• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Культурология»

20
Апрель

Теория и история искусства

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
9
Кредиты
Кто читает:
Школа культурологии
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели


Вострова Галина Александровна


Левченко Ян Сергеевич

Программа дисциплины

Аннотация

Курс освещает историю европейского искусства так наз. «старых мастеров» (до XVIII в.) в аспекте развития городской культуры. Это не последовательная, но типологическая история искусства как специфической культурной практики по различным сквозным критериям (материалам в графике, жанрам в живописи, базовым европейским стилям в архитектуре).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с основными понятиями, периодами и направлениями в теории и истории искусства преимущественно в его западноевропейской версии от античности до современности, раскрытие специфики теории и истории искусства как гуманитарной науки, рассмотрение актуальных теоретических проблем искусствознания, ознакомление с различными типами интерпретаций произведений искусства, углубление профессиональной подготовки студентов через их приобщение к различным исследовательским стратегиям.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные этапы и периоды в истории искусств.
  • Знать ведущие теоретические концепции классического и современных наук о культуре.
  • Уметь анализировать искусство как социальную коммуникацию.
  • Уметь анализировать архитектуру как функциональное искусство.
  • Знать основные принципы классики, уметь анализировать классику как проблему культурной теории.
  • Знать особенности Византии как примера имперского стиля.
  • Владеть начальным аппаратом анализа скульптуры, навыками применения современного теоретического знания в сфере интеллектуальной работы.
  • Уметь ананлизировать рисунок как художественный факт.
  • Владеть начальным аппаратом анализа произведения искусства, навыками применения современного теоретического знания в сфере интеллектуальной работы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое искусство.
    Что такое искусство? Искусство и культурные практики. Искусство, ремесло и техника. Теории происхождения искусства (игровая, трудовая, миметическая и др.) Взгляды антропологов и социологов на происхождение искусства. Задачи искусства в истории культуры. Что такое «эстетическое восприятие»? Мимесис и пойесис (Аристотель). Есть ли прогресс в искусстве? Оппозиция эстетического и практического.
  • Классификация искусств
    Условность в искусстве. Произведение искусства как модель. Функции произведения искусства. Классификация искусств. Иерархия видов искусства и ее историческая подвижность. Критика деления искусств на роды и виды. Происхождение и задачи теории искусства. Категория стиля.
  • Искусство как социальная коммуникация.
    Коммуникативный аспект искусства. Авангард – Мейнстрим – Андеграунд в истории искусства. Эволюция статуса художника в культуре. Зритель и потребитель искусства. Художественный рынок. Искусство в большом городе. Практики потребления искусства (музей, галерея). Коммеморация (памятники, кладбища, другие формы воплощения и взаимодействия с памятью).
  • Архитектура как функциональное искусство.
    Абстрактность, материальность и другие свойства архитектуры. Анализ архитектурного образа. Воздух, вода, растительность как архитектурный контекст. Структура ландшафта и внутреннее убранство здания. Материал архитектуры. Древние постройки и космогонические мифы. Базовые архитектурные формы (пирамида, зиккурат, башня). Технологическая революция формы.
  • Классика как проблема культурной теории.
    Регулярность и симметрия как принципы классики. Ордер и его элементы. Дворец-лабиринт в Кноссе как отражение мифа о Минотавре. Акрополь (фабрика власти). Некрополь (фабрика бессмертия). От линейного ритма в архаике к объему в эллинизме. Классическая архитектура от античности до палладианства (миф о вечности классики).
  • Византия как пример имперского стиля.
    Мегаломания и тоталитаризм. Пути развития европейской архитектурной традиции. Центрический храм и базилика. Крестово- купольный объем. Семантика креста. Космическая, топографическая и временная символика храма. Романский и готический стили как оппозиция художественных языков и типов сознания. Готика как альтернатива античной классике, основа европейской идентичности и модель синтеза искусств.
  • Скульптура как элемент архитектурного декора.
    От рельефа к автономной фигуре (круглая скульптура). Материал скульптуры. Динамика объема, роль фона и ниши. Стоящая и сидящая фигура. Монументальная пропаганда. Классическая скульптура (От Фидия и Мирона к Верроккьо и Микеланджело). Мотив оживающей статуи в культуре (Галатея, Плачущая мадонна Каменный гость, Медный всадник). Современная скульптура как элемент городской среды. «Чистый» объем и расподобление вещей.
  • Рисунок – основа изобразительного искусства.
    Материал рисунка. Краткая история средств изображения. Развитие контурного изображения: от примитивов к миниатюрам. Отделение графики от живописи как теоретическая проблема. Умбрийская школа, нидерландский рисунок от Рогира ванн дер Вейдена до Рембрандта.
  • Тиражная графика и формирование нового «печатного» сознания.
    Понятие эстампа и его парадигма. От ксилографии к офорту. Техника на службе искусства – прообраз модерна. От Шонгауэра и Дюрера к Рембрандту и Пиранези – диалектика детали и экспрессии.
  • Жанр
    Исторический и мифологический жанр. Парадокс понятия «жанр» в теории и истории искусства. Судьба античной и христианской мифологии в европейской живописи. Бытовой жанр как следствие развития буржуазного мировоззрения.
  • Натюрморт
    Элементы натюрморта в мифологической живописи. Предпосылки формирования натюрморта как жанра. Вещь как субститут человека. Визуальные эффекты Trompe l'oeil и Sotto in su. Картины потребление в буржуазных Нидерландах. Материальное как воображаемое
  • Портрет
    Проблема мимессиса. Изображение внешнего как выражение внутреннего: историчность «безусловного». От фаюмских портретов (Древний Египет) к «выступанию из профиля» в живописи Ренессанса. Алтарь (ретабло) – триптих – диптих – сингулярный портрет. О пейзажном фоне и далевой перспективе.
  • Картина
    Мир картины. Живопись и проблема репрезентации. Икона и фреска. Пространство изображения: структура глубины, перспектива «прямая» и «обратная». Рождение станковой картины как формы европейской идентичности. Мегапроект живописного иллюзионизма, его кризис в XIX веке и зримый распад в XX-м.
  • Пейзаж
    Пейзаж. Происхождение ренессансного пейзажа. Управляемая природа Италии и Север как пространство пейзажного натурализма. Условность пейзажа и его семантика. Марина. Архитектурный пейзаж (в том числе, руина).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Устный экзамен
  • неблокирующий Творческое задание
  • неблокирующий Тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Активность на семинарах + 0.3 * Устный экзамен + 0.3 * Эссе
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.7 * Активность на семинарах + 0.3 * Устный экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * Активность на семинарах + 0.4 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.3 * Промежуточная аттестация (3 модуль) + 0.06 * Творческое задание + 0.06 * Тест + 0.03 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Pointon, M. R. (2014). History of Art : A Student’s Handbook (Vol. 5th edition). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=733711

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Торопыгина М.Ю. - Иконология. Начало. Проблема символа у Аби Варбурга и в иконологии его круга - Издательство "Прогресс-Традиция" - 2015 - 368с. - ISBN: 978-5-89826-438-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/77246