• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Культурология»

Социология культуры

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Кто читает:
Школа культурологии
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
4-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

С учетом того, что теоретическая база осмысления современности была освоена сту-дентами в рамках первой части курса, вторая часть курса по социологии культуры сфокусирована на сюжетах, освоение которых полезно как для научной работы, так и для практической деятельности в сфере культуры. Более конкретно, речь идет о роли институтов (и, в частности, культурных институтов), с одной стороны, и сообществ, с другой стороны, в функционировании современного общества.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов навыки анализа современного социокультурного процесса.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать о новейших подходах к исследованию современного общества и культуры.
  • Знать о ключевых проблемных культурного поля, понятия, теории и концепции, связанные с функционированием институтов и сообществ в современном и постсовременном обществе.
  • Знать об основных особенностях организации поля культуры и процессах, разворачивающихся в этом поле.
  • Знать о различных формах деятельности потребителей культуры и организации соответствующих сообществ.
  • Уметь пользоваться инструментарием современной социологии культуры для анализа различных процессов развития современных мировых и отечественных культурных и социально-политических проблем.
  • Владеть методиками анализа сравнительной социологии культуры.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Культура в социологической традиции и социологически-релевантные культурные исследования.
    Британская традиция Cultural studies: теории и практики.
  • Культура в современном обществе.
    Социальные структуры, символические формы, культурные практики. Воображение и память в конституции современного обществе и антропологическом воспроизводстве современного человека.
  • Институциональные основания современного общества и их осмысление в современной социологической теории.
    Спорт, мода, гигиена, туризм как социальные институты.
  • Культурные институты в современном обществе.
    Социологический анализ культурных институтов (литература, музыка, искусство, театр, кино, фотография, танец и т.д.): подходы к изучению и особенности становления.
  • Литература как социальный институт.
    Подходы к осмыслению литературы. Классика и другие формы литературного авторитета в сравнительной перспективе.
  • Проблематика способности суждения и сравнительная социология культуры.
    Изучение проблематики способности суждения и сравнительной социологии культуры на примере работ Л.Тевено, М. Ламонта.
  • Практика реформирования современных культурных институций (на примере реформы библиотечной системы).
    Проблематика партиципаторности, эффективности, событийности в работе культурных институций.
  • Горизонт современной социологии культуры.
    Критика классической социологической традиции и «новые социологии».
  • Социологическая проблематика в британских культурных исследованиях 1980-х годов: дискуссия о культурном популизме.
    Значение исследований субкультур и аудиторий для осмысления активности потребителей культуры.
  • Проблематика медиаконвергенции в современных исследованиях культуры.
    Дискуссии о роли конвергенции в трансформации медиапотребления. Принципы организации фан-сообществ: понятие «субкультурного капитала». Дискуссии об автономии фан-сообществ и трансформации их статуса в рамках неолиберальной экономики (на примере одного из фан-сообществ).
  • Изучение форм альтернативного туризма в рамках fan studies: формы кооперации, роль воображения, проблематика аутентичности.
    Функционирование локальных неформальных сообществ в ситуации трансформации культуры (на примере градозащитных и краеведческих сообществ).
  • Концепция культуры соучастия (participatory culture).
    Переосмысление фан-сообществ в работах Г. Дженкинса. Разработка концепции культуры соучастия (participatory culture). Актуализация рецептивных исследований в поле fan-studies. Изучение рецепции медиатекстов в работах Г.Дженкинса, А. де Косник (Деречо) и других исследователей фан-сообществ.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинаре
  • неблокирующий Коллективный проект
  • неблокирующий Активность на семинаре
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.7 * Активность на семинаре + 0.3 * Коллективный проект
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.24 * Активность на семинаре + 0.4 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.36 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Linden, H., & Linden, S. (2017). Fans and Fan Cultures: Tourism, Consumerism and Social Media. United Kingdom, Europe: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.20227185

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Turner, G. (2003). British Cultural Studies (Vol. 3rd ed). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=139147