• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Я надолго запомню, как мы вместе «опережали время»

В учебном центре «Вороново» прошла шестая инженерно-техническая школа МИЭМ НИУ ВШЭ «Опережая время», собравшая будущих абитуриентов бакалавриата и специалитета из 4-х государств (Россия, Украина, Беларусь и Казахстан) и 28-ми населенных пунктов 23-х регионов РФ (Астрахань, Брянск, Вологда, Воронеж, Воткинск, Ижевск, Казань, Ковров, Краснодар, Куртамыш, Махачкала, Королёв, Красногорск, Монино, Одинцово, Москва, Озерск, Пенза, пос. Пригородный (Оренбургская область), Ростов-на-Дону, Рязань, Санкт-Петербург, Соликамск, д. Старое Мартьяново (Удмуртская республика), Тверь, Тула, Ульяновск, Ярославль).

В течение пяти дней старшеклассники знакомились с образовательными программами МИЭМ, представляющего инженерное крыло Вышки. Инженеры – прежде всего практики. Дать старшеклассникам возможность «пощупать руками» будущие специальности – главная задача, которая стояла перед школой.

Физика молнии, история прикладной математики, видеостриминг, кинематика, криптография и криптоанализ шифров, проектирование интеллектуальных роботизированных систем, статистические распределения, точки Лагранжа, олимпиадные задачи по электронике и вычислительной технике, астрономия, VR/AR, геометрия масс – на этот раз именно эти темы стали предметной областью школы.

Современное инженерное дело в области IT, электроники, компьютерных систем и сетей, безопасности – это всегда командный подход. В одиночку здесь давно не работают. Поэтому важной особенностью школы стал акцент на активное командное взаимодействие участников при выполнении тех или иных заданий во время практических мастер-классов.

О том, насколько это всё получилось, а также о содержательном наполнении программы школы и впечатлениях участников – из первых уст. 


С чего началась школа

С того, что озаботились командообразованием. Без этого двигаться дальше было нельзя. Просто познакомиться – недостаточно. Ребята должны были начать что-то делать вместе, обсуждая и договариваясь.

«Организаторы очень хорошо составили расписание, так как в первый день (приезда) у нас была возможность познакомиться с коллективом» (Злата Кириллова, г. Тверь).

А поскольку времени на раскачку было совсем немного, то применили старый действенный способ – испытание коллективным творчеством. Сначала квест, затем командный конкурс в зале и очень непростые, но веселые быстрые командно-творческие кейсы. Например, выдать всей командой свою интерпретацию первого контакта с внеземной цивилизацией после 10-минутной подготовки. Сложно? Но иначе никак. Потому что в следующие дни задачи, стоящие перед участниками, были еще сложнее.


О лекциях

Они всегда проходили в первой половине дня.

«Меня поразила лекция Александра Юльевича Костинского «Молния, которую мы по-прежнему так мало знаем». Как же не изведано и опасно такое обычное природное явление, как молния. Я сидела, как заворожённая. Оказывается, каждую секунду около 50 молний ударяют в поверхность земли, и, в среднем, каждый квадратный километр молния поражает шесть раз за год. А мы так до сих пор и не знаем наверняка, как обезопасить себя от удара! Когда лекция закончилась, всем хотелось продолжения. Кто бы мог подумать, что после ужина мы вернёмся в аудиторию и, вместо вечернего просмотра фильма, будем добровольно заниматься физикой и слушать о молнии» (Дария Ефремова, г. Рязань).

«Я не думала, что физикой можно настолько заинтересовать. Эта лекция перевернула моё впечатление о данном предмете. Очень жаль, что в школе все только зубрят нудные теоремы и сухие формулы. Очень многие школьники не подозревают о том, что физика может быть интересной» (Валентина Дубошина, г. Тверь).


Мало кто помнит, что первая кафедра прикладной математики в СССР появилась именно в МИЭМ.
Сегодня в институте этой дисциплине посвящена целая образовательная программа, так что без математики никак. Но Александр Белов выбрал для своей лекции необычный ракурс. 

