• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Основы академического письма (на русском языке)

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели


Клягина Евгения Сергеевна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными особенностями научного стиля речи, систематизирует знания о наиболее распространенных жанрах устного и письменного академического дискурса, тренирует умения и формирует навыки создания письменных и устных учебных академических текстов, готовит к выполнению профессиональных обязанностей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов с основными особенностями научного стиля речи
  • изучение наиболее распространенных жанров устного и письменного академического дискурса, как учебных, так и собственно научных
  • формирование навыков создания письменных и устных учебных академических текстов на основе представления об их целях, структуре, стилистических особенностях, жанровых отличиях
  • овладение базовыми принципами коммуникации в академической среде
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеет особенностями научного дискурса
  • отличает научный текст от текстов других функционально-стилистических сфер, в частности, от научно-публицистического текста
  • подбирает название для научной работы по ее аннотации
  • формулирует ключевой вопрос исследования по введению к научной работе
  • грамотно описывает материал, на котором проводилось исследование, и его методику
  • осуществляет поиск литературы по теме исследования с использованием электронных библиотечных ресурсов
  • грамотно оформляет научное цитирование и библиографические списки
  • пишет введение к собственному научному исследованию: формулирует тему и проблему исследования, описывает особенности подхода к теме
  • выстраивает структуру основной части исследования, аргументированно излагает научные суждения, грамотно вводит в работу иллюстративный материал
  • пишет заключение к научному исследованию, формулирует основные результаты и перспективы работы
  • оформляет научную работу в соответствии с требованиями того или иного издания
  • владеет навыками научного редактирования
  • готовит устное выступление и презентацию к научному докладу
  • пишет тезисы в соответствии с требованиями различных конференций
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Особенности научного дискурса: стиль и жанры академических текстов; работа над академическим текстом в университете; анализ лингвистической статьи: академический регистр
    Особенности научного дискурса: кто и зачем читает научные тексты и что из этого следует для автора. Базовые понятия о научном стиле. Объективность, логичность, верифицируемость. Фигура автора в научном тексте: я исследовал / мы исследовали / в работе исследовалось. Что такое термины, для чего они нужны и откуда берутся. Процесс создания академической работы в университете. Как выстроить общение с научным руководителем. Переписка в рамках научного общения. Этапы академического пути.
  • Исследовательская работа: выбор темы и формулировка заглавия; подходы к эссе - ключевой вопрос. Обоснование постановки задачи
    Формулировка темы. Типичные ошибки при формулировании темы. Заглавие работы, возможные структуры заглавия. Два компонента в заглавии и их формулировка: контекст и тема. Понятие ключевых слов; где они используются.
  • Исследовательская работа: материал и метод. Статья 1
    Что может быть материалом научной работы по гуманитарной дисциплине. Что, где и как сообщить о материале исследования в научной работе.
  • Исследовательская работа: библиография и цитирование. Статья 2
    Для чего нужна литература в исследовании и как ее искать. Библиотеки. Электронные библиотечные ресурсы. Виды цитирования научной литературы. Цитирование VS плагиат: в чем разница. Библиография. Оформление списка литературы: принятые модели оформления и распространенные ошибки. Роль библиографического списка в научных работах разных типов.
  • Исследовательская работа: введение. Статья 3
    Что читатель хочет найти во введении? Роль и структура введения к научной работе. Четыре основных компонента введения: тема исследования, подход к теме, формулировка проблемы исследования, организация текста статьи. Тема исследования: апелляция к известным фактам, создание общей с читателем базы знания. Подход к теме: обозначение собственного места в существующих научных парадигмах. Упоминание наиболее важных научных источников, обозначение используемых методов, угла зрения. Сужение темы. Формулировка проблемы – наиболее важный компонент введения. Что такое исследовательский вопрос и как его сформулировать ясно и коротко. Описание структуры статьи: ориентиры для читателя.
  • Исследовательская работа: основная часть. Аргументация. Статья 4
    Раздел о методах, материале, ходе исследования. Результаты исследования - возможная логика текста (хронологический порядок / компоненты описываемого объекта / типы описываемых объектов / последовательность аргументации). Разделы и подразделы: нумерация подразделов и допустимая глубина нумерации. Иллюстративный материал: его значимость и способы подачи. Примеры, списки, таблицы и «картинки».
  • Исследовательская работа: заключение. Интерпретация. Статья 5
    Роль заключения в тексте статьи: квинтэссенция работы – для тех, у кого нет времени; ответ на вопрос «ну и что?». Ограничения исследования. Компоненты заключения: переход от основной части, формулировка результатов, последствия исследования, перспективы исследования, «последний аккорд». Благодарность. Где, зачем и как выразить свою признательность другим людям.
  • Оформление письменной работы. Стилистика. Редактирование. Правка. Статья 6
    Понятие stylesheet. Аннотация к научной статье. Для чего нужна аннотация? Структура аннотации: постановка проблемы, ее актуальность, основной результат и следствия из него.
  • Устное выступление и слайд-шоу. Статья 7
    Устные жанры научной речи. Отличия устной речи от письменной. Отличия устных выступлений в академической ситуации от устных выступлений в других сферах. Виды устных выступлений в научной сфере: доклад на конференции, доклад на научном семинаре. Требования к содержанию устного выступления. Структура доклада. Подготовка текста выступления. Подготовка вспомогательного материала: слайд-шоу, хендауты (handouts). Какую информацию лучше не включать в слайд-шоу. Когда и для чего могут пригодиться хендауты. Структура и содержание слайд-шоу, его объем относительно выступления. Дизайн слайда. Типичные ошибки организации слайд-шоу. Начало выступления. Приемы удержания внимания аудитории. Соблюдение регламента. Что делать, если не хватает времени? Как закончить устное выступление. Ответы на вопросы. Какие вопросы стоит и какие не стоит задавать другим докладчикам.
  • Вторичные речевые жанры. Статья 8
    Что такое вторичные речевые жанры и каково их место в исследовательской работе? Реферат, аннотация, тезисы. Как подать тезисы на научную конференцию? Типичные требования к тезисам: объем, оформление. Структура и содержание тезисов: необходимый баланс между общим знанием и личным вкладом.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарах
  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий доклад
  • неблокирующий экзамен (эссе, презентация)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * доклад + 0.2 * домашнее задание + 0.2 * работа на семинарах + 0.4 * экзамен (эссе, презентация)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил / В.В. Радаев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономки». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 204 с.). — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader XI , либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1469-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1040849 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1040849

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кувшинская Ю. М., Зевахина Н. А., Ахапкина Я. Э., Гордиенко Е. И. ; Под ред. Кувшинской Ю.М. - АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ТЕКСТУ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 284с. - ISBN: 978-5-534-08297-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/akademicheskoe-pismo-ot-issledovaniya-k-tekstu-424762
  • Под ред. Ганапольской Е.В., Волошиновой Т.Ю. - РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ. СЕМНАДЦАТЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 304с. - ISBN: 978-5-534-10423-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-yazyk-i-kultura-rechi-semnadcat-prakticheskih-zanyatiy-430005