• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

58.03.01 Востоковедение и африканистика

Утверждение программы
Протокол заседания ученого совета №15 от 30.10.2020
Дата обновления паспорта
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

5 лет

Очная форма обучения, 300 з.д.

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

С применением

Конкурентные преимущества программы

 

Образовательная программа «Христианский Восток» позволит студентам приобрести глубокие и разносторонние познания в области восточного христианства. Эта программа даст студентам основательную подготовку по классическим языкам христианского Ближнего Востока – сирийского и арабского. В истории христианских культур Востока эти языки были тесно взаимосвязаны. Учащиеся познакомятся и с современными арамейскими языками христианских сообществ Ближнего Востока. В ходе обучения студенты будут работать с рукописями на классическом сирийском и арабском языках и изучать современные арамейские языки, работая с их носителями. Филологическая и историческая подготовка, полученная студентами, позволит им самостоятельно работать с сирийскими и арабскими источниками, в частности понимать и описывать содержание письменных памятников в контексте интеллектуальной культуры восточного христианства.

Выбор классического сирийского и арабского языков как основных языков специализации объясняется тем, что в памятники на этих языках количественно преобладают в корпусе текстов, соотносимых с понятием “Христианский Восток”. Сирийский язык (один из восточноарамейских языков) использовался для записи христианских текстов как минимум со II в. и продолжает использоваться до настоящего времени. Арабский язык становится обиходным языком христианских общин на Ближнем Востоке в течение первых веков после арабских завоеваний 7 века. С этого времени оба языка – классический сирийский и арабский – используются христианскими общинами сирийской традиции параллельно. Так, перу «несторианского» историка, богослова и лексикографа, Илии бар Шинайа (ум. в 1046 г.), епископа Нисивинского, принадлежит обширная «Летопись», написанная параллельными столбцами по-сирийски и по-арабски. Григориус Бар ‘Эбройо (ум. в 1286 г.), сиро-ортодоксальный мафриан и ученый, проявивший себя едва ли не во всех науках своего времени, также писал как по-сирийски, так и по-арабски. Его перу принадлежит арабская хроника «Краткая история династий», а также исторические произведения на сирийском языке. Требует изучения и корпус письменных памятников, выполненных письменностью каршуни, т.е. арабских текстов, записанных сирийским письмом. В составе этого корпуса сохранилось множество ценных произведений, до сих пор не введенных в научный оборот. Исследования в указанных областях, находящихся на стыке арамеистики и арабистики, очевидным образом требуют специалистов, имеющих подготовку по обеим специальностям.

Студенты познакомятся и с византийским христианством, знание которого полезно для понимания восточных христианских литератур. Византия была активным участником политических событий на Ближнем Востоке, а византийское христианство влияло на ближневосточные христианские культуры. Соответственно, курс по Византии будет  разделен на два блока: введение в политическую историю Византии и история христианства в Византии эпохи вселенских соборов. 

Палестина и Синай – важнейшие культурные пространства христианского Востока. Христианский палестинский арамейский язык, письменные памятники на нем, арабские переводы христианской литературы, выполненные в православных палестинских монастырях, рукописное собрание на Синае, становятся предметами внимания в различных курсах программы.

Введение в историю христианства в Туркестане, Монголии, Китае и в Индии дается в обзорных курсах программы, а также в курсах, связанных с письменными традициями. Так, в курсе по истории сирийской литературы предусмотрены занятия по истории бытования произведений этой литературы в культурах Индии, Центральной Азии, Дальнего Востока. 

Наша образовательная программа охватывает и другие культуры, традиционно относимые к христианскому Востоку: эфиопскую, коптскую, армянскую, грузинскую. ОП содержит обзорные курсы по этим темам. Курс по эфиопской литературе включает введение в геэз. Студенты могут специализироваться и по этим культурам. Такую возможность дает проектная деятельность, а также работа над ВКР под руководством специалистов. Углубленное изучение сирийской и арабской христианских культур, в свою очередь, создает опору для усвоения обзорных курсов по эфиопской, коптской, армянской и грузинской культурам, так как контакты последних с сирийской традицией были достаточно интенсивными.

