• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анализ отраслевых рынков

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 1 модуль

Преподаватели


Макаров Андрей Владимирович


Орлова Юлия Александровна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Анализ отраслевых рынков» направлен, с одной стороны, оценить роль конкуренции в развитии экономики через анализ фирм (как крупных, так и мелких), оценить влияние размера фирм на объем инноваций, их прибыли. С другой стороны, оценить роль конкуренции в развитии экономики через анализ структуры рынков, а также для целей экономической политики. Курс носит интегральный характер, объединяя знания, полученные в курсах микроэкономики, статистики и частично - основ эконометрики как для объяснения закономерностей конкуренции и формирования структуры рынков, так и для решения конкретных аналитических задач, возникающих перед государством при реализации конкурентной политики. Курс создает основу для развития компетенций специалистов в разных областях – от микроэкономической теории до планирования и проведения государственной политики, нацеленной на отдельные рынки, в особенности конкурентной. Экономист-теоретик в первую очередь знакомится с методами и проблемами формулирования и тестирования гипотез, следующих из микроэкономической теории. Экономист, специализирующийся в области фирмы, должен обогатить свои знания о закономерностях конкуренции и конкурентных преимуществ продавцов на рынках разных типов. Экономист, специализирующийся на изучении проблем государственной политики, должен познакомиться с концептуальной базой и проблемами реализации двух ключевых направлений конкурентной политики: применения антимонопольного законодательства и реформирования рынков в отраслях естественных монополий. Для менеджеров курс позволит обогатить свои знания о закономерностях конкуренции и конкурентных преимуществах фирм на рынках разных типов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выявлять проблемы конкуренции и развития структуры рынков при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий
  • Использовать различные источники информации, включая данные предприятий и организаций, данные отечественной и зарубежной статистики для характеристики состояния и проблем развития конкуренции на конкретном рынке;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выделять факторы, влияющие на конкуренцию и тенденции развития отраслевых рынков
  • Анализирует проблемы конкурентоспособности в российской и международной бизнес-практике.
  • Рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы показатели концентрации рынков и интерпретировать их значения
  • Сравнивать подходы к моделированию поведения и стратегического взаимодействия продавцов
  • Иллюстрировать навыки подготовки и представления аргументов для оценки соответствия бизнес-практик продавцов требованиям действующего антимонопольного законодательства
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Экономические концепции фирмы
    Технологические и институциональные факторы выбора границ фирмы. Организационная структура, размеры и эффективность фирм. Агентская проблема фирмы и способы ее решения. Альтернативные цели фирмы. Влияние целей фирмы на рыночное поведение. Модели приватизации в контексте целей фирмы. Проблемы корпоративного контроля. Организационно-правовые формы бизнеса (ОПФБ). Преимущества и недостатки разных ОПФБ. Делистинг.
  • Конкурентоспособность фирмы
    Теоретические подходы к анализу и оценке конкурентоспособности фирмы. Индикаторы конкурентоспособности в российской и международной бизнес-практике. Проблемы измерения конкурентоспособности. Корпоративное управление как источник конкурентоспособности фирмы.
  • Монополия
    Потери общества от монополии: подходы к измерению и результаты эмпирических оценок. Естественная монополия. Субаддитивность издержек (глобальная и локальная) и устойчивость естественных монополий. Неэффективность тарифного регулирования в отраслях естественных монополий ex ante и ex post. Необходимость и проблемы развития конкуренции в отраслях естественных монополий. Квазиконкурентные (состязательные) рынки.
  • Ценовая дискриминация как стратегия фирмы.
    Виды ценовой дискриминации. Нелинейное ценообразование. Вариативный подход, пакетирование и другие формы классификации потребителей. Влияние ценовой дискриминации на конкуренцию и благосостояние.
  • Рыночная структура и рыночная власть
    Показатели концентрации как индикаторы структуры рынка. Продуктовые и географические границы рынка. Методы определения границ рынка. Показатели рыночной власти. Факторы, благоприятствующие рыночной власти: высокая концентрация и барьеры входа. Барьеры входа-выхода. Проблемы измерения количественных показателей рыночной власти.
  • Стратегия фирмы: дифференциация продукта и реклама.
    Дифференциация продукта: горизонтальная и вертикальная. Дифференциация продукта и рыночная власть. Позиционирование продукта. Неполная информированность и издержки перехода. Реклама. Информирование, увещевание, сигнализирование. Интенсивность рекламы (показатель «реклама – объем продаж»). Структура рынка и интенсивность рекламы. Ценовая конкуренция и реклама: смягчение и усиление.
  • Стратегия фирмы: сетевые эффекты и платформы.
    Сетевые эффекты потребления. Особенности спроса в условиях сетевых эффектов потребления. Сетевые эффекты потребления и структура рынков. Проблемы конкурентной политики на рынках с сетевыми эффектами потребления. Кейсы: Microsoft; Visa и Master Card; Google и Yandex и другие..
  • Антимонопольная и отраслевая политика.
    Антимонопольная политика как часть конкурентной политики. Цели антимонопольной политики. Политика в отношении вертикальных соглашений: розничная торговля. Антимонопольная политика в отношении горизонтальных соглашений. Программа освобождения от ответственности. Антимонопольный контроль слияний. Типы и приемы экономического анализа поведения фирмы.
  • Стратегическое взаимодействие крупных фирм на рынках олигополии
    Парадокс Бертрана. Предпосылки модели Бертрана и последствия отказа от них. Повторяющиеся взаимодействия и «народная теорема». Дифференциация продукта и ценовая конкуренция. Экономическая теория явного и молчаливого сговора. Факторы, воздействующие на стимулы к сговору. Сговор и ценовая война. Влияние стратегических взаимодействий на организационно-правовые формы бизнеса.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарах
  • неблокирующий эссе
  • неблокирующий игра
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.15 * игра + 0.25 * работа на семинарах + 0.5 * экзамен + 0.1 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bergh, R. V. den. (2017). Comparative Competition Law and Economics. [N.p.]: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1815134
  • Tirole, J. (1988). The Theory of Industrial Organization. Cambridge, Mass: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=11386

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Теория отраслевых рынков : практикум : учеб. пособие, Юсупова, Г. Ф., 2012