• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Направление подготовки

58.03.01 Востоковедение и африканистика

Утверждение программы
протокол заседания ученого совета № 10 от 28.09.2018
Дата обновления паспорта
протокол заседания академического совета ИКВИА №5 от 28.08.2019
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

5 лет

Очная форма обучения, 300 з.е.

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведётся на русском и английском языках

Специализация
Не предусмотрена
Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Конкурентные преимущества программы

Круг преподаваемых в рамках настоящей программы дисциплин (как строго ассириологических, так и относящихся к смежным областям знания) шире того набора учебных курсов, который обычно осваивается студентами-ассириологами в университетах Европы и США. В противоположность тенденции к все большему сужению специализации, отчетливо наблюдаемой в современной ассириологии, программа «Ассириология» ИКВиА ВШЭ направлена на то, чтобы развить у учащихся широкий научный кругозор и способность привлекать сравнительный материал в ходе исследовательской работы

Профессиональные области деятельности специалистов с образованием востоковеда по специальности «Ассириология» – научно-исследовательская, преподавательская, экспертная, издательская, прикладная (перевод, научная журналистика) и информационная (музейное дело, архивы, библиотеки, базы данных по соответствующей тематике). Академические ученые, занимающиеся исследованиями в области ассириологии, востребованы как на российском, так и на международном рынке труда. В частности, о возможности успешного трудоустройства выпускников программы «Ассириология» ИКВиА ВШЭ позволяет судить тот факт, что сразу несколько выпускников ассириологической программы ИВКА РГГУ, преемницей которой можно считать программу «Ассириология» ИКВиА ВШЭ, успешно защитили докторские диссертации (Ph.D) в университетах Германии и Англии и продолжили свою карьеру за рубежом, в то время как другие выпускники, пройдя стажировку в зарубежных вузах, связали свою профессиональную деятельность с российскими академическими учреждениями

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Область и объекты профессиональной деятельности выпускника. Выпускник программы готовится к осуществлению следующих профессиональных задач:

экспертно-аналитические:

● оценка подлинности и описание археологических артефактов, происходящих с территории Древней Месопотамии;

● дешифровка клинописных текстов;

 

научно-исследовательские и преподавательские:

● участие в реализации научно-исследовательских проектов в рамках академических институтов и/или экспертно-аналитических центров;

● преподавание отдельных специальных дисциплин в образовательных организациях (если правила образовательной организации допускают приём на должность преподавателя бакалавра) по всем основным областям изучения азиатского и африканского мира (в т.ч. восточных языков);

● участие в подготовке учебно-методических пособий по преподаваемым дисциплинам;

 

культурно-просветительские:

● подготовка публикаций в СМИ, публичных лекций, теле- и радиопередач и иных форм популяризации историко-культурных знаний;

редакционно-издательские:

● рецензирование и редактирование научных, научно-популярных и публицистических работ, освещающих вопросы по истории и культуре Древней Месопотамии и сопредельных ей регионов Древнего Мира, консультирование их авторов;

● участие в подготовке литературных, публицистических произведений, журналистских материалов и статей к печати;

переводческие:

● письменный перевод, реферирование и адаптация клинописных текстов, в том числе памятников древневосточной словесности;

 

организационно-управленческие:

● участие в организации и осуществление всероссийских и международных научных конференций;

● участие в организации и осуществление различных научных проектов.

 

Выпускник ОП «Ассириология» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская и преподавательская, экспертная, редакционно-издательская, культурно-просветительская, переводческая. В соответствии с видом профессиональной деятельности, выпускник готов решать следующие профессиональные задачи: участвовать в проведении научных исследований, связанных с объектами профессиональной деятельности, в подготовке обзоров, отчетов и научных публикаций (их разделов), выступать с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований (на русском и иностранном языках), уметь готовить к изданию тексты переводов памятников, снабженные необходимым научным аппаратом.

