• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Культурология»

Культурно-историческая антропология

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Кто читает:
Школа культурологии
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
4-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Культурно-исторической антропологии» предлагает одну из возможных перспектив для дальнейшего исторического и прагматического исследования феноменов и процессов в области мировой и национальной культуры. Цель курса – знакомство с методами социальных наук, прежде всего культурной антропологии. Задачами курса является не только ознакомление с антропологическими работами классиков, но и обучение методам и подходам антропологического исследования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать общее представление об культурно-исторической антропологии как разделе исторической науки, познакомить с основополагающими теориями и концептами этой дисциплины
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Уметь работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач.
  • Понимать процессы развития исторической и культурной антропологии как отрасли социального знания, а также ее взаимодействие со смежными дисциплинами.
  • Разбираться в методах социальных наук, прежде всего антропологии.
  • Знать способы конструирования предметной области и концептуального аппарата исторической и культурной антропологии на примере корпуса работ классиков дисциплины.
  • Уметь показать эвристические возможности исторической и культурной антропологии в контексте проблематики современных наук о культуре.
  • Уметь обозначить антропологические подходы к социальному анализу современности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое социальный факт?
    Социальный факт Дюркгейма. Теорема Томаса (“реально то, что реально по своим последствиям”). Эмическое и этическое. Фрагмент Кеннета Пайка. Что изучают социальные науки и, самое главное, как они это изучают? Социальные факты глазами антрополога, социолога, психолога и психиатра.  Разбор фрагмента Лоры Боханнон "Шекспир в буше". Презентация трех возможных проектов исследовательско-учебных проектов для студентов этого года.
  • Наука как система.
    Выявление закономерностей в социальных данных. Антропологические, фольклористические и лингвистические задачи как обучение выявлять закономерностей в социальных системах. Разбор задач. Как строить дизайн исследования? Что такое “нулевая гипотеза” и для чего ее ставить? Последовательность исследования.
  • Этические аспекты исследований.
    Комиссии по этике в разных социальных науках. Этический кодекс американской антропологической ассоциации. Обсуждение статьи К. Гинзбурга “Инквизитор как антрополог/антрополог как инквизитор”.
  • Методы сбора социальных данных: поле и лаборатория.
    Теория поля (обсуждение статьи Гупта и Фергюсона). Что такое полевое исследование? Лаборатория: что такое эксперимент? Как подтверждать полевые данные экспериментом?
  • Качественные методы.
    Интервью и его типы: блиц-интервью, глубинное интервью, структурированное интервью. Экспертное интервью. Обработка и использование данных интервью. Чтение и обсуждение книги С. Венкатеша “Главарь банды на день” Наблюдение и включенное наблюдение (от Малиновского до Венкатеша).  Как проникнуть в трудное поле. Как не самоотождествиться с предметом своего изучения. Обсуждение книги “Антрополог как информант/информант как антрополог” Метод “снежного кома”, сплошное интервьюирование и другие методы поиска информантов для интервью. Фокус-группа: между количественными и качественными методами.
  • Количественные данные и количественный анализ.
    Опросы. Анкетирование. Само-анкетирование. Дистанционные опросы. Проблема репрезентативности выборки. Что такое случайная выборка? Что значит сместить выборку? Практическое задание: Полевая практика. Создание и проведение опроса. От экспертных интервью к выработке списка вопросов. Обсуждение вопросов и составление опросника. Проведение опроса.  Ложный опрос/опросный эксперимент как методика в когнитивной психологии. Обсуждение статьи Элизабет Лофтус “Фальшивые воспоминания”.
  • Интернет и социальные сети как вид поля.
    Качественные и количественные исследования на материале интернет-данных. Анализ цифровых след для реконструкции оффлайн поведения человека.
  • Обработка полученных данных. Создание базы данных.
