• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Культурология»

История культуры

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Кто читает:
Школа культурологии
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предполагает углубление в исследовательскую проблематику исторического изучения культуры, тематизированной как история западной цивилизации, история становления и трансформации ключевых социальных типов и культурных практик. Курс ограничен хронологическими рамками: Античность, Средине века, Возрождение (раннее Новое время).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ввести студентов в исследовательскую проблематику исторического изучения культуры, тематизированной как история урбанизма, история становления и трансформации ключевых социальных институтов и культурных практик, история ментальностей, история знания, история гендерных отношений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач в профессиональной деятельности.
  • Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода).
  • Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества.
  • Способен работать в команде.
  • Способен анализировать культурные явления в широком социальном и историческом контексте.
  • Способен создавать тексты творческого характера, публицистического стиля в различных жанрах (анонсы, репортажи, интервью, рецензии, критические статьи и т.п) культурной тематики для системы печатных и электронных средств массовых коммуникаций.
  • Способен задавать уточняющие вопросы в доступной для консультации форме.
  • Способен самостоятельно осуществлять отбор и классификацию материала в соответствии с поставленной задачей и давать собственную интерпретацию.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Античная культура.
    История понятия. Хронологические и географические границы.
  • Античный урбанизм.
    Историческое значение античного урбанизма.
  • Античный политеизм.
    Особенности культовых практик греков и римлян.
  • Античная мифология.
    Представление о человеке и мире, теле, душе, жизни, смерти и бессмертии.
  • Образование и наука в Греции и Риме.
    Философские школы, библиотеки и научные центры.
  • Гражданская жизнь и коллективные практики.
    Греческий театр и спортивные игры; римские зрелища: цирковые состязания, гладиаторские бои.
  • Повседневная жизнь греков и римлян.
    Быт и роскошь, гигиена и медицина, женщины и дети.
  • Христианство и римская империя.
    Дискуссии о «конце» античной культуры.
  • Средневековье.
    Проблема периодизации и локализации. Методологические подходы к изучению средневековой культуры.
  • Греческое и римское наследие в средневековой культуре.
    Сохранение, трансформации и забвение греческого и римского наследия в средневековой культуре. Западная и Восточная империи (Рим и Византия).
  • Монастырь и практики монашеской жизни на Востоке и Западе.
    Монастырь как центр интеллектуальной и духовной культуры.
  • Основные центры западной средневековой культуры.
    Монастырь и феодальный замок. Власть духовная и светская. Книжная культура и художественная практика: романское искусство.
  • Городская культура позднего Средневековья.
    Город как центр ремесла (мастерские, ярмарки) и знание (университет). Иерархия городов и география экономических и интеллектуальных центров.
  • Повседневная жизнь в эпоху Средневековья.
    Куртуазная культура. Женский мир.
  • Эпоха Возрождения: от Средневековья к Новому времени.
    Периодизация и локализация. Значение греческого и римского письменного и материального наследия в становлении культуры Нового времени.
  • Итальянские города-государства.
    Основные художественные и интеллектуальные центры. «Итальянский стиль»: механизмы влияния и распространения в Северной Европе. Роскошь и придворная культура повседневной жизни.
  • Великие географические открытия.
    Причины и следствия великих географических открытий. Идеальные города Ренессанса: от архитектурной проекции к социально-политическому проекту.
  • Рождение эмпирической науки и дискуссии о научной революции.
    Университетская схоластика и практическое (ремесленное) знание. Новации в медицине, химии, агрономии, металлургии. Научные центры и их влияние на культурные процессы на рубеже XVI-XVII вв.
  • Гуманизм.
    Изобретение книгопечатания, изменение статуса книжного знания и статуса интеллектуала, издательские и переводческие проекты как сфера гуманистической деятельности. Гуманизм – как просветительский проект. Деятельность «северных гуманистов» и реформационное движение. Гуманизм и европейские монархии: придворные гуманистические кружки и становление национальных литературных языков.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Контрольная работа + 0.4 * Работа на семинарах + 0.4 * Устный экзамен + 0.1 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Карсавин Л.П. - Монашество в средние века - Издательство "Лань" - 2013 - 69с. - ISBN: 978-5-507-10122-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/9818

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бузескул В.П. - Античность и современность. Современные темы в античной Греции - Издательство "Лань" - 2013 - 196с. - ISBN: 978-5-507-13073-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/13466
  • Ивановский В.Н. - Народное образование и университеты в средние века - Издательство "Лань" - 2013 - 28с. - ISBN: 978-5-507-37344-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/44031