• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Бизнес-информатика»

Макроэкономика

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Макроэкономика" представляет собой часть экономической теории о функционировании экономической системы в целом, об основных макроэкономических показателях производства и доходов, инфляции, безработицы, о взаимосвязях между макроэкономическими показателями, о политике государства и ее эффективности в разных экономических условиях. Настоящая дисциплина является обязательной для студентов 1 курса и базируется на следующих дисциплинах: обществознание (в объеме школьной программы), математический анализ, микроэкономика (частично).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • обучение студентов основным макроэкономическим терминам и показателям;
  • обучение студентов основным экономическим законам и взаимосвязям, определяющим функционирование экономической системы на макроуровне в краткосрочном и долгосрочном периоде;
  • формирование навыков поиска экономической информации, ее обработки и использования для анализа конкретных ситуаций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • изображает схему кругооборота доходов и расходов; записывает основное тождество доходов и расходов; перечисляет источники финансирования инвестиций; объясняет двойственную роль сбережений, профицита/дефицита бюджета,профицита/дефицита торгового баланса; выявляет изъятия из потока доходов и инъекции в экономику
  • Студент решает типовые задачи на поиск величин в модели кругооборота.
  • Студент объясняет суть понятий «дефицит/профицит государственного бюджета» и «дефицит/профицит торгового баланса».
  • дает определения и рассчитывает основные макроэкономические показатели: ВВП, индексы цен, темп инфляции, покупательную способность денег, экономически активное население, уровень безработицы;
  • отличает номинальные показатели от реальных, пересчитывает номинальные показатели реальные; переводит базисные индексы в цепные и наоборот; отличает реальную ставку процента от номинальной, рассчитывает неизвестные величины по известным в формуле Фишера (связь номинальной и реальной процентной ставки).
  • записывает функцию планируемых расходов, определяет равновесный уровень выпуска; объясняет мультипликативный эффект изменения автономных расходов и налогов и рассчитывает кейнсианские мультипликаторы расходов и налогов
  • выводит уравнение кривой IS, строит график кривой IS, объясняет сдвиги кривой IS вправо/влево (при изменении автономных расходов) и повороты кривой IS (при изменении МРС, налоговой ставки, чувствительности частных расходов к ставке процента, чувствительности инвестиций к доходу).
  • различает функции денег, виды денег; различает виды спроса на деньги (транзакционный, спекулятивный, из мотива предосторожности) , объясняет факторы, влияющие на спрос
  • объясняет связь между денежной базой и денежной массой, механизм депозитного расширения; рассчитывает коэффициент денежного мультипликатора, параметры равновесия денежного рынка; выводит графически и аналитически уравнение кривой LM; объясняет причины сдвигов кривой
  • рассчитывает равновесный уровень выпуска и ставки процента при данном уровне цен в модели IS-LM, различает фискальную и монетарную политики, описывает инструменты и методы проведения политик, объясняет механизм воздействия политик на основные макроэкономические показатели в краткосрочном периоде;
  • прогнозирует качественные изменения совокупного выпуска, ставки процента, и прочих макроэкономических показателей после проведения политик в краткосрочном периоде, рассчитывает мультипликаторы фискальной и монетарной политики в модели IS-LM;
  • объясняет влияние характеристик системы на эффективность БНП и КДП; отличает случаи абсолютной неэффективности политики (инвестиционная и ликвидная ловушка, классический случай, абсолютная чувствительность инвестиций к ставке процента.
  • описывает влияние различных факторов на совокупных спрос, объясняет причины отрицательной зависимости планируемых расходов от уровня цен;
  • описывает влияние различных факторов на совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах, объясняет вид кривой краткосрочного и долгосрочного совокупного предложения и влияние шоков на положение кривой; отличает разные виды безработицы,
  • определяет параметры краткосрочного и долгосрочного макроэкономического равновесия, различает классическое и кейнсианское понимание равновесия (полная занятость или гипотеза «двойственного решения»);
  • рассчитывает величину «разрыва» ВВП, определяет неизвестные величины по известным в формуле Оукена; различает виды инфляции и их воздействие на экономических агентов, объясняет связь между инфляцией и безработицей (кривую Филлипса) в краткосрочном и долгосрочном периодах;
  • различает понятия экономического цикла и экономического роста, рассчитывает среднегодовой темп экономического роста и время удвоения ВВП по правилу «70».
  • объясняет механизм воздействия БНП и КДП на основные макроэкономические показатели в долгосрочном периоде; прогнозирует качественные изменения совокупного выпуска, ставки процента, уровня цен и прочих макроэкономических показателей после проведения политик в долгосрочном периоде.
  • описывает принцип составления и структуру платежного баланса; отличает реальный валютный курс от номинального, рассчитывает реальный курс по номинальному, объясняет принцип абсолютного и относительного паритета покупательной способности;
  • прогнозирует последствия стимулирующей/сдерживающей БНП/КДП при гибком/фиксированном курсе валюты в МОЭ с абсолютной мобильностью капитала; формулирует причины эффективности/неэффективности политики при гибком/фиксированном курсе.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в макроэкономику. Модель кругооборота доходов и расходов.