«Мне очень понравилась лекция Александра Владимировича. Он интересно рассказал о том, как математика повлияла на развитие человека, как устроены египетские пирамиды с точки зрения геометрии, какие области математики были актуальны в Средние века, про математическую модель, объяснил, что блокчейну без математики не быть» (Артём Кацнельсон, г. Минск) 

Эдуард Клышинский остался верен себе, вновь воспользовавшись неакадемическим форматом школы и превратив лекцию о статистических распределениях в интерактивную игру.

«На лекции нам рассказали о видах распределений. Оказалось, что их важно различать, например, когда держишь пари. Зная вид распределения, можно выиграть с большей вероятностью. Еще мне понравилась проведенная во время лекции игра с прилагательными, где мы наглядно увидели, что статистика работает не всегда и что при проведении опросов нужно делать правильную выборку опрашиваемых. Иногда статистика срабатывала, иногда - нет. Если не срабатывала, то потому что почти вся аудитория была примерно одинаковой: один возраст, одно социальное положение и т.д. Чтобы выборка для опросов была правильной, нужно выбирать максимально разных людей. И это тоже наглядно показала игра» (Екатерина Колосунина, г. Воткинск).

«Эдуард Станиславович Клышинский продемонстрировал, что лекции могут быть увлекательными и вкусными, спасибо ему за конфеты» (Кристина Казистова, Оренбургская область).


Казалось бы, какая связь между МИЭМ и астрономией. Оказывается, самая прямая. Вопросы, стоящие сегодня в астрономии и геофизике, инициируют развитие математических и инженерных наук в этих областях. Что и продемонстрировала лекция «Актуальные проблемы в астрономии и науках о Земле» Леонида Зотова. К слову, вечером того же дня было продолжение – уже на улице под звездным небом и с телескопом.

«Леонид Валентинович Зотов не только рассказал о проблемах и достижениях в астрономии, но и показал нам Луну, Солнце, Венеру в телескопе. Было очень интересно и захватывающе» (Артём Кацнельсон, г. Минск).

«Хотел бы выразить особую благодарность Леониду Валентиновичу Зотову за его уроки астрономии, позволившие мне наконец-то исполнить свою мечту - увидеть Луну и Венеру вблизи» (Михаил Ступак, Московская область).



О задачках

Ни одна учеба для абитуриентов не обходится без разбора олимпиадных задач. Слушателям школы были представлены две темы.

Сначала разбирали задачи по физике, а если конкретнее, по кинематике движения тела, брошенного под углом. Александр Костинский поведал, как решать такие задачи с помощью метода координат.

«Одной из самых сложных тем в физике я всегда считала кинематику. Сколько ни пыталась её понять, ни разу не получалось ни в школе, ни с репетитором, ни по урокам в интернете. Поэтому на разбор олимпиадных задач по кинематике я шла нехотя. Но преподаватель всё очень понятно и доходчиво объяснил, что удивило меня. Я не думала, что такую сложную тему можно настолько просто и понятно объяснить» (Валентина Дубошина, г. Тверь).


На следующий день разбирали задачи по электронике и вычислительной технике, олимпиада по этим дисциплинам проводится в рамках олимпиады НИУ ВШЭ «Высшая проба».

«Мне очень понравился разбор олимпиадных заданий по электронике, Дмитрий Александрович Попов проводит его интересно и познавательно» (Анастасия Обухова, республика Удмуртия, д. Старое Мартьяново).


Ура! Мастер-класс!

Здесь было обильное разнообразие, на любой вкус.

Криптографии были посвящены два практических занятия. И если одно из них традиционно провел старший преподаватель кафедры компьютерной безопасности Александр Сорокин с темой «Практикум криптоанализа простейших шифров», то второе занятие было доверено студентке 4 курса образовательной программы «Компьютерная безопасность» Воронцовой Татьяне, погрузившей аудиторию в тайны шифров прошлых эпох, которые сегодня могут показаться наивными. Но именно с них начиналась криптография.

«На занятиях мы подробно изучили, что такое криптография, какие бывают виды, чем криптография отличается от стеганографии. Помимо обычных лекций, у нас также были интересные практикумы, на которых мы сами пробовали расшифровывать тексты и слова. Но всё это проходило не так, как на обычных уроках, а больше в игровой форме, что было довольно интересно» (Злата Кириллова, г. Тверь).