    Виды баз данных. Кросс-культурные методы Мердока. Способы и принципы формирования баз данных. Аналитическая работа с базами данных. Количественная и качественная информация, получаемая при анализе базы данных.
  • Основные понятия антропологии. Этничность.
    Блок тем «основные понятия антропологии» обсуждает такие понятия как этничность, идентичность, социальные границы. Можем ли мы говорить об идентичности или идентичностях? Что такое этническая группа и как формируются границы вокруг них? Может ли человек чувствовать свою принадлежность сразу нескольким группам? Обсуждение главы «Культурнее революционеры» из книги Ю. Слезкина Арктические зеркала: Россия и малые народы Севера М.: Новое литературное обозрение, 2017
  • Основные понятия антропологии. Этнические группы vs Социальные границы.
    Блок тем «основные понятия антропологии» обсуждает такие понятия как этничность, идентичность, социальные границы. Можем ли мы говорить об идентичности или идентичностях? Что такое этническая группа и как формируются границы вокруг них? Может ли человек чувствовать свою принадлежность сразу нескольким группам? Обсуждение двух глав из книги Фредерика Барта «Этнические группы и социальные границы Социальная организация культурных различий». Сборник статей / под ред. Ф. Барта, М.: Новое издательство, 2006 : Эйдхейм Харальд. Когда этническая идентичность становится социальным стигматом? // Этнические группы и социальные границы / Под. ред. Ф. Барта. М. Новое издательство, 2006. С. 49-71; Холанд Гуннар. Экономические факторы в этнических процессах. // Этнические группы и социальные границы / Под. ред. Ф. Барта. М. Новое издательство, 2006. С. 72-90.
  • Основные понятия антропологии. Идентичность.
    Блок тем «основные понятия антропологии» обсуждает такие понятия как этничность, идентичность, социальные границы. Можем ли мы говорить об идентичности или идентичностях? Что такое этническая группа и как формируются границы вокруг них? Может ли человек чувствовать свою принадлежность сразу нескольким группам? Обсуждение книг: Брубейкер Р. Этничность без групп. Издательство НИУ ВШЭ, 2012; Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма М., 2001
  • Антропология города
    Что изучает антрополог в городе? Какие вопросы задает себе, начиная исследование? Какие существуют методы исследования в городе? Обсуждение глав книг Д. Джекобс Смерть и жизнь больших американских городов. М.: Новое издательство, 2011 и С. Лоу. Пласа. Издательство Strelka Press, 2016.
  • Антропология миграции.
    Какие темы выбирает антрополог, исследуя миграцию? Какие основные понятия и теории используются в антропологии миграции? Обсуждение статей: Бредникова О., Ткач О. Дом для номады // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2010. No 3. С.72–95, Портес, А., Чжоу, М. Новое второе поколение. Городские исследования и практики, 2(1), 2017. 122-141.
  • «Другой». Как конструируется понятие?
    Кто такой «другой»? Как формируется понимание «другого»? Что такое культурный расизм? Как исследовать тему «другого» и рассказать об этом? Посещение Еврейского музея Обсуждение глав сборника статей «Расизм, дискриминация, ксенофобия. Какими мы их увидели…» (Под ред. Е.Деминцевой). Новое литературное обозрение, 2013
  • Современные исследования культурной антропологии. Городская сегрегация.
    Как возникает городская сегрегация? Что такое «гетто»? Как изучать городскую сегрегацию: теории, методы, задаваемые вопросы. Обсуждение статьи Вакан Л. Социальная логика бокса в черном Чикаго: к социологии кулачного боя // Логос. 2006. № 3 (56). С. 104–140 Обсуждение фильма Фильм «Manenberg» (Дания, 2010). Реж. К.Вьюм, К.Вальторп.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинаре
  • неблокирующий Проект
  • неблокирующий Письменный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Активность на семинаре + 0.5 * Письменный экзамен + 0.2 * Проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гуревич П. С. - ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В 2 Т. ТОМ 1 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 310с. - ISBN: 978-5-534-08951-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofskaya-antropologiya-v-2-t-tom-1-437508

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гуревич П. С. - ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В 2 Т. ТОМ 2 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 165с. - ISBN: 978-5-534-08953-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofskaya-antropologiya-v-2-t-tom-2-438049