    Предмет и методы макроэкономического анализа. Агрегирование экономических агентов и рынков. Взаимодействие макроэкономических агентов на макроэкономических рынках. Двухсекторная модель кругооборота доходов и расходов. Потребление и сбережения домашних хозяйств. Инвестиционные расходы бизнеса. Роль частных сбережений в экономике. Основное макроэкономическое тождество. Трехсекторная модель кругооборота. Налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг в модели кругооборота. Сальдо государственного бюджета. Дефицит бюджета: pro et contra. Понятие сбалансированного бюджета. Четырехсекторная модель кругооборота. Экспорт, импорт и сальдо торгового баланса. Ввоз и вывоз капитала в модели кругооборота. Инъекции в экономику и изъятия из потока доходов.
  • Тема 2. Основные макроэкономические показатели.
    СНС как система показателей совокупного производства и доходов. Валовой внутренний продукт и методы его расчета: производственный, по конечному использованию, распределительный. Тождество доходов и расходов в экономике. Валовой национальный доход. Чистые факторные доходы из-за рубежа. Личный доход. Располагаемый личный доход. Взаимосвязь между показателями. Ненаблюдаемая экономика и методы ее оценки. Индексы цен в экономике. Индекс потребительских цен. Методология определения ИПЦ в российской статистике. Базисные и цепные индексы цен. Понятие номинального и реального ВВП. Дефлятор ВВП. Понятие инфляции и определение ее уровня. Влияние инфляции на покупательную способность денег. Номинальная и реальная ставка процента. Эффект Фишера. Экономически активное население (рабочая сила). Занятые и безработные. Определение уровня безработицы. Зарегистрированная и фактическая безработица. Скрытая безработица.
  • Тема 3.1. Закрытая экономика и ее регулирование в краткосрочном периоде (при стабильности цен): товарный рынок в закрытой экономике.
    Взаимосвязь спрос – производство – доход. Понятие совокупного спроса и его структура. Кейнсианская модель товарного рынка. Поведение домохозяйств на товарном рынке: гипотеза абсолютного дохода. Потребительская функция Дж.Кейнса. Автономное потребление. Предельная и средняя склонность к потреблению. Кейнсианская модель инвестиций. Предельная эффективность капитала. Планируемые и фактические расходы. "Кейнсианский крест". Равновесие на товарном рынке как совпадение планируемых и фактических расходов. Механизм достижения равновесия: незапланированные инвестиции в запасы как сигнал для изменения выпуска. Изменение автономных расходов. Мультипликативный эффект. Равновесие товарного рынка и кривая IS.
  • Тема 3.2. Закрытая экономика и ее регулирование в краткосрочном периоде (при стабильности цен): денежный рынок в закрытой экономике.
    Деньги и их функции. Свойства денег. Виды денег. Спрос на деньги: номинальный и реальный. Транзакционный мотив спроса на деньги. Теория пред-почтения ликвидности. Альтернативная стоимость хранения наличности. Спекулятивный спрос. Влияние ставки процента на величину денежного спроса. Предложение денег: денежные агрегаты. Центральный Банк и его функции. Денежная база и де-нежная масса. Роль коммерческих банков в «создании» денег. Механизм депозитного расширения. Денеж-ный мультипликатор. Банковский мультипликатор как частный случай денежного мультипликатора. Коли-чественная теория денег и уравнение обмена. Равновесие денежного рынка и кривая LM.
  • Тема 3.3. Фискальная и монетарная политика в экономике с жесткими ценами.
    Одновременное равновесие товарного и денежного рынков: модель IS-LM. Механизм установления равновесия: движение вдоль кривой LM. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства (БНП). Доходы и расходы государства. Воздействие БНП на выпуск и ставку процента в краткосрочном периоде. Мультипликатор фискальной политики. Стимулирующая БНП: вытеснение частных расходов гос-ударственными расходами. Активный и пассивный дефицит. Циклический и структурный дефицит. Финансирование дефицита бюджета. Сдерживающая БНП: выгоды и потери снижения бюджетного дефицита. Теории сбалансированного бюджета. Кредитно-денежная (монетарная) политика (КДП). Инструменты монетарной политики. Передаточный механизм монетарной политики. Монетарная политика в модели IS-LM и ее результаты в краткосрочном периоде. Мультипликатор монетарной политики. Сравнительная эффективность фискальной и монетарной политики в разных экономических условиях. Инвестиционный спрос с высокой и низкой чувствительностью к ставке процента. Инвестиционная ловушка. Денежный спрос с высокой и низкой чувствительностью к ставке процента. Классический случай. Ликвидная ловушка. Смешанная политика.
  • Тема 4.1. Закрытая экономика с «гибкими» ценами и ее регулирование. Совокупный спрос и совокупное предложение.
