• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Культурология»

История современной философии

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Кто читает:
Школа культурологии
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «История современной философии» посвящен основным философским идеям, школам и направлениям мысли конца XVII— начала XXI века. Основное внимание в рамках курса уделено тем авторам и течениям философской мысли, которые имели не только академический, ограниченный кругом профессиональных знатоков и ценителей резонанс, но и оказали широкое и многоплановое влияние на духовную и культурную жизнь человечества в современную эпоху.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины «История современной философии» — дать общее представление об истории философии на Западе с XVII по XXI век, показать, какие философские идеи служили основой тех или иных концепций и течений культуры, оказывали идейное влияние на интеллектуальную и культурную жизнь современного мира. Развитие основных философских идей и направлений XX века — прагматизма, феноменологии, экзистенциализма, философской антропологии, аналитической философии, структурализма и поструктурализма, — рассматривается в рамках курса на широком фоне социально-политического и культурного развития западного мира в XX веке. Особый акцент в рамках курса сделан на показе идейных воздействий, оказанных философскими идеями XX века на различные области современной культуры и искусства — литературу, кинематограф, театр, живопись, архитектуру.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные этапы в истории современной философии, идеи и концепции ведущих западных философов современной эпохи.
  • Ориентироваться в основных философских школах, течениях и направлениях современной философии.
  • Знать основные темы и проблемы современной западной философии, характерные для него приемы постановки философских вопросов и способы ответов на них.
  • Уметь использовать полученные знания в исследовательской и практической деятельности.
  • Интерпретировать и оценивать связи между развитием современной философии и художественными, литературными и идейными течениями в современной культуре.
  • Применять полученные в рамках курса знания и компетенции для анализа и оценки происходящих в современном мире политических, культурных и интеллектуальных процессов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое современная философия?
    Европейская философия Нового времени как явление историко-философского ряда. Понятие «модерн» и «современность» в истории европейкой мысли и культуры. Критика традиционной логики, философии и науки. Номиналистические и волюнтаристские тенденции в позднесредневековой схоластики и их роль в формировании новой философии. Распад религиозно-метафизической картины мира и значение научной революции XVII века для формирования философии Нового времени. Переход от замкнутого и иерархически упорядоченного космоса к идее бесконечной вселенной. Основные черты новой философии: системно-методический идеал построения философии нового типа, ориентированный на математику и новую физику, выдвижение на первый план теоретико-познавательной проблематики, поиски нового метода познания, субъектоцентризм, рефлексивная аналитика содержания сознания как отправная точка теоретических построений, практическая ориентация новой философии. Рационализм и эмпиризм как основные философские направления Нового времени.
  • Рационализм в новой философии. Философия Рене Декарта.
    Рене Декарт —отец-основатель «новой» европейской философии. Критика Декартом схоластической учености и выдвижение идеи новой, методически ориентированной философии. Учение Декарта о методе и главные основоположения его рационалистической теории познания. Декартова концепция философии как «поиска мудрости» и метафорическое обозначение структуры философии как «древа мудрости». Принципы «временной морали». Проблема методического сомнения. Доказательство Декартом достоверности своего собственного существования в качестве мыслящего существа и формула «я мыслю, следовательно, я существую» (cogitoergosum). Декарт о природе своего человеческого «Я»как вещи мыслящей (rescogitans). Картезианская концепция мышления. Учение Декарта об идеях. Проблема существования Бога в философии Декарта. Доказательство существования материального мира. Дух и материя в философской системе Декарта. Душа и тело и проблема их взаимодействия в философской системе Декарта. Учение об аффектах и этика Декарта. Значение философии Декарта для развития европейской философии и науки XVII в.
  • Эмпиризм в новой философии. Философия Джона Локка.