Целый блок учебных дисциплин раскрывает современное положение христианства на Ближнем Востоке. Отдельные курсы обращены к истории христианства в Новое и Новейшее время, роли России в судьбе ближневосточного христианства с 17 века до настоящего времени, фольклору арамейских христианских общин, контактам христианских сообществ северной Месопотамии с их курдским окружением, языковой ситуации в этих сообществах.

 

Сирология и арабистика изучаются на востоковедных факультетах всех рейтинговых университетов мира. Однако большинство зарубеждных и отечественных образовательных программ сходной тематики не направлены на комплексное изучение восточного христианства. Последнее изучается в рамках религиоведческих специализаций, которые, в свою очередь, не дают необходимой филологической подготовки. Что же касается программ по арабистике, широко представленных в академическом пространстве, то они не дают специфических знаний и навыков, необходимых для работы с арабскими христианскими источниками. Это связано не только со спецификой языка и содержания этих источников, но и с тем, что понимание арабского христианства невозможно без знания классической сирийской литературы. Более того, как было отмечено выше, целый пласт арабской христианской литературы составляют тексты на каршуни, работа с которыми невозможна без сирологической подготовки. Эти пробелы призвана восполнить наша ОП.

В России, во многом в силу ее давних и тесных связей с христианским Востоком, представлены более близкие аналоги нашей ОП, позволяющие получить целостное представление о тех или иных восточно-христианских культурах. Отдельные дисциплины, которые предусмотрены нашей ОП, преподаются на филологическом факультете (кафедра библеистики) Санкт-Петербургского государственного университета, на Восточном факультете СПбГУ (кафедра семитологии и гебраистики), а также на кафедре восточно-христианской филологии и восточных Церквей Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в рамках программ по сирологии и арабистике. Однако названные программы имеют главной целью изучение либо смежных с наукой о христианском Востоке дисциплин (библеистики и гебраистики), либо более узких специализаций внутри «христианского Востока».

Насколько нам известно, нет других программ, которые предусматривали бы филологически ориентированное изучение одновременно двух христианских семитоязычных культур Ближнего Востока – арамейской и арабской, в их взаимосвязи. В многолетних курсах “сирийский язык”, “арамейский язык” и “современные арамейские языки” студенты изучат арамейские корпуса и диалекты от библейского арамейского до современных идиомов Месопотамии и Сирии. В ходе изучения курса классической сирийской литературы на протяжении четырех лет студенты познакомятся со всеми жанрами и идейными течениями христианской сирийской словесности. Так же обстоит дело и с изучением арабского языка и христианской арабской культуры. Студенты приобретут профессиональные знания классического и стандартного арабского, они будут изучать средневековый христианский арабский и современные диалекты. В курсе арабской христианской литературы они познакомятся как с опубликованными, так и еще не изданными текстами. Программа также подразумевает разговорный практикум с носителями изучаемых живых языков, арамейских и арабского. 

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Профессиональные компетенции, сформулированные в паспорте ОП, являются специфическими для выпускников данной  программы. Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.

В результате освоения ОП у выпускника НИУ ВШЭ формируются также универсальные (определены в части I ОС) и общепрофессиональные (определены в разделах ОС по направлениям подготовки) компетенции.

Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформированных у выпускника, обеспечивает ему способность работать не менее чем в одной области или сфере профессиональной деятельности, или решать задачи профессиональной деятельности не менее чем одного типа, установленного в ОС.

В результате освоения ОП «Христианский Восток» выпускник приобретает следующие профессиональные компетенции, отражающие результаты обучения: 

 

Профессиональные компетенции
(планируемые результаты освоения ОП)

Код 

компетенции

 

Наименование компетенции

ПК-1

владение навыками научно-исследовательской работы в сфере изучения христианских культур Востока; способность создавать тексты, отражающие результаты научно-исследовательской работы

ПК-2

способность устно и письменно переводить исторические, литературные, вероучительные, литургические, экзегетические тексты с классического сирийского и литературного арабского языков, в частности, использовать разные стратегии перевода и учитывать стилистические особенности разных типов текстов на классическом сирийском и литературном арабском языках в профессиональной переводческой деятельности