Характеристики образовательных модулей программы

Акцент делается на изучении шумерского и аккадского языков, лежащих в основе клинописной культуры. Из числа других языков древнего Ближнего Востока, для записи которых использовалась клинопись, учащиеся знакомятся с угаритским и хеттским. Программа также включает в себя учебные курсы, посвященные истории и культуре Древней Месопотамии и сопредельных регионов. Кроме того, особое внимание уделяется общей семитологической подготовке учащихся. В рамках программы студенты осваивают арабский, древнееврейский и угаритский языки, а также слушают курс по сравнительной семитологии (кроме того, на семинарских занятиях по сравнительной семитологии учащиеся приобретают начальные навыки чтения текстов на эфиосемитских, современных южноаравийских и арамейских языках). Немаловажное место в учебной программе занимает немецкий язык. Германия была и остается важнейшим мировым центром изучения ассириологии. На немецком языке написаны многие основополагающие ассириологические труды. Кроме того, студенты, получившие образование по специальности «Ассириология», нередко имеют возможность продолжить свое обучение в Германии (в т. ч. для написания магистерской или докторской диссертации (Ph. D.)). В связи с этим в ходе первых двух лет обучения по программе «Ассириология» ИКВиА ВШЭ изучению немецкого языка уделяется особое внимание. Учащиеся приобретают как навыки письменной речи (прежде всего, чтение научной литературы и самостоятельное составление научных текстов), так и навыки разговорного общения

Модуль

Минимальный объем (кредит)

Характеристика
модуля

  1. Major

 

 

Базовый профессиональный (Major)

185

  1. Аккадский язык
  2. Шумерский язык
  3. Арабский язык
  4. Немецкий язык
  5. Введение в специальность (востоковедение и африканистика)
  6. История изучаемого региона
  7. История литературы Древней Месопотамии
  8. Теория литературы Древней Месопотамии
  9. Религия Древней Месопотамии
  10. Материальная культура и искусство Месопотамии
  11. Введение в лексикографическую традицию Древней Месопотамии
  12. Эпиграфика клинописных текстов
  13. Введение в анатолистику
  14. Язык и литература Угарита
  15. Синтаксис аккадского языка
  16. Сравнительная семитология

Дополнение профессионального модуля (Major доп.)

45

Введение в языкознание

Научно-исследовательские семинары

Проектные семинары

Минор ФГН

Вариативные дисциплины специализаций, в т.ч., дисциплины по выбору студента, определены в учебном плане ОП

  1.  Практика

30

 

  •  

 

Учебная практика

Производственная практика

  •  

 

Исследовательский или прикладной проект (по выбору студента)

  •  

 

Курсовые работы (2,3,4 курсы)

Подготовка ВКР

  1.  ДОЦ

14

Безопасность жизнедеятельности,

Физическая культура,

Философия,

Всеобщая история.

Академическое письмо на русском языке 

  1.  Minor

20

Пакетное предложение или 4 отдельные дисциплины.

  1. Английский язык

1

Внутренний экзамен по английскому языку; Независимый экзамен по английскому языку; Подготовка и защита Project Proposal по теме ВКР

  1.  Data Culture

3

Культура работы с данными (базовый уровень)

 

  1. ГИА

1

Защита ВКР

1

Государственный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки

 

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

В случае необходимости, обучающимся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (по заявлению обучающегося) могут предлагаться следующих варианты восприятия учебной информации с учетом их индивидуальных психофизических особенностей, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных технологий:

1) для лиц с нарушениями зрения: в печатной форме увеличенным шрифтом; в форме электронного документа; в форме аудиофайла (перевод учебных материалов в аудиоформат); в печатной форме на языке Брайля; индивидуальные консультации с привлечением тифлосурдопереводчика; индивидуальные задания и консультации.

2) для лиц с нарушениями слуха: в печатной форме; в форме электронного документа; видеоматериалы с субтитрами; индивидуальные консультации с привлечением сурдопереводчика; индивидуальные задания и консультации.

3) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: в печатной форме; в форме электронного документа; в форме аудиофайла; индивидуальные задания и консультации.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Ассириология»

Перейти к содержанию программы