    Джон Локк как основоположник эмпирического направления в философии Нового времени. Концепция философии как «подмастерья науки» и сдвиг к теоретико-познавательной ориентации в философии Локка. Критика учения о врожденных идеях и обоснование Локком эмпиризма как философской программы. Учение Локка о чувственном опыте как источнике человеческого познания. Структура человеческого опыта. «Внутренний» и «внешний» опыт: ощущения и рефлексия. «Идеи» как простейшие составляющие опыта. Простые и сложные идеи. Способы образования сложных идей и учение Локка об абстрагировании. Идеи первичных и вторичных качеств. Основополагающие понятия философии Локка: идеи модусов, субстанций и атрибутов. Учение Локка о субстанции и личности. Учение Локка о значении языка для человеческого познания. Номиналистическое понимание Локком понятия сущности. Учение о достоверности. Интуитивное, демонстративное и чувственное знание. Значение философии Локка для формирования эмпиризма как направления европейской философии Нового времени.
  • Политическая философия модерна. Томас Гоббс.
    Материализм, номинализм и методологический индивидуализм как базисные принципы философии природы и общества Томаса Гоббса. Структура, цели и предмет философии. Философия как познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и объясняющая следствия из познанных причин и причины из познанных следствий. «Знание есть только путь к силе» (Гоббс). Два предметных измерения философии: философия природы и философия государства и общества (этика и политика). Учение Гоббса о природе человека. Психологическая теория стремлений как основа этической концепции Гоббса. Стремление к телесному самосохранению как главный импульс человеческого поведения. Учение о естественном состоянии. Общественный договор и политическое искусство учреждения государства. Кто такой суверен? Права и обязанности суверенов. Границы свободы подданных. Эволюция политической философии модерна в XVII-XVIII вв.
  • Эволюция рационализма и эмпиризма в европейской философии XVII—XVIII вв.
    Философский синтез Бенедикта Спинозы (1632—1677). Учение Спинозы о Боге, или субстанции. Бог, или субстанция как «причина самой себя» (causasui). Формальные и содержательные характеристики субстанции. Единственность, несотворенность, вечность и бесконечность как формальные свойства Бога, или субстанции. Проблема пантеизма Спинозы. Субстанция и ее познаваемые атрибуты —мышление и протяжение. Приравнивание Спинозой онтологического ранга материи к онтологическому рангу духа. Субстанция как «природа порождающая» (natura naturans) и модусы как «природа порожденная» (natura naturata) в метафизике Спинозы.Философский синтез Г. В. фон Лейбница (1646—1716) —вершина в развитии рационалистической ветви европейской философии Нового времени. Учение Лейбница о Боге и идея творения. Проблема воображаемых миров и принцип выбора наилучшего из воображаемых миров для творения. Метафизический характер оценки Лейбницем мироздания как «наилучшего из возможных миров». Учение о Боге как теодицея. Проблема поиска «первоэлемента» метафизической действительности в философии Лейбница. Учение Лейбница о монадах.Критика локковской теории абстракции как исходный пункт философии Беркли (1685—1753). Номинализм Беркли. Противопоставление репрезентативных общих идей и абстрактных общих идей. Отрицание существования абстрактных общих идей. Общие понятия как обобщенные наглядные образы единичных предметов. Имматериализм Беркли. Идеи как непосредственные объекты знания. Эпистемологический дуализм Беркли: чувственное и интеллектуальное познание; идеи и понятия. Проблема существования материального мира в философии Беркли. Принцип esseestpercipiкак основа имматериализма Беркли.Радикальный эмпиризм и скептицизм как теоретическая основа философии Юма (1711—1776). Центральное положение науки о человеке в структуре человеческого знания. Психологический атомизм Юма. Структура чувственного опыта: впечатления и идеи. Впечатления ощущения и впечатления рефлексии. Теория идей-копий. Роль принципа ассоциации в философии сознания Юма. Репрезентативная теория абстракции. Проблема существования внешнего мира в философии Юма. Критика понятия причинности. Критика понятия субстанции.
  • Философия Просвещения. Жан-Жак Руссо.
