• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Микология и альгология

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Микология и альгология являются фундаментальными биологическими дисциплинами. Они знакомят студентов с многообразием фототрофных и гетеротрофных талломных организмов, ранее относимых к низшим растениям. Водоросли играют огромную роль в качестве основных образователей органического вещества в Мировом океане. Грибы являются основными организмами – редуцентами на суше. Многие виды грибов вызывают болезни растений, животных и человека. Грибы и водоросли известны как продуценты разнообразных биологически активных веществ: антибиотиков, ферментов и других ценных метаболитов. Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к образовательным результатам и результатам обучения студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Микология и альгология», учебных ассистентов и студентов направления подготовки 06.03.01 Биология, обучающихся по образовательной программе «Клеточная и молекулярная биотехнология». Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с: Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 06.03.01 Биология; Образовательной программой «Клеточная и молекулярная биотехнология» и объединенным учебным планом по образовательной программе «Клеточная и молекулярная биотехнология». Данная учебная дисциплина включена в раздел «Базовая часть» Учебного плана 06.03.01 Биология и относится к базовой профильной части. Осваивается на 1 курсе. Изучение данной дисциплины базируется на результатах освоения «Общая и неорганическая химия», хороших знаниях биологии на уровне общеобразовательной школы. Основные положения дисциплины «Микология и альгология» будут использоваться при изучении дисциплин на 2-4 курсах «Индустриальная биотехнология», «Проектирование, контроль и управление биотехнологических производств» и при прохождении практики на 1-4 курсах образовательной программы «Клеточная и молекулярная биотехнология».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения данной дисциплины является получение знаний в области разнообразия и биологии водорослей, грибов, слизевиков и грибоподобных, их значения в природе и народном хозяйстве, применения в науке и биотехнологии, а также начальных навыков обнаружения объектов в природе и идентификации представителей различных таксономических групп.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание важнейших объектов культивирования среди съедобных водорослей (Porphyra, Laminaria) и грибов (шиитаке, шампиньон, вешенка); знание основных объектов культивирования с целью получения различных веществ (дрожжи и микроскопические мицелиальные грибы, водоросли спирулина, хлорелла, эвглена). Понимание биологических основ культивирования различных объектов.
  • Знание важнейших современных методов изучения разнообразия альго- и микобиоты в природных средах: наблюдение, микроскопия, культуральные методы, молекулярно-генетические подходы.
  • Знание вариантов традиционного взаимодействия человека с природной альго- и микобиотой: съедобные, токсичные и лекарственные представители, хозяйственно-важные паразиты растений, паразиты животных, в том числе теплокровных, в том числе человека.
  • Знание определений и примеров из области экологии микобиоты (грибы, слизевики, грибоподобные): микобиота водная и наземная; сапротрофы, паразиты, симбиотрофы, хищники. Понимание разнообразия, обилия и значения микобиоты в различных природных средах.
  • Знание определений и умение привести примеры из области экологии водорослей: водоросли наземные, морские и пресноводные; планктон, перифитон, бентос; токсичные водоросли; симбиотрофные и паразитические водоросли. Понимание разнообразия, обилия и значения водорослей в различных природных средах.
  • Знание основных вариантов строения вегетативного тела, жгутикового аппарата, митохондрий и пластид, состава пигментов и запасных веществ, клеточных покровов, а также особенностей размножения и жизненных циклов. Представление о роли этих признаков в систематике обсуждаемых групп. Знание основных «таксономических» генов и особенностей их использования в систематике групп различного ранга.
  • Знание основных лабораторных объектов среди водорослей и грибов и примеров проведённых на них важнейших исследований. Понимание биологических основ использования водорослей, грибов и им подобных в качестве лабораторных организмов.
  • Понимание значения понятий «водоросли», «грибоподобные», «слизевики», «грибы», знание положения этих организмов в современной системе органического мира. Понимание иерархической системы ботанической номенклатуры. Умение пользоваться основными базами по таксономии и разнообразию.
  • Умение перечислить и кратко охарактеризовать важнейшие крупные таксономические группы водорослей (Эвгленовые и Динофитовые, классы Гетероконтных водорослей, Зелёные, Харовые, Красные и Сине-Зелёные), грибов (царство Грибы и отделы в него входящие), грибоподобных (Оомицеты и Лабиринтулиды) и слизевиков (Миксомицеты и Плазмодиофориды).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Положение объектов изучения микологии и альгологии в общей системе органического мира
  • Поиск информации об объектах в интернете
  • Методы исследования разнообразия альго- и микобиоты
  • Основы клеточной биологии водорослей
  • Вегетативные талломы водорослей
  • Размножение и жизненные циклы водорослей
  • Разнообразие водорослей
  • Экология водорослей
  • Биологические основы использования водорослей человеком
  • Культивирование водорослей для пищевых и промышленных целей
  • Водоросли как лабораторные объекты
  • Строение вегетативного тела и основы клеточной биологии грибов (царство Fungi)
  • Размножение и жизненные циклы грибов (царство Fungi)
  • Разнообразие грибов (царство Fungi)
  • Экология грибов
  • Биологические основы использования грибов человеком
  • Культивирование грибов для пищевых и промышленных целей
  • Грибы как лабораторные объекты
  • Строение и некоторые аспекты биологии грибоподобных организмов (отделы Oomycota и Labyrinthulomycota)
  • Свободноживущие слизевики (отдел Myxogasteromycota)
  • Паразитические слизевики (отдел Plasmodiophoromycota)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Прохождение практикума (графические рисунки объектов)
  • неблокирующий Контрольная «Водоросли» (темы 4-11)
  • неблокирующий Контрольная «Грибы, грибоподобные, слизевики» (темы 12-21)
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.3 * Прохождение практикума (графические рисунки объектов) + 0.5 * Экзамен + 0.1 * Контрольная «Водоросли» (темы 4-11) + 0.1 * Контрольная «Грибы, грибоподобные, слизевики» (темы 12-21)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Биология (растения, грибы, бактерии, вирусы): Учебное пособие для поступающих в вузы / Е.Н. Овчарова, В.В. Елина. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 704 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 5-16-002326-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/372782
  • Захарычев В. В. - Грибы и фунгициды: учебное пособие - Издательство "Лань" - 2020 - 272с. - ISBN: 978-5-8114-3262-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/130486