• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенческие эссе

Канатные дороги — транспорт или «волшебный аттракцион»?

Алена Колесникова, студентка первого курса 
магистерской программы «Визуальная культура»

Почему я решила исследовать канатные дороги?


Приницип работы канатной дороги предполагает трос, натянутый между расположенными на разных высотах опорными точками таким образом, что вагончики не касаются земли. Это делает такой вид транспорта удобным для использования в горной и труднопроходимой местности в целях регулярной или крупной единовременной (1) переброски людей и грузов.В условиях горного ландшафта кавказского региона канатный дороги широко представлены, что дает уникальную возможность сравнить их и понять, как и с какими целями они используются, какое влияние оказывают на жизнь города.

История вопроса

Передвижение по принципу канатной дороги было известно уже в Античности. Так, сохранился датируемый 250 г. до н.э. рисунок китайского историка, изображающий пассажира (Hoffmann, 2006, 205). Хотя стальной кабель был изобретен уже в 1834 г. в Германии, до начала 1900-х гг. большее развитие получила транспортная система по типу фуникулера, то есть с использованием рельсов.

Конструкция канатной дороги состоит из:

  • кабин, 
  • станций-терминалов — их обычно две, верхняя и нижняя, 
  • промежуточных опор-вышек, 
  • кабелей, которые называют сердцем системы (Alshalalfah, 2012, 254), 
  • системы безопасности, работающей на топливе и обеспечивающей движение на случай перебоев с электроэнергией.

В начале 1900-х гг. в Европе активно развиваются канатные дороги и фуникулеры, в основном в Альпийских районах Франции, Германии, Италии, Швейцарии и Австрии (Neumann, 1999, 57). Сегодня главными производителями канатных дорог, работающих в Грузии и Армении, являются австрийские, французские и итальянские фирмы (Doppelmayr, Leitner, Poma(galski)).  

Существует мнение, что будущее развитие канатных дорог в городских районах уступает фуникулерам. Это связано со страхом и недоверием к подвесным конструкциям, тогда как рельсовая опора является частью нашей повседневности: рельсы используются для различных видов городского транспорта. Хотя канатки широко распространены в горнолыжных районах, катается — и в этом смысле привычен к такому виду передвижения — малый процент населения (Ibid., 80). 

В этом смысле интересная ситуация сложилась в Тбилиси. Чуть больше года назад в городе восстановлен фуникулер, построенный в 1905 г. и не работавший с 1990-х гг. Он соединяет ул. Чонкадзе и гору Мтацминда. На промежуточной станции находится могила Грибоедова, Пантеон писателей и общественных деятелей Грузии и храм Св. Давида. На верхней станции расположен парк. Совсем скоро начнется строительство канатной дороги с пр. Руставели сюда же, на гору Мтацминда. Более того, верхние станции будут находиться совсем рядом. Кому-то такое положение вещей покажется абсурдным — но не местным жителям. Гия, главный механик фуникулера, который рассказал мне о планах по строительству канатки, не считает канатку и фуникулер конкурентами: «У них будут свои клиенты — те, кто боятся на тросе. А этот по земле ходит, у него свои тормоза». 

Главный механик фуникулера в Тбилиси Гия
Главный механик фуникулера в Тбилиси Гия
Площадка будущей канатки в Тбилиси
Площадка будущей канатки в Тбилиси

В 1990 г. на прошлой канатной дороге, находившейся здесь же, произошла авария, в результате которой погибли люди. Гия рассказал о причинах: ту канатную дорогу построили чиатурцы и подарили Тбилиси на юбилей города 1500 лет. Чиатура — грузинский город шахтеров, где канатные дороги связывают дом-шахту-центр города. Дизайн их кабинок — очень простой. После распада СССР посчитали, что кабины не такие красивые и комфортные как следовало бы иметь в столице и решили заменить их на швейцарские. Однако новые кабины были более тяжелые и в определенный момент относившаяся к старой конструкции ось сломалась, не выдержав веса.  

Чем сегодня считать канатные дороги в городе? Транспортом или аттракционом?

— В советское время было много маршрутов?
— В советское время всего было много! — шутит Гия.


Чем сегодня считать канатные дороги в городе? Транспортом или аттракционом?

Если в советском Тбилиси функционировали шесть маршрутов, то сегодня — всего один. К 1985 г. на территории СССР работали более тысячи грузовых и пассажирских канатных дорог (Бовский, 2013). Канатки составляли отдельное направление в транспортной отрасли и в некоторых случаях составляли конкуренцию наземному транспорту. «Подвесные пассажирские канатные дороги — это не только транспорт, это и "волшебный аттракцион"» — пишет Г.Н. Бовский, занимающийся канатками с 1967 г.  

