• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Культурология»

20
Апрель

История

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин общего цикла (ДОЦ) и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку. Основные положения дисциплины «История» должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «История культуры», «Теория и история литературы», «Культурная антропология» и других, которые являются базовыми и обязательными для студентов 1-4 курса бакалавриата, обучающихся по направлению 51.03.01 «Культурология». В результате освоения дисциплины студент должен быть способен: учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной; работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода); логически верно, правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности в письменной и устной речи, аргументировать свою точку зрения; анализировать, структурировать, обоснованно излагать (в т.ч. наглядно представляя) обработанную информацию; научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представлений об основных этапах мирового исторического развития человечества с древнейших времен до настоящего времени с особым акцентом на историю Европы.
  • Выработка представления о многообразии исторического опыта человечества, отдельных цивилизаций и культур.
  • Ознакомление с важнейшими событиями и процессами, определившими основные направления экономического, социального, политического и культурного развития человечества
  • Понимание места и значения религий в истории народов мира
  • Уяснение принципов периодизации всемирной истории в современной исторической науке, хронологических рамок и сущностного наполнения понятий «Античность», «Средние века», «Раннее Новое время», «Новое время», «Новейшее время»
  • Понимание места истории среди других социально-гуманитарных дисциплин, ее особенностей, возможности использования представлений о прошлом в политических целях
  • Развитие навыков критического мышления при чтении источников и исторической литературы, знакомство с работами крупнейших современных историков
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает структуру курса, умеет различать разные модели периодизации исторического процесса, понимает смысл и назначение периодизации как приема.
  • Знает хронологические рамки существования Древней Греции и основные ее цивилизационные особенности; знает основные понятия данного блока; знает основных персонажей, даты и события, названные в лекциях и в соответствующих главах обязательного учебника.
  • Знает географические и историко-политические основы древнеримской культуры; умеет различать понятия polis и civitas; знает основные даты, события и действующих лиц римской истории; может объяснить значение принятия христианства для последующей истории Рима и Европы
  • Знает основные понятия средневековой культуры; умеет отличать феодальную культуру от античной и, с другой стороны, от модерной; знает опорные определения феодализма (Карл Маркс, Франсуа Гансхоф, Жак Ле Гофф, Жорж Дюби, А.Я. Гуревич, Ю.Л. Бессмертный и др.) и умеет применять их в собственной работе; знает базовый набор фактического материала.
  • Знает хронологические границы раннего Нового времени, умеет отличать раннее Новое время от Средних веков и от развитого Модерна; знает основные теории становления европейского государства, анализирует их на фактическом материале, полученном из лекций и учебника; понимает значение "революции Гутенберга"; знает понятия Реформации и атлантических революций.
  • Знает основные вехи развития европейских государств XIX века; знает понятие "долгого XIX века" и умеет его анализировать;
  • Знает основные черты современной европейской цивилизации и умеет объяснить их генезис, причины и следствия их формирования; знает историю Второй мировой войны и может анализировать основные проекты послевоенного переустройства мира и их последствия
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Установочная лекция
    2 часа; Цели и задачи курса. Структура курса, формирование накопленной оценки. Требования к письменным работам. Организация взаимодействия между онлайн-курсом и оффлайн-семинарами
  • История Древней Греции
    Древняя Греция: от Крито-Микенской эпохи до периода эллинизма
  • История древнего Рима
    Древний Рим: эпоха царей, Республика и Империя
  • История Средних веков
    Феномен феодализма, раннее Средневековье, развитое Средневековье, ренессанс XII века, города, Церковь, крестовые походы.
  • История раннего Нового времени
    Реформация, Контрреформация. Великие географические открытия. Противостояние Европы и Османской империи. Атлантические революции: от борьбы за свободу к переизобретению политического порядка Нидерландская, Английская, Американская и Французская революции
  • История Нового времени
    Наполеоновские войны и их последствия. Венская система. «Священный союз» Революционные движения в Европе 1820-х и 1848-1849 гг. Объединение Германии и Италии Колониальная политика европейских держав в XIX веке США и страны Латинской Америки в XIX веке I Мировая война: основные этапы и отличительные черты
  • История Новейшего времени
    Версальско-Вашингтонская система Экономический кризис 20-30-х гг. и разные пути его преодоления II Мировая война: предпосылки, причины, этапы Ялтинско-Потсдамская система. Биполярный мир и феномен холодной войны. Разные формы международной интеграции после Второй мировой войны
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Семинары идут в 3-м и 4-м модулях;
  • неблокирующий Устный экзамен
    Устный экзамен
  • неблокирующий Аналитическое эссе
  • неблокирующий Реферат монографии по истории Древней Греции, Древнего Рима или Средних веков
  • неблокирующий Экзамен по онлайн-курсу "История Запада"
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Оценка за курс складывается из трех компонент: оценка за онлайн-курс (30%), оценка за работу в семинарах (15%), оценка за реферат (15%), за эссе (20%) и оценка за устный экзамен в конце курса (20%)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Sir A.W. Ward. (2019). The Cambridge Modern History : Modern History 13 Vl. [N.p.]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1085534
  • История Древнего Рима : учебник для вузов, Кузищин, В. И., 2002
  • История Древней Греции : учебник для вузов, Андреев, Ю. В., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • SPQR. История Древнего Рима: Научно-популярное / Бирд М. - М.:Альпина нон-фикшн, 2017. - 696 с.: ISBN 978-5-91671-639-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003549
  • Виноградов П.Г. - Исследования по социальной истории Англии в средние века - Издательство "Лань" - 2014 - 276с. - ISBN: 978-5-507-39775-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/50529
  • Карсавин Л.П. - Монашество в средние века - Издательство "Лань" - 2013 - 69с. - ISBN: 978-5-507-10122-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/9818