«В книгах научного характера очень трудно, лично для меня, найти самое нужное. Как правило, среди тысячи предложений скучной писанины скрывается всего несколько интересных умозаключений и предложений. Татьяна и Александр Владимирович показали нам, что криптография - это очень увлекательная наука» (Александр Солдатенков, г. Брянск).


Без роботов по нынешним временам даже несолидно как-то. На этот раз был представлен совершенно новый мастер-класс «Среда TinkerCAD как инструмент для проектирования интеллектуальных роботизированных систем».

«Мне очень запомнился этот мастер-класс. Мы познакомились со средой TinkerCAD, которая невероятно полезна и удобна для разработки своих проектов. По сути, она помогает правильно собрать схему и проверить её работоспособность (даже без покупки комплектующих!). После ознакомления с TinkerCAD мы приступили к созданию простейшей схемы, затем к схеме чуть посложнее и написанию кода. В конце концов, мы получили «цифровую» версию робота, который реагирует на препятствия. Стоит лишь взять те же составляющие, соединить их в проверенную схему, и всё - робот готов! Это нам и продемонстрировали ведущие мастер-класса, аспиранты Евгений Лежнев и Александр Американов. Поставленная в ходе мастер-класса задача (ознакомиться со средой, разработать модель робота и написать для него программу) была выполнена - мы получили практические навыки работы в TinkerCAD, которые пригодятся для проектирования своих интеллектуальных систем» (Евгений Файн, г. Ростов-на-Дону).

«Нам рассказали про среду TinkerCAD и дали понять, что работать с arduino можно без arduino» (Артём Кацнельсон, г. Минск).


До УЦ «Вороново» добрались и современные технологии в области дополненной (AR) и виртуальной (VR) реальностей. Магистранты МИЭМ НИУ ВШЭ Дарья Смусева и Иван Малахов привезли совсем новый мастер-класс, посвященный разработке систем дополненной и смешанной реальностей.

«Мне довелось получить первый опыт работы с технологиями дополненной реальности. С помощью учебной лаборатории UNITY3D, предоставляющей очень удобный и богатый инструментарий для реализации идей, мы создавали различные объекты, с которыми впоследствии можно было взаимодействовать при помощи камеры в реальном времени. Я собственноручно редактировал 3D-модель, чтобы придать ей желаемые форму, размер и положение в виртуальном пространстве. Мне очень понравилось работать с этой средой, так как она проста в использовании и в значительной степени упрощает процесс разработки ПО. Нам рассказывали об истории развития и принципах работы систем виртуальной и дополненной реальностей. Оказывается, разработки ведутся уже очень долгое время. Было интересно послушать об этом, нам показывали фото старых прототипов шлемов времен 60-х,70-х годов прошлого века» (Артур Берсенёв, г. Вологда).

«На мастер-классе "Разработка систем дополненной и смешанной реальностей" нам рассказали о том, что же такое виртуальная, дополненная и смешанная реальности, чем они отличаются и где их можно применить. Ещё мы познакомились со средой разработки Unity3D и сами попробовали технологии дополненной реальности в действии. Было очень интересно создавать 3D-модель, которая отображалась через камеру в реальном времени. Оказалось, это проще, чем я могла предположить, но, если у кого и возникали вопросы или трудности, Дарья Смусева и Иван Малахов сразу же приходили на помощь. Мне очень понравился этот мастер-класс!» (Виктория Шуманская, г. Рязань)


Был проведен во время школы и мастер-класс Дениса Королева «Видеостриминг: от камеры до соцсети».

«Денис Александрович сумел заинтересовать, нам показали множество интересных технологий, которые используют в различных медиа-сферах. К примеру, мы опробовали «зелёный экран» (хромакей), и некоторые из нас смогли почувствовать себя в роли настоящего ведущего новостей или обозревателя погоды. Было очень интересно. Уже вечером преподаватель остался и ответил на все интересующие вопросы, за что особое спасибо» (Илья Писарский, г. Подольск).