ПК-3

владение понятийным аппаратом исследований в области классической сирийской и христианской арабской рукописных традиций

ПК-4

владение первичными навыками преподавания классического сирийского и литературного арабского языков, а также востоковедных дисциплин, связанных с изучением восточнохристианских традиций; способность готовить материалы для учебных занятий по соответствующих дисциплинам

ПК-5

способность учитывать вероучительные, социокультурные и политические факторы в их соотношении при изучении христианских культур Востока

ПК-6

владение информацией об основных особенностях материальной и духовной культуры изучаемых восточнохристианских традиций

ПК-7

владение навыками полевой работы в современных сообществах Ближнего Востока и диаспоры

ПК-8

способность популяризировать научную информацию о христианских традициях Востока 

ПК-9

способность использовать современные электронные корпуса текстов на классическом сирийском, литературном арабском, эфиопском и древнегреческом языках, базы данных, библиографии по всем изученным восточнохристианским культурам (классической сирийской, арабской, эфиопской, коптской, грузинской, арамянской), электронные словари и другие ИКТ в процессе обработки текстов и подготовки их к публикации

ПК-10

способность редактировать и готовить к печати тексты на русском и английском языках, связанные с научным изучением христианского Востока (критические издания источников, переводы, исследования) 

 

В результате освоения программы «Христианский Восток» выпускник должен:

1. Владеть классическим сирийским и классическим арабским языками; понимать тексты на христианском арабском и геэзе; знать классификацию арамейских языков; понимать место арамейских языков, классического арабского языка и геэза среди других семитских языков; иметь представление о фонологии, морфологии и синтаксисе арамейских языков и об их соотношении с другими семитскими языками. (ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-9)

2. Владеть английским языком на уровне достаточном для рабочего и бытового общения в международном коллективе и для осуществления профессиональной деятельности (в т. ч. для написания научных работ и выступления на международных симпозиумах). (ПК-1, ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10)

3. Знать историю христианских культур Ближнего Востока (ПК-5, ПК-6)

4. Уметь работать с источниками на классическом сирийском и арабском языках. (ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9)

5. Владеть навыками перевода текстов с классического сирийского и арабского языков (в т. ч. произведений литературы). (ПК-2, ПК-9, ПК-10)

6. Ориентироваться в научной литературе по изучаемой специальности. (ПК-1, ПК-3, ПК-9)

7. Владеть основами гуманитарного знания в области языкознания и литературоведения. (ПК-1)

8. Уметь работать с источниками информации (прежде всего, со словарями, базами данных и текстовыми корпусами, а также с научной литературой, в т. ч. на европейских языках и арабском) и использовать усвоенные знания в ходе самостоятельной научно-исследовательской работы. (ПК-1, ПК-3, ПК-9)

9. Иметь опыт представлять результаты самостоятельной научно-исследовательской работы в виде письменного текста (например, в формате научной статьи) или публичного доклада. (ПК-8, ПК-10)

Характеристики образовательных модулей программы

 

Учебный план состоит из дисциплин профессионального цикла, общего цикла, практики, дополнительного профиля, английского языка, культуры работы с данными и государственной итоговой аттестации.

На первом курсе студенты начинают изучать два основных языка ОП: классический сирийский и арабский. Кроме того, студенты изучают немецкий язык как важный язык академической традиции. На этом же курсе они изучают дисциплины “Введение в  специальность”,  “История Ближнего Востока”, “История политических и экономических систем Ближнего Востока”, а также “Введение в лингвистику”.

На втором курсе студенты продолжают изучать базовые языки ОП – классический сирийский и арабский. Более глубокому усвоению этих языков в сравнительно-исторической перспективе способствует новая дисциплина: “Арамейский язык”. На этом же курсе студенты начинают многолетнее изучение классической сирийской литературы. Кроме того, они изучают курс “Искусство и материальная культура средневекового Ближнего и Среднего Востока”, служащий более глубокому усвоению дисциплин по истории и литературам восточных христианских традиций.