    Философия Просвещения как духовно-исторический и культурный феномен. Основные идеи и образы философии Просвещения: разум и природа, идея эмансипации человеческой природы, ориентация на науку и популяризацию научных знаний. Главные теоретические построения европейского Просвещения: либерализм, деизм, идея прогресса. Утверждение идеи всемирно-исторического прогресса как гаранта человеческой эмансипации и победы проекта Просвещения. Европейское Просвещение и Французская революция. Кризис Просвещения и поиски новых путей развития европейской философии. Критика европейкой современности и альтернативы ей в философии Жана-Жака Руссо.
  • Теоретическая философия Иммануила Канта.
    Философское творчество И. Канта (1724—1804) как вершина развития новой философии и начало формирования немецкой классической философии. Новая проблемная постановка философского поиска: «трансцендентальная рефлексия» над условиями возможности человеческого познания. «Критика чистого разума» (1781/1787) как основополагающее произведение критической философии Канта. Постановка проблемы: Как возможна метафизика в качестве науки? Синтетические суждения apriori. Трансцендентальный вопрос. «Коперниканский переворот» Канта. Чувственное созерцание и рассудочное мышление. Категории рассудка. Трансцендентальная дедукция категорий. Трансцендентальный схематизм. Трансцендентальная апперцепция. Идеи чистого разума. Паралогизмы и антиномии чистого разума.
  • Морально-практическая философия Иммануила Канта.
    Критика практического разума. Основные положения этики Канта. Что такое моральный долг? Понятие категорического императива. Максимы морали. Принцип автономии воли. Кант о «мнимом праве лгать из человеколюбия». Разум и вера.
  • Общая характеристика философии 19 века.
    Немецкий идеализм (И.Г.Фихте, Ф.В.Й.Шеллинг, Г.В.Ф.Гегель): теоретическая, этическая и эстетическая программа; свобода как ключевая характеристика человека; учение об идеальном мире; «Философия права» Г.В.Ф.Гегеля как рефлексия модерна.Романтизм. Распад «просвещенческого разума». Дифференциация университетской и популярной философии. Неогегельянство. Марксизм. Историзм. Неокантианство. Философия жизни. Позитивизм и утилитаризм: разоблачение метафизики. Одинокие мыслители 19 века: С.Киркегор, О.Вейнингер.
  • Философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.
    Критика рационализма и оптимизма. Тезис А.Шопенгауэра о «худшем из возможных миров» vs тезис Лейбница о «лучшем из возможных миров». Переосмысление феномена страдания. Философия Ф.Ницше. Феномен пессимизма и его преодоление. Генеалогия морали. Новое понимание истины у Ф.Ницше. Европейский нигилизм, переоценка ценностей и идея «сверхчеловека». Философия подозрения и критика рационального субъекта.
  • Герменевтика и становление гуманитарных наук.
    Герменевтика как искусство(Ф.Шлейермахер)и как научный метод (В.Дильтей. Т.Дройзен). Дискуссия с позитивистской моделью «единой науки». Открытие феномена Другого и проблема понимания.Отличие различения «науки о природе» и «науки о духе» от различения «номотетических»и «идиографических наук». Философия культуры и философия ценностей в неокантианстве: В. Виндельбанд и Г. Риккерт.
  • Общая характеристика философии первой половины ХХ века.
    Научная революция начала ХХ века и философия науки. З.Фрейд и возникновение психоанализа. Прагматизм. Аналитическая традиция и философия языка. Феноменология. Философская антропология. Экзистенциализм. Различие аналитической и континентальной философии. Политический и интеллектуальный смысл конфликта этих парадигм.
  • Возникновение идеологии и философская мысль.
    Либерализм, консерватизм, социализм. Марксизм. Альтернативы марксистскому пониманию истории и общества. Феномен национализма. Проблема нейтральности и ангажированности позиции интеллектуала (учёного, философа). Интеллектуалы между I и II мировыми войнами.
  • Феноменология.
