государства и изменения в структуре армии. Влияние завоеваний Рима в Лации на формирование римской цивитас и становление политического режима res publica.
  • Тема 7. Римская республика в III – I вв. до н.э.
    Экономика и общество республиканского Рима. Организация власти и управления в Римской державе. Нобилитет и его роль. Политичесакие группировки и политическая борьба в позднереспубликанском Риме. Союзническая война и кризис Рима-полиса. Гражданские войны.
  • Тема 8. Ранняя римская империя (I – III вв. н.э.)
    Октавиан Август и установление «республиканской монархии». Организация власти и управления в Ранней римской империи. Взаимоотношения имперских и муниципальных структур. «Золотой» век Римской империи. Внутренняя и внешняя периферия. Эдикт 212 г. – истоки кризиса 3 в.
  • Тема 9. Поздняя римская империя (IV – V вв. н.э.)
    Стабилизация империи при Диоклетиане. Реформы Диоклетиана и Константина. Превращение императора в источник законодательной власти. Закрепощение колонов. Положение сословия куриалов. Трансформация античного города. Распад империи на западную и восточную. Ослабление императорской власти на Западе. Варварская периферия и ее роль в истории Римской иперии.
  • Тема 10. Религиозная ситуация в Римской империи и возникновение христианства
    Особенности римской религии. Появление синкретических культов. Культ императора. Причины появления христианства. Гонения на христиан. Христианизация империи. Становление церковной организации.
  • Раздел 2. История Нового времени. Тема 1. Мир в XVI в.: от средневековья к новому времени.
    Великие географические открытия. Предпосылки Великих географических открытий. Португальские и испанские морские экспедиции и их итоги.«Океанический период» всемирной истории. На пути к европеизации мира: насилие и познание. Экономические последствия Великих географических открытий. Революция цен. Рынок-деньги. Возникновение бирж. Промышленное пробуждение и его локальные особенности. Мануфактуры. Цеховая система. Формирование экономической политики государства. Ранний меркантилизм. Ренессансный тип культуры. Индивидуализм и новое миропонимание. Религиозность и светскость. Духовные приоритеты и эстетические идеалы. Модель личности: «границы дозволенности». От познания человека к постижению общества. У истоков политической науки нового времени: взгляды Н. Макиавелли. Утопия в контексте ренессансной культуры. Распространение книгопечатания. Реформация и конфессиональный раскол Европы. Хронологические рамки, периодизация, причины Реформации. Модели национальных церквей. Религиозная община и индивидуализация веры. Человек и путь к спасению. Протестантская этика. Контрреформация и обновление католицизма. Орден иезуитов. Инквизиция. Тридентский собор. Конфессиональный раскол Европы. Идейное наследие Реформации. Политические и социально-экономические итоги. Зарождение абсолютизма. Идейные и социальные основы абсолютизма Нового времени. Национальные модели абсолютизма. Механизмы утверждения абсолютистского государства в Англии, Франции и Испании. Политическая и культурная закрытость Востока. Роль государства в экономике и общественном развитии. Бюрократизация административного аппарата. Система «капитуляций» в Османской империи.
  • Тема 2. Модернизация политического строя в Англии в XVII в.: парламентаризм и власть.
    Две английские революции XVII века: создание основ правового государства и гражданского общества. Характер Английской революции середины XVII в. Политические и религиозные причины революции и ее экономические мотивы. Периодизация, логика и ход событий. Конфликт между королем и парламентом. Пуританизм и Англиканская церковь. Социальная история революции. Реставрация Стюартов: новое соотношение политических сил. Тори и виги. «Славная революция» и создание конституционной монархии. Особенности английского конституционализма в конце XVII – начале XVIII вв.: теория и практика.
  • Тема 3. Эпоха Просвещения в Европе.
