• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Введение в лингвистику

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными сведениями о теоретической лингвистике. Даётся обзор основных уровней языка и соответствующих им лингвистических дисциплин. Основное внимание уделяется таким уровням языка, как фонетика (фонология и морфология). Также курс формирует навыки самостоятельного анализа научного текста, академического письма и академической речи, готовит к выполнению профессиональных обязанностей в сфере филологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с современными представлениями о языке как объекте научного исследования
  • знакомство с основными областями языкознания, задачами, которые ими ставятся, и методами, которые ими используются
  • знакомство с основными методами анализа фонетического, фонологического и морфологического уровня языка, а также основными теоретическими концепциями соответствующих областей лингвистики
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • формулировать предмет и задачи лингвистики
  • формулировать различие в предметах и задачах лингвистики и: практического изучения языков, филологии, литературоведения;
  • квалифицировать проблему, встретившуюся им в процессе профессиональной деятельности, как лингвистическую или содержащую лингвистический компонент
  • в общих чертах формулировать лингвистическую и философскую программу де Соссюра.
  • описывать фонетические характеристики гласного звука
  • описывать фонетическую разницу между двумя похожими звуками
  • делать транскрипцию с помощью IPA
  • описывать фонетические характеристики согласного звука;
  • применять основные философские критерии научного знания к распространённым сегодня учениям о связи языка и сознания
  • формулировать задачи современных психо- и нейролингвистики
  • формулировать задачи вариационной социолингвистики
  • давать определение языковой норме
  • применять сравнительно-исторический метод к адаптированному материалу (решать простейшие задачи на реконструкцию)
  • формулировать основы сравнительно-исторического метода
  • формулировать критерии языкового родства
  • диагностировать базовую конструкцию предложения в данном языке
  • перечислять основные типы базовых конструкций предложения и давать им характеристики
  • диагностировать именную группу как аргумент или адъюнкт
  • формулировать и проверять основные признаки подлежащего
  • диагностировать тип маркирования синтаксической связи
  • формулировать основные концепции современного синтаксиса (генеративный синтаксис; функционально-типологический синтаксис)
  • формулировать основные типологические противопоставления в системах словоизменительных классов, падежа, числа, посессивности
  • формулировать основные типологические противопоставления в семантических зонах времени, вида, модальности, эвиденциальности
  • квалифицировать значение как грамматическое
  • представлять набор словоформ слова в виде парадигмы
  • давать определение грамматического значения
  • диагностировать морфонологические операции по данной парадигме / словоизменительному гнезду
  • восстанавливать глубинную форму слова
  • давать определение глубинной формы слова
  • определять характер границы между морфемами в данном слове
  • определять позицию языковой единицы на линейно-синтагматическом континууме
  • формулировать свойства клитик, аффиксов, субморфов, словоформ
  • формулировать фонологические характеристики некоторых семей и ареалов; семьи и ареала, которым принадлежит изучаемый язык / языки
  • делать простейший фонологический анализ
  • доказывать существование в языке двух разных фонем
  • описывать фонетическую разницу между двумя похожими согласными звуками
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое лингвистика?
    Предмет и задачи лингвистики. Лингвистика и филология, лингвистика и практическое изучение языков, лингвистика и семиотика
  • Семиотика. Что такое обозначать?
    Лингвистическая и философская программа Ф. де Соссюра. Язык как система чистых противопоставлений. Язык и речь
  • Фонетика: гласные
    Строение артикуляционного аппарата. Артикуляционные особенности гласных звуков
  • Фонетика: согласные
    Артикуляционные особенности согласных звуков
  • Фонология
    Понятие смыслоразличительного поставления. Фонема как пучок признаков
  • Типология фонетических систем
    Основные типы фонетических систем в языках мира. Языковые универсалии в области фонетики.
  • Морфемика. Типология морфем
    Линейно-синтагматический континуум: морфема, клитика, словоформа. Типы границ между морфемами
  • Морфонология
    Понятие "глубинной формы" слова. Морфонологические операции
  • Морфология: грамматическое значение
    Грамматическое значение как обязательное значение. Понятие парадигмы
  • Морфология: грамматическая семантика именных категорий
    Род, число, падеж, посессивность
  • Морфология: грамматическая семантика глагольных категорий
    Время, модальность, вид, эвиденциальность
  • Синтаксис: общая проблематика. Типы морфологического маркирования синтаксической связи
    Обзор современных концепций синтаксиса. Морфологическое маркирование синтаксической связи: вершинное, зависимостное. двойное, нулевое
  • Синтаксис: предикатно-аргументная структура
    Понятие аргументов. Различие аргументов и адъюнктов. Проблема универсальности подлежащего. Синтаксические отношения
  • Синтаксис: типология базовых конструкций предложения
    Aligntment. Эргативные языки. Активные языки. Синтаксическая эргативность
  • Сравнительно-историческое языкознание
    Проблема языкового родства. Основы сравнительно-исторического метода
  • Социолингвистика
    Язык и общество. Понятие языковой нормы. Вариационная социолингвистика. Языковая политика
  • Психолингвистика и нейролингвистика
    Язык и сознание. Проблема Сепира-Уорфа. Экспериментальный метод в лингвистике. Нейролингвистика. "Кривое зеркало" лингвистики: лингвокультурология и лингвоконцептология
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание № 1 (Фонетика и фонология)
  • неблокирующий Домашнее задание № 2 (Морфология)
  • неблокирующий Домашнее задание № 3 (синтаксис)
  • неблокирующий Контрольная работа № 1
  • неблокирующий Контрольная работа № 2
  • неблокирующий Коллоквиум
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе MS Teams с использованием программы Examus (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Т.. Для участия в экзамене студент обязан включить камеру и микрофон, если только это не невозможно по техническим причинам. Во время экзамена студентам запрещено пользоваться чем бы то ни было, кроме собственной памяти (в том числе учебниками, собственными конспектами, сведениями из интернет-источников, посторонней помощью), а также слишком сильно волноваться. Во время экзамена студентам разрешено выходить в туалет и несильно волноваться. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается перерыв менее чем на 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается перерыв более чем на 10 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене, в этом случае по восстановлении связи надо срочно оповестить учебный офис и преподавателя. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи. Более подробная информация будет вскоре направлена по обычным каналам связи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.278 Экзамен 0.167 Домашнее задание № 1 (Фонетика и фонология) 0.167 Контрольная работа № 1 0.167 Контрольная работа № 2 0.111 Домашнее задание № 2 (Морфология) 0.111 Домашнее задание № 3 (синтаксис)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Князев С. В., Моисеева Е. В.-СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. ФОНЕТИКА. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-330-Бакалавр и магистр. Модуль-978-5-534-01264-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/sovremennyy-russkiy-yazyk-fonetika-praktikum-432826
  • Князев С. В., Пожарицкая С. К.-СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. ФОНЕТИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-380-Бакалавр и магистр. Модуль-978-5-534-02851-5: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/sovremennyy-russkiy-yazyk-fonetika-432820
  • Почему языки такие разные : популярная лингвистика, Плунгян В. А., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Общая фонетика : Учебник для вузов, Кодзасов С. В., Кривнова О. Ф., 2001
  • Реформатский А. А. ; Сост. Реформатская М. А.-ФОНОЛОГИЯ И МОРФОНОЛОГИЯ. ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ. Учебное пособие для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-299-Авторский учебник-978-5-534-06244-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/fonologiya-i-morfonologiya-izbrannye-raboty-441881