    Дескриптивные модели психологии и возникновение феноменологии Э. Гуссерля. Критика психологизма. Проблема смысла в феноменологии. Трансцендентальная феноменология.Проблематика истории и «жизненного мира» в поздней феноменологии Гуссерля. «Кризис европейских наук». Феноменологическое движение.Фундаментальная онтология М.Хайдеггера. Вопрос о смысле бытия.
  • Экзистенциализм.
    Отличие экзистенциализма от классической моральной философии. Религиозный и атеистический экзистенциализм. Влияние С.Киркегора. Ключевой тезис Ж.-П.Сартра –«Экзистенциализм –это гуманизм». Учение А.Камю об абсурде. Литературная репрезентация основных положений экзистенциализма.Тезис Ю.Хабермаса об актуальности идей С.Киркегора в свете новых проблем, стоящих перед человечеством.
  • Лингвистический поворот.
    Готлоб Фреге: программа логицизма и теория логической семантики. Б. Рассел: логический атомизм.Дж. Мур: философия здравого смысла. Л. Витгенштейн: от «Логико-философского трактата» к «Философским исследованиям». Венский кружок и логический позитивизм.Возникновение семиотики. Учение о знаке Ч.Пирса и Ф. Де Соссюра. Значение этих теорий для философских и культурологических рефлексий.
  • Маркс, Нишце, Фрейд.
    Как их стали перечитывать в 1960-е. Как контекст 1960-х задает новое направление гуманитарных наук. Лефевр, Альтюссер, Лакан, Маркузе.
  • Ранний Фуко.
    Концепция дискурсов, исследования психиатрии, правозащитная деятельность. Развитие ницшевской идеи генеалогии.
  • Бахтин и Хайдеггер.
    Перечтение Бахтина в 1960-е годы. Юлия Кристева. Перечтение Хайдеггера. «Деструкция» Хайдеггера. Жак Деррида и деконструкция. Как можно использовать идеи деконструкции в современных исследованиях культуры.
  • Поздний Фуко.
    Концепции субъекта и общества. Влияние идей Фуко на cultural studies. Работы Филипа Горски и Паоло Проди.
  • Рикер и герменевтика. Гадамер.
    Значение идей герменевтики для современных культурных исследований.
  • Мишель де Серто, Жиль Делез, Феликс Гваттари.
    Новое понимание agency. Мишель де Сертои его концепция тактик. Работы Жиля Делезаи Феликса Гваттари. Миноритарное письмо. Понятие ризомы. Дилогия «Капитализм и шизофрения». Общность де Серто, Делеза и Гваттари: идея субверсии как эмансипации. Полемика Рене Жирара с Делезом и Гваттари. Риторическое использование естественных наук в работах Делеза и Гваттари.
  • Новое осмысление сакрального.
    Рене Жирар, Джорджио Агамбен, Джанни Ваттимо.
  • Поздний Витгенштейн.
    Интерпретация его идей: Нельсон Гудмен и Ричард Рорти.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах (1 модуль)
  • неблокирующий Активность на семинарах (2 модуль)
  • неблокирующий Активность на семинарах (3 модуль)
  • неблокирующий Письменная работа в 1 модуле
  • неблокирующий Письменная работа во 2 модуле
  • неблокирующий Итоговая письменная работа (2 модуль)
  • неблокирующий Эссе в третьем модуле
  • неблокирующий Контрольная в третьем модуле
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Активность на семинарах (2 модуль) + 0.5 * Итоговая письменная работа (2 модуль) + 0.25 * Письменная работа во 2 модуле
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.15 * Активность на семинарах (1 модуль) + 0.1 * Активность на семинарах (2 модуль) + 0.15 * Активность на семинарах (3 модуль) + 0.2 * Итоговая письменная работа (2 модуль) + 0.075 * Контрольная в третьем модуле + 0.15 * Письменная работа в 1 модуле + 0.1 * Письменная работа во 2 модуле + 0.075 * Эссе в третьем модуле
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Куренной, В. (2014). Интернациональный Аргумент В Философской Коммуникации Xix В. Вестник Ленинградского Государственного Университета Им. А.С. Пушкина, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15716150