На третьем курсе студенты продолжают изучать классический сирийский и арабский языки и историю сирийской литературы. К названным языкам добавляется изучение туройо (языка современных сиро-ортодоксальных общин) в рамках курса “Современные арамейские языки”. К “Истории сирийской литературы” добавляется несколько историко-культурных курсов: “Введение в эфиопскую христианскую цивилизацию” (семестровый курс) и “Христианская литература Эфиопии” (два семестра). Второй из этих курсов служит продолжением первого и, помимо прочего, знакомит студента с основами языка геэз. Так студенты получают представление о еще одной традиции христианского Востока. Курс “История Византии”, как было отмечено выше, создает необходимые предпосылки для понимания политической и религиозной истории христианского Востока. Курс “Введение в сирийскую рукописную традицию” содержательно дополняет курсы “Классический сирийский язык” и “История сирийской литературы”. На этом же году обучения студенты изучают дисциплину по выбору из общефакультетского пула (минор ФГН).

На четвертом курсе, наряду с классическим сирийским и арабским, студенты продолжают изучать историю Византии – на этот раз в доктринальном аспекте, в рамках дисциплины “Церковь в Византийской империи: эпоха Вселенских соборов.” Далее, они пройдут курс “История арабской христианской литературы”, тем самым получив представление о второй (наряду с сирийской) базовой для них письменной традицией. На четвертом году обучения студенты также познакомятся с коптской христианской традицией. Наконец, им будет прочитан общеобразовательный курс “Восточное христианство и иранский мир”. В рамках дисциплины “Современные арамейские языки” студенты  будут изучать христианский урмийский арамейский – язык, используемый современными “несторианскими” общинами в качестве койне.

На пятом курсе студенты продолжают изучать классический сирийский и арабский языки. В рамках курса “Современные арамейские языки” они изучают язык Маалулы – современный западноарамейский язык на юго-западе Сирии. Они также знакомятся с двумя новыми для них восточными христианскими культурами: армянской и грузинской (курсы “Введение в армянскую христианскую традицию” и “Введение в грузинскую христианскую традицию”). Помимо этого, студенты изучают положение христианских сообществ на Ближнем Востоке в курсах “Христианские общины Ближнего Востока в Новое и Новейшее время” и “Россия и христианские общины Ближнего Востока с 17 века до наших дней”.

На третьем и четвертом курсах студенты пишут курсовые работы по темам, соответствующим их интересам в области арамейского и/или арабского христианства. Начиная с первого курса, они получают возможность участвовать в проектных работах. Кроме того, учащиеся проходят учебную и преддипломную практику.

На пятом курсе учащиеся выполняют и защищают выпускную квалификационную работу по теме, соответствующей их научным интересам.

Помимо подготовки курсовых работ и ВКР, научно-исследовательская работа проводится студентами под руководством научного руководителя в научно-исследовательских семинарах. Научно-исследовательские семинары включают в себя: практикум по чтению древнееврейских и древнегреческих текстов (первый дает студентам представление о древнееврейском тексте Ветхого Завета, положенном в основу ветхозаветной Пешитты – сирийской Библии; второй создает базу для изучения истории Византийской империи и византийского христианства); семинар “Курдско-арамейское двуязычие и языковой контакт в христианских общинах Верхней Месопотамии” дает студентам представление о социолингвистической ситуации сирийско-ортодоксальных общин Ближнего Востока (бóльшая их часть локализована в турецком Курдистане). Этот НИС дополняет курсы “Христианские общины Ближнего Востока в Новое и Новейшее время” и “Современные арамейские языки” базовой части профессионального цикла); семинар “Арамейский фольклор Верхней Месопотамии: истоки и сюжетные мотивы” направлен на изучение словесности современных христианских общин, остающейся за рамками письменной традиции (в этом отношении указанный НИС дополняет курс “История сирийской литературы”, а также дает важный материал для понимания курсов “Христианские общины Ближнего Востока в Новое и Новейшее время” и “Современные арамейские языки” базовой части профессионального цикла).

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Христианский Восток»

Перейти к содержанию программы