    Наследие интеллектуальных движений прошлого. Идейная программа Просвещения. Рационализация мышления и веры. Теория естественного права. Общественный договор. Вопрос о природе человека. Идеи «цивилизации» и прогресса. Научное и нравственное просветительство народа. Новая педагогика. Универсальная картина мира. Космополитизм. Европоцентризм. Философское обоснование гражданского общества и правового государства. Общественное мнение и политическая жизнь. Принципы экономического либерализма. Гражданская этика. Феномен «просвещенного абсолютизма» в Европе. Государственная целесообразность и прагматизм просвещенных монархов. Финансовая и военная реформы. Этатизм и интеграционные процессы: одна династия - одно государство - один народ. Просветительская программа правительств. Политика религиозной толерантности. Изгнание иезуитов. Оппозиция политике «просвещенного абсолютизма». Коалиционные войны XVIII века.
  • Тема 4. Мир «организованного» капитализма: становление индустриального общества.
    Понятия «промышленная революция», «промышленный переворот», «индустриализация». Англия: референтная модель промышленного переворота. Технические изобретения и новые технологии. Эпоха парового двигателя, угля и чугуна. Создание фабричного производства: текстильная и металлургическая промышленность. Транспортная революция: паровоз и пароход. Демографический подъем. Изменения в сфере торговли и финансов. Урбанизация: рост промышленных центров. Социально-экономические последствия. Прогресс капитализма в 50-70-е гг. XIX в. Экономический подъем 50-х гг. Страны-лидеры: Англия, США, Бельгия. «Железнодорожный бум». Новые средства коммуникации. Открытие месторождений золота. Масштабы свободы частного предпринимательства. Мобилизация капитала на промышленное развитие. От политики меркантилизма к фритреду. Экономический либерализм: теория и практика. Складывание индустриального общества. Социальная стратификация. Динамика социальной мобильности. Миграции населения в «век капитала». «Старые» и «новые» экономические элиты. Условия труда и быта промышленных рабочих. Обострение социального вопроса. Социалистические учения и первые формы организации рабочих. Рабочая аристократия. Истоки социального патернализма и приобщение к ценностям буржуазной культуры.
  • Раздел 3. История Новейшего времени. Тема 1. Глобальные кризисы первой половины XX в.: крушение «старой» модели мироустройства.
    Война 1914-1918 гг. – первый глобальный конфликт XX века. Блоковая система международных отношений: Тройственный союз и Антанта. Гонка военно-морских вооружений. Идея “мировой войны” в политике и идеологии ведущих держав. Военно-стратегическая подготовка государств к войне. Смещение центра международных противоречий на Балканы. Предвоенные кризисы. Сараевское убийство и июльский кризис 1914 г. Мировой масштаб и тотальный характер войны. Цели великих держав. Ход военных действий на Западном и Восточном фронтах. Расширение коалиций. Вступление США в войну. Война и экономика. Истощение ресурсов воюющих стран. Регулирующая роль государства. Человек и война: от милитаризации сознания к пацифизму. «Волна исторического пессимизма». Проблема потерянного поколения. Мирные инициативы Великобритании и США. «14 пунктов» Вудро Вильсона. Распад германского блока. Компьенское перемирие. Послевоенный мир: крушение империй и кризис либерально-деморктической модели развития. Правоконсервативный поворот. Правоэкстремистские партии и движения в 1920-е гг. Приход фашизма к власти в Италии. Авторитарные режимы в Европе в 1920-е гг. Понятие «тоталитаризм» и модели тоталитарного государства. Революции как путь модернизации государственно-политического строя. Социалистическая и либерально-демократическая альтернативы. Создание партий нового типа. Коммунистические партии. Коминтерн. Подъем национально-освободительного движения на Востоке. Идейно-политическая мобилизация восточных обществ в 1920-е гг. Создание Турецкой республики в 1923 г. Кемализм. Мировой экономический кризис (Великая депрессия) и поиск механизмов его преодоления. Причины глобального масштаба кризиса. Концепция саморегулирующейся рыночной стихии. Особенности кризиса: глубина, продолжительность, универсальность. Дискуссии о степени вмешательства государства в социально-экономическую сферу. От саморегулирующейся экономики к регулируемой. Теория Дж. М. Кейнса. Локальные войны и конфликты 30-х гг. и нагнетание международной напряженности. Агрессия