• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Древнекитайский язык

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина изучается в течение одного года, на втором курсе. Основная цель курса — овладение студентом основными структурными особенностями древнекитайского языка, позволяющее ориентироваться в чтении и переводе эпиграфических и литературных текстов, написанных на нем в период с конца II тыс. до н. э. и вплоть до начала н. э. В рамках курса студенты последовательно знакомятся с древнекитайской лексикой, грамматикой и фонетикой (включая основы фонетической реконструкции древнекитайской лексики) на материале текстов, расположенных в хронологической последовательности — от гадательных надписей эпохи Шан-Инь и эпиграфических надписей на бронзе эпохи Западного Чжоу до классических философских и исторических текстов периодов Восточного Чжоу и Цинь-Хань.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Предмет дисциплины "Древнекитайский язык" — комплексное изучение языка основных памятников раннедревнекитайской эпиграфической, окололитературной и литературной словесности с XIV по VII-VI вв. до н. э., а также памятников классической древнекитайской литературы философского, исторического и поэтического жанров с V в. до н. э. по I в. до н. э. Цель дисциплины — научить студентов владеть основными структурными особенностями древнекитайского языка, что позволит ориентироваться в чтении и переводе эпиграфических и литературных текстов, написанных на нем в период с конца II до конца I тыс. до н. э.
  • Задачи дисциплины предполагают развитие навыков: (1) анализа и понимания древнекитайского текста, выполненного в жанре ритуальной эпиграфики, исторической хроники, философского дискурса и поэзии; (2) работы со словарями, как двуязычными (китайско-русскими, китайско-английскими), так и толковыми (китайско-китайскими); (3) формального синтаксического разбора текста, опирающегося на современные лингвистические концепции; (4) буквального и литературного перевода текста с древнего языка; (5) обратного письменного перевода на древнекитайский язык с русского языка в целях закрепления полученных знаний; (6) устного и письменного аннотирования древнекитайских материалов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент умеет сформулировать основные отличия древнекитайского (классического китайского) языка от современного китайского языка на уровне фонетики, грамматики, лексики и графики.
  • Студент умеет анализировать и переводить простые эпиграфические древнекитайские тексты периода Шан-Инь, определять в их составе проблемные места.
  • Студент умеет анализировать и переводить простые эпиграфические древнекитайские тексты периода Ранняя Чжоу, определять в их составе проблемные места.
  • Студент умеет анализировать и переводить наиболее простые образцы раннедревнекитайских поэтических текстов, определять особенности их рифмовки и выделять в их составе трудные для понимания места.
  • Студент умеет анализировать и переводить относительно простые образцы китайских философских текстов классического периода, выделять в их составе проблемные места.
  • Студент умеет анализировать и переводить простые образцы историографических и философских текстов периода Западная Хань, объяснять их языковые отличия от текстов классического периода.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в проблематику чтения текстов на древнекитайском языке.
  • Архаический древнекитайский язык шанских гадательных надписей
  • Ранний доклассический язык эпиграфики и исторических текстов династии Ранняя Чжоу
  • Поздний доклассический язык чжоуской эпиграфики и поэзии
  • Классический язык повествовательной прозы эпохи Чжаньго (V-III вв. до н.э.)
  • Позднеклассический язык исторической прозы эпохи Западная Хань (II-I вв. до н.э.)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Практика анализа древнекитайского текста
    Студенту необходимо в полном объеме освоить материал древнекитайских текстов, входящих в программу обучения; проверяется (в выборочном порядке) умение без помощи вспомогательных материалов прочитать (в современных чтениях), перевести и провести грамматический анализ всех текстов, разбираемых в ходе освоения дисциплины.
  • неблокирующий Контрольная работа по текущему материалу
    Регулярно проводимые письменные контрольные работы, позволяющие оценить степень усвоенности текущего лексического и грамматического материала.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    0.4 * Контрольная работа по текущему материалу + 0.6 * Практика анализа древнекитайского текста
  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.4 * Контрольная работа по текущему материалу + 0.6 * Практика анализа древнекитайского текста
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.3 * Практика анализа древнекитайского текста + 0.2 * Контрольная работа по текущему материалу
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Хуан, Ш. Древнекитайский язык. Тексты, грамматика, лексический комментарий : учебник / Ш. Хуан, М. В. Крюков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : ВКН, 2020. — 536 с. — ISBN 978-5-7873-1609-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/163162 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • ABC etymological dictionary of old Chinese, Schuessler, A., 2007