• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Древнееврейский язык

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Древнееврейский язык – наиболее ранний из письменно засвидетельствованных западносемитских идиомов, обладающих обширным вокализованным текстовым корпусом. Одно лишь это обстоятельство делает его неоценимым источником для широкого круга сравнительно-типологических исследований, имеющих своей целью сопоставление месопотамской и западносемитской цивилизаций в различных отношениях. Таким образом, глубокое и тщательное овладение древнееврейским языком среди студентов-ассириологов является не только данью традиции, но отвечает и самым насущным потребностям современной науки о Древнем Востоке. В рамках настоящей академической программы обучение древнееврейскому языку поставлено на весьма серьезную основу и продолжается три учебных года. Программа данного курса имеет вводный характер и посвящена, главным образом, чисто языковым аспектам гебраистического образования у бакалавров ассириологии (более отвлеченные и менее связанные с языком аспекты предмета осваиваются на 2 и 3 годах обучения древнееврейскому языку). Таким образом, в рамках настоящего курса перед слушателями стоит, в первую очередь, задача освоения грамматики и лексики древнееврейского языка в их базовой, «стандартной» ипостаси. Следует подчеркнуть, в то же время, что уже на этом этапе программа нацелена на сравнительно-типологическое и сравнительно-историческое осмысление материала: при обсуждении тех или иных языковых фактов древнееврейского языка всякий раз приводятся сопоставимые феномены из известного слушателям аккадского языка (а также других семитских языков, с которыми знакомы студенты – прежде всего, арабского). После овладения принципами и формальными чертами древнееврейского квадратного письма студенты осваивают основы древнееврейской фонологии, морфологии и синтаксиса, а также специфику древнееврейской лексики. Текстовая база гебраистического образования на первом году состоит из несложных прозаических текстов, с которыми студенты знакомятся несколько раз по мере развития их знаний. В определенных объемах слушателям сообщаются также экстралингвистические сведения, в том числе сравнительного характера.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с древнееврейским квадратным письмом
  • Овладение основами древнееврейской фонологии в синхронном и историческом аспектах
  • Изучение глагольной и именной морфологии, морфосинтаксиса еврейского глагола
  • Знакомство со спецификой древнееврейского синтаксиса
  • Приобретение навыков чтения текстового корпуса Ветхого Завета
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формирование у студентов критических представлений о хронологическом членении древнееврейского языка, принятом в гебраистической традиции
  • Знание основных библейских книг и текстовых фрагментов, представляющих те или иные хронологические этапы
  • Умение ориентироваться в сложившихся в науке лингвонимах, связанных с древнееврейским языком
  • Умение читать и писать по-древнееврейски (квадратное письмо и общеупотребительный современный курсив)
  • Знание древнееврейской фонологии в дескриптивном и сравнительно-историческом ключе
  • Знакомство с паузальными знаками и их значением для правил ударения
  • Усвоение основ глагольной и именной морфологии древнееврейского языка, важнейших форм личных и других местоимений, а также предложных лексем.
  • Предварительное знакомство со спецификой древнееврейской глагольной системы, правилами употребления глагольных времен в классической прозе
  • Умение анализировать различные типы сложносочиненных и сложноподчиненных предложений
  • Знакомство со спецификой древнееврейского словаря по сравнению с другими семитскими языками и его классификационной значимостью
  • Умение отождествлять и этимологизировать аккадские заимствования в древнееврейском; базовые знания о лексических особенностях текстов различных периодов и жанров
  • Знакомство с текстом книги, умение анализировать и переводить содержащиеся в ней словоформы и синтагмы
  • Знакомство с текстом фрагмента, умение анализировать и переводить содержащиеся в нем словоформы и синтагмы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные сведения об истории древнееврейского языка
    Традиционные представления о хронологическом членении древнееврейского языка Ветхого Завета и их критическое осмысление. Архаический древнееврейский. Язык классического периода. Поздний древнееврейский язык. Древнееврейский язык Библии и его соотношение с позднейшими языковыми формами. Названия древнееврейского языка в национальной, западной и отечественной традициях.
  • Древнееврейское квадратное письмо и фонологическая система древнееврейского языка
    Начертание консонантных знаков древнееврейского письма. Знаки огласовки, паузальные знаки. Древнееврейский консонантизм в сравнительно-историческом освещении. Вокализм древнееврейского языка как фонологическая система: фонемы и аллофоны. Правила древнееврейского ударения
  • Древнееврейская морфология
    Местоимения. Имя. Глагол. Формы и семантика основных предлогов. Сравнительно-исторические аспекты древнееврейской морфологии в сравнении с аккадской и арабской
  • Морфосинтаксис и синтаксис древнееврейского языка
    Глагольная система древнееврейского языка с функционально-семантической точки зрения. Основные способы выражения видо-временных значений в библейской прозе классического периода. Порядок слов в простом глагольном предложении. Древнееврейские союзы и правила их употребления, основные типы сложносочиненных и сложноподчиненных предложений
  • Лексика древнееврейского языка
    Диахроническая стратификация исконного древнееврейского словаря. Еврейско–угаритско–финикийские изоглоссы. Эксклюзивные лексические особенности древнееврейского языка. Основные группы иноязычных заимствований (аккадизмы, египтизмы, арамеизмы, иранизмы). Лексические особенности библейских текстов различных периодов и жанров
  • Книга Ионы (3 курс)
    Чтение и анализ книги Ионы
  • Книга Руфь (3 курс)
    Чтение и анализ книги Руфь
  • "Роман об Иосифе" (3 курс)
    Чтение и анализ «Романа об Иосифе» (Бытие 37–)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий самостоятельные работы
  • неблокирующий контрольные работы
  • неблокирующий устный ответ на экзамене
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * контрольные работы + 0.25 * самостоятельные работы + 0.5 * устный ответ на экзамене
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * контрольные работы + 0.25 * самостоятельные работы + 0.5 * устный ответ на экзамене
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Blau, J. (2010). Phonology and Morphology of Biblical Hebrew : An Introduction. Winona Lake, Ind: Eisenbrauns. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=447979

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Andersen, F. I., & Forbes, A. D. (2012). Biblical Hebrew Grammar Visualized. Winona Lake, Ind: Eisenbrauns. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=454226