Японии на Дальнем Востоке. Итало-эфиопская война. Этапы подготовки Германии к войне. Курс на ревизию Версаля. Антикоминтерновский пакт. Ось Берлин-Рим-Токио. Переход к территориальным захватам в Европе и расширение войны на Дальнем Востоке. Вторая мировая война (1939–1945). Тотальный характер войны. Глобальный масштаб театра военных действий. Новое в стратегии и тактике ведения войны. Перевооружение армий воюющих сторон: новая военная технология и техника. От оружия целенаправленного действия к оружию массового поражения. Масштабы массового уничтожения гражданского населения. Холокост. Система концлагерей. Проблема коллаборационизма. Нападение Германии на СССР. Складывание антигитлеровской коалиции: противоречия и компромиссы. Перл-Харбор и вступление США в войну. Сухопутный, морской и воздушный театры военных действий. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Битва под Сталинградом. Англо-американское наступление в Северной Африке. Битва на Курской дуге. Высадка десанта на Сицилии. Открытие Второго фронта. Дипломатические договоренности Большой тройки: Тегеран-Ялта-Потсдам. Капитуляция Германии и победа над Японией. Атомные бомбардировки. Война и большая политика. Народы Европы и Азии между СССР и Западом. Рост противоречий в рядах союзников. Послевоенное устройство мира. Международные военные трибуналы. Создание Организации объединенных наций. Роль и место ООН в международных отношениях. Бреттон-Вудская система.
  • Тема 2. Крушение колониальной системы после второй мировой войны и поиски путей развития странами «третьего мира».
    Колониальная система после Второй мировой войны. Типы и формы колониальной зависимости. Специфика «наслоений» европейской цивилизации в социумах Азии и Африки в период колониализма и борьбы за национальное освобождение. «Десятилетие Азии»: нарастание национально-освободительного движения и выбор пути развития в биполярном мире. Индия: от доминиона к республике. «Социалистический курс» Д. Неру. Китай: пути национального самоопределения. Принятие советской модели развития. Война в Корее (1950-1953) и образование Корейской народно-демократической республики. Индокитай. Августовская революция и провозглашение Демократической республики Вьетнам. Женевские соглашения 1954 г. Индонезия: от унитарной республики до режима «направляемой демократии». Год Африки. Организация африканского единства. Панафриканизм. Борьба за освобождение стран Юга Африки. Режим апартхейда в ЮАР (1948–1990). Проблема выбора некапиталистиечского пути развития. Социалистические эксперименты в странах Африки и их итоги.
  • Тема 3. Эволюция стран Запада и Востока в условиях биполярного миропорядка.
    Модернизационная волна 1960-70-х гг. Научно-техническая революция. Освоение космоса. Телекоммуникационные и информационные возможности. Развитие атомной энергетики. Микроэлектроника. НТР и проблема окружающей среды. Эволюция модели социального государства в странах Запада. Социал-демократический путь построения социального государства: теория и практика. Австрия, Швеция, Швейцария. «Демократический социализм» в ФРГ. «Социализм французских цветов». Европейская интеграция: оформление инфраструктуры Европейского Союза. Структурные кризисы 1970-х гг.: энергетический, сырьевой, валютно-финансовый. Стагфляция. Энергосберегающие, информационные и наукоемкие отрасли. Процесс транснационализации и глобализации экономики. Стратегические альянсы. Многопрофильные транснациональные корпорации и банки. Проблема межгосударственного структурного регулирования экономики. Осознание взаимозависимости человечества. Бурные 1960-е: время реформ. Голлизм во Франции. «Новые рубежи» Дж. Кеннеди и «программа построения великого общества» Л. Джонсона в США. «Левый центр» в Италии. Социал - либеральное десятилетие в ФРГ. «Левый марш». Массовый социальный протест 1960-х гг. Смена поколений. «Молодежная революция» и студенческое движение. «Пражская весна» 1968 года: «социализм с человеческим лицом». «Эпоха Яноша Кадара» в Венгрии. Профсоюзная оппозиция советскому режиму в Польше. «Югославская модель самоуправляющегося социализма». Роль Югославии в движении неприсоединения. Китай: «культурная революция»: внутриполитические и международные цели. «Белая революция» в Иране. Конфликт реформаторов и исламских традиционалистов. Афганистан. Социально-политический кризис середины 1970-х гг. и начало гражданской войны. Провал доктрины «некапиталистического развития».