Снова про математику. Студент 3 курса образовательной программы «Прикладная математика» Денис Илюхин рассказал ребятам об использовании геометрии масс при решении задач.

«Мне очень понравилась лекция, на ней я узнал новый универсальный способ по решению разных задач» (Андрей Веприков, г. Ижевск).

«Лектор сумел не только доступно объяснить тему, но и смог заинтересовать нас, используя непростые задания и необычные способы их решений» (Анастасия Обухова, республика Удмуртия).


И еще о космосе. Станислав Бобер посвятил свой мастер-класс умению рассчитывать орбиты вокруг точек Лагранжа.

«Мы рассчитывали орбиты легких космических аппаратов вокруг этих точек. Также нам рассказали про миссии к этим точкам и их предназначение» (Екатерина Колосунина, г. Воткинск).


Про инженерно-технический квест «Планета МИЭМ», версия 1.2.

Особенность квеста состоит в том, что все задания его участники выполняют с использованием оборудования лабораторий института.

И если к началу школы уже существовал положительный опыт проведения квеста в учебном корпусе МИЭМ, то выездная версия была реализована впервые. Для этого пришлось привезти в Вороново немало необходимого оборудования из разных подразделений института, но оно того стоило. Квест стал одним из наиболее ярких событий школы.

«Больше всего в программе мне понравился квест, проходивший на третий день. В него входили задания, направленные на применение полученных знаний, построение логических цепочек, скорость понимания поставленной задачи, развитие способности договариваться и работать в команде. Поскольку задания были разноплановыми и имели несколько уровней сложности, у каждого была возможность показать себя в том, что лучше получается именно у него. Во время прохождения квеста участники школы могли пообщаться со студентами и преподавателями, прочувствовать специфику каждой образовательной программы в МИЭМе» (Мария Яицкая, г. Соликамск)


«Квест состоял из шести станций. Понравилась станция, где нам надо было найти звёздную пыль и разгадать шифр, используя знания, полученные на занятиях по криптографии. Была цепочка из маленьких звёздочек, большинство из них было закрашено, и количество звёздочек до пробела обозначало порядковый номер буквы в алфавите. Таким образом, было зашифровано слово «МИЭМ». Ещё была классная станция, где мы разгадывали, что за картинки изображены на 3D-проекции и как они взаимосвязаны. Оказалось, это были планеты, а картинки - символы, которые ассоциируются с ними» (Александра Аверьянова, г. Брянск).


«Квест сплотил нашу команду, позволил применить на практике навыки, полученные на мастер-классах, и заставил поверить в бога Рандома» (Кристина Казистова, Оренбургская область, пос. Пригородный).

«Многим это мероприятие очень запомнилось, было здорово. Особенно хочется отметить этапы, где у нас стояли задачи подобрать тезисы и определить тему вращающихся картинок. Было довольно трудно, но мы справились, и именно это мероприятие мне очень хорошо запомнилось» (Илья Панков, г. Санкт-Петербург).


Досуг и отдых

Для этого были вечера. Интеллектуальные игры, просмотры кинофильмов, многочисленные игры в кругу, вечерние «свечки» - всё это делало отдых действительно активным.

«В один из вечеров мы смотрели фильм про развитие ведущих IT-компаний «Windows» и «Apple», после которого была дискуссия, где смогли задать вопросы, чтобы до конца разобраться в нюансах. И смогли понять, какие ошибки, допущенные основателями компаний, не стоит допускать в своих начинаниях» (Дарья Борисова, г. Королев)


О гостеприимности учебного центра «Вороново»

Здесь даже не будем цитировать, поскольку абсолютно все участники постоянно говорили, что Вороново – идеальное место для школы. Там настолько комфортно в номерах и вкусно в столовой, что еще и поэтому никто не хотел уезжать.

Огромное «спасибо» всем сотрудникам учебного центра!


Подытоживая:

«Я надолго запомню, как мы вместе «опережали время». Это был по-настоящему удивительный опыт. Я познакомилась с нереально крутыми людьми, нашла единомышленников, с которыми дальше буду идти к своей мечте» (Кристина Казистова, Оренбургская область, пос. Пригородный).