    Понятие совокупного спроса и величины спроса. Вывод функции совокупного спроса из модели IS-LM. Функция спроса в классическом случае. Зависимость планируемых расходов от уровня цен: эффект реального богатства, эффект процент-ной ставки, эффект импортных закупок (только для открытой экономики). Факторы совокупного спроса и сдвиги кривой спроса. Понятие совокупного предложения. Кейнсианское и классическое совокупное предложение. Современный подход к совокупному предложению: теории «жесткой» номинальной заработной платы, «денежных иллюзий» работников, несовершенной информации на рынке благ, наличие фирм с гибкими ценами. Особенности совокупного предложения в разных экономических условиях. Шоки совокупного предложения. Связь совокупного предложения с рынком ресурсов. Равновесие рынка труда и естественный уровень безработицы (NAIRU). Безработица поиска и безработица ожидания. Фрикционная, структурная и циклическая безработица.
  • Тема 4.2. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения. Экономический цикл и экономический рост.
    Равновесный выпуск и уровень цен в краткосрочном и долгосрочном периодах. Классическое и кейнсианское понимание равновесия: полная занятость или гипотеза «двойственного решения». Рецессионный «разрыв» и его связь с циклической безработицей: закон Оукена. Инфляционный «разрыв» ВВП. Влияние на равновесие шоков спроса и предложения. Инфляция спроса и инфляция издержек. Понятие экономического цикла. Причины циклических колебаний. Проциклические, контрциклические и ациклические показатели. Опережающие показатели. Связь между инфляцией и безработицей: кривая Филлипса. Инфляционные ожидания и инфляционная инерция. Экономический рост. Определение среднегодового темпа экономического роста. Правило 70. Факторы и виды экономического роста.
  • Тема 4.3. Фискальная и монетарная политика государства в экономике с гибкими ценами.
    Воздействие фискальной политики на выпуск, уровень цен и ставку процента в долгосрочном периоде. Налогообложение и экономическая активность: кривая Лаффера. Монетарная политика в экономике с гибкими ценами. Воздействие монетарной политики на выпуск, уровень цен и ставку процента в долгосрочном периоде. Нейтральность денег. Монетарное правило. Сеньораж и инфляционный налог. Изменение инфляционных ожиданий и несостоятельность государственной политики. Критика Лукаса.
  • Тема 5. Открытая экономика и ее регулирование.
    Платежный баланс и основные принципы его составления. Структура платежного баланса. Понятие номинального и реального валютного курса. Связь между номинальным и реальным валютным курсом. Абсолютный и относительный паритет покупательной способности. Валютный рынок. Фиксированный и «плавающий» валютный курс. Управляемое плавание. Товарный и денежный рынок в открытой экономике. Понятие малой и большой открытой экономики. Равновесие в малой открытой экономике с фиксированным валютным курсом. Девальвация и ревальвация валюты. Политика государства и ее эффективность при фиксированном валютном курсе. Равновесие в малой открытой экономике с плавающим валютным курсом. Эффективность фискальной и монетарной политики в условиях плавающего валютного курса.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Миниконтрольные
    Миниконтрольные работы проводятся на семинарах (по возможности на каждом). Индивидуальная оценка по МКР студента определяется как средняя арифметическая по всем написанным этим студентом МКР. В случае пропуска МКР по уважительной причине (при наличии подтверждающих документов), пропущенные работы не участвуют в определении средней оценки. При пропуске МКР без уважительной причины они оцениваются в 0 баллов и участвуют в расчете средней оценки. МКР не могут быть переписаны отдельными студентами с целью повышения оценки. МКР проводится в электронном виде с помощью программ Socrative, Plickers и др. или на бумажном носителе.
  • неблокирующий Индивидуальное домашнее задание
    Индивидуальное домашнее задание представляет собой аналитическое и графическое решение задач с индивидуальными параметрами по одной или нескольким темам макроэкономики с применением компьютерных программ. ИДЗ сдается студентом в электронном виде в установленные сроки. Задание высылается студентам не менее чем за две недели до установленного срока сдачи. Работы, сданные после установленного срока, но не позднее чем за неделю до экзамена, оцениваются со штрафом 50%.
  • неблокирующий домашние задания к семинарам
    Готовность студента к семинарам оценивается по наличию выполненного домашнего задания к семинару и выступлениям студента на семинаре.
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен проводится дистанционно. Оценка за экзамен является «блокирующей», то есть получение положительной оценки за экзамен является обязательным условием получения положительной оценки по дисциплине.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * домашние задания к семинарам + 0.2 * Индивидуальное домашнее задание + 0.3 * Миниконтрольные + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Макроэкономика : учебник для академического бакалавриата / С. Ф. Серегина [и др.] ; под редакцией С. Ф. Серегиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 527 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-9916-4812-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/390134
  • Макроэкономика : учебник для бакалавров, Аносова, А. В., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Сборник заданий по макроэкономике : учеб. пособие для студентов вузов и учащихся 10 - 11 кл. (профильный уровень образования), Ким, И. А., 2005