  • Тема 4. Крушение биполярного мира и глобальные вызовы конца XX - начала XXI.
    Обострение международной напряженности. Программа СОИ. Гонка вооружений в космосе. Рецидивы «холодной войны». Война в Афганистане. Военное положение в Польше. Международные аспекты «польского вопроса». Всплеск международного терроризма и религиозного фундаментализма. Контуры глобального конфликта: от Иранской революции до войны в Персидском заливе. Перестройка в СССР и ее влияние на трансформацию международных отношений. Ограничение ядерных вооружений во второй половине 1980-х гг. Статус и ответственность ядерной державы. Мировые проблемы: экологическая катастрофа, борьба с терроризмом и голодом, использование сырьевых и энергетических ресурсов, СПИД. Революции на рубеже 1980-90-х гг. в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Кризис мировой системы социализма. Дискредитация коммунистической идеологии. «Бархатная революция» в Чехословакии. Победа движения «Солидарность» в Польше и политика национального согласия. Гражданская война в Румынии. Общественное движение за воссоединение с ФРГ в Восточной Германии. Объединение Германии. Трансформация коммунистического режима в Болгарии. Демократизация общественного строя в Венгрии. Начало распада Югославии. Югославский кризис. Распад мировой системы социализма. Радикальные политические реформы. Процесс передела собственности: экономические и социальные последствия. Интеграция Восточной Европы в общеевропейские структуры. Факторы дестабилизации в начале третьего тысячелетия. Взрыв этнонационализма. Правый радикализм в Европе. Религиозный фундаментализм в исламских странах. Международный терроризм: этноконфессиональные, экономические, политические аспекты. Международный масштаб локальных конфликтов. Войны в Персидском заливе. Югокризис. Ближневосточный вопрос. Ирак в системе мировой политики. Механизмы стабилизации и урегулирования международных конфликтов. Система международных санкций и контроля. «Миссии мира» и «право на вмешательство». Гуманитарная помощь и гуманитарные организации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работы на семинарских занятиях
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Контрольная работа + 0.3 * Работы на семинарских занятиях + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История Древнего Рима : учебник для вузов, Кузищин В. И., Маяк И. Л., 2002
  • История Древней Греции : учебник для вузов, Андреев Ю. В., Кошеленко Г. А., 2003
  • История Средних веков. Т.1: ., Карпова С. П., 2010
  • История Средних веков. Т.2: Раннее Новое время, Карпова С. П., 2010
  • Никишин В. О.-ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. ДРЕВНИЙ РИМ. Учебное пособие для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-299-Бакалавр. Академический курс. Модуль-978-5-534-00262-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-drevnego-mira-drevniy-rim-434594
  • Никишин В. О.-ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-329-Бакалавр. Академический курс. Модуль-978-5-534-10010-5: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-drevnego-mira-drevnyaya-greciya-429131
  • Под ред. Питулько Г.Н.-ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ. Учебник для СПО-М.:Издательство Юрайт,2019-129-Профессиональное образование-978-5-534-11918-3, 978-5-534-11937-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/vseobschaya-istoriya-v-2-ch-chast-1-istoriya-drevnego-mira-i-srednih-vekov-446436
  • Под ред. Питулько Г.Н.-ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. ИСТОРИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ. Учебник для СПО-М.:Издательство Юрайт,2019-296-Профессиональное образование-978-5-534-11919-0, 978-5-534-11937-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/vseobschaya-istoriya-v-2-ch-chast-2-istoriya-novogo-i-noveyshego-vremeni-446437

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Всемирная история : учебник для вузов, Поляк Г. Б., Маркова А. Н., 2009