В будний день движение в Тбилиси плотное: стоят не только на узких улочках старого города, но и на широкой набережной в сторону центра. Подержанные авто из Европы продаются в стране по дешевке — кажется, этой возможностью поспешил воспользоваться каждый. Движение хаотичное, водители перестраиваются без поворотников в обе стороны, двигаемся быстро, но скорость как бы разменивается вправо-влево. Поворотник заменяет клаксон: таксист Гога постоянно сигналит другим машинам, а ему сигналят в ответ. Все вместе это похоже на движение в шумной стае птиц: стресс не только для водителя, но и для пассажира. На этом фоне очевидны достоинства канатных дорог, как альтернативного вида городского транспорта. 

 

Таксист Гога

Таксист Гога

Инфраструктура канатной дороги занимает мало площади, что с точки зрения города является особенно актуальным. Единственное, что требует относительно много места это станции-павильоны для посадки и высадки. Канатка не пересекается и не мешает другим видам транспорта. Современные технологии позволяют покрывать большие расстояния (до 6 км для одной секции) и проектировать гибкие маршруты. Канатка обеспечивает постоянный пассажиропоток благодаря постоянному движению кабин. Богатый потенциал канатных дорог для решения транспортной проблемы является аргументом в пользу их развития в городах, расположенных не только в горной местности, но и на равнинах. 

Сегодня в Тбилиси функционирует всего одна канатная дорога, связывающая парк Рике с крепостью Нарикала. В медиа ее упоминают исключительно в качестве местной достопримечательности, привлекающей внимание туристов и ориентированной в первую очередь на них. Во время нашего приезда шла подготовка к летнему сезону — меняли трос и покататься не удалось. 

Верхняя станция
Верхняя станция
Нижняя станция
Нижняя станция

Со слов инженера и рабочего, поднимаются ради открывающейся сверху панорамы на старый город — в основном туристы и местные школьники, у последних бесплатный проезд на всех видах транспорта, включая канатную дорогу. Последнее особенно важно: это значит, что канатка позиционируется не только как туристический аттракцион, но и как транспорт. Здесь заложен важный потенциал для развития канатных дорог как части транспортной инфраструктуры города.

И такой проект уже есть: рабочее название — «Панорама Тбилиси» (2). Планируется построить четыре маршрута канатных дорог, которые соединят окрестные горы с центром города. Представленное в youtube видео безмолвно (3) — уже на уровне проекта обещая спокойную и тихую поездку пассажирам канатки. Бесшумность выделяет канатные дороги среди прочих видов транспорта. Канатки — только часть проекта единого многофункционального комплекса. Наверху откроют гостиницы и бизнес-центры, культурный и торгово-развлекательный центры. Также в рамках проекта высадят тридцать тысяч деревьев. 

Вид на Тбилиси
Вид на Тбилиси

Вопрос канатных дорог может быть рассмотрен в контексте развития города или села.

Пространственная концентрация и координация экономической активности определяет урбанизацию (Tilly, 1974 (цит. по: Yago, 1983, 172)). Транспортные системы оказывают ускоряющие или тормозящие эффекты на эти процессы. Городской транспорт может обслуживать уже сформированные городские структуры и локации, как в случае с работающей канаткой, которая предоставляет самый короткий путь к крепости Нарикала в Тбилиси. С другой стороны, транспортная система стимулирует городское развитие. Так, новые маршруты канатных дорог помогут интегрировать бизнес-центры в структуру города. Здесь также можно увидеть старую тенденцию, сложившуюся в конце XIX века, —  стремление извлечь максимум прибыли из центрального района города за счет максимальной транспортной доступности (Трубина, 2011, 177).  

«Панорама Тбилиси» широко обсуждается в сети (4). «tbilisia tu chiatura» — единственный понятный мне комментарий к проекту из сотни, написанных на языке виноградной лозы. О Чиатуре вспоминает каждый грузин, когда речь заходит о канатках. «Город канатных дорог» расположен в Квиринском ущелье, где еще с советских времен и до сих пор канатки являются самым удобным видом транспорта для местных жителей. Именно канатки позволили развивать добычу руд марганца в столь экстремальных условиях, превратив Чиатуру в центр горной промышленность СССР. Современная Грузия потеряла большую часть своей промышленности. Будущими пассажирами канатных дорог в Тбилиси станут бизнес-туристы. В новом проекте ставка делается на их привлечение путем проведения международных конференций и форумов. Местные тоже выиграют от этого: в реализации проекта задействуют около двух тысяч человек, более тысячи впоследствии получат постоянные рабочие места.

«Крылья Татева» в Армении — самая длинная канатная дорога в мире, часть проекта по возрождению Татева. Две другие составляющие проекта: возрождение монастыря и строительство гостиницы. Со слов моего информанта-продавца в лавке при монастыре, канатная дорога, очевидно туристический объект, помогла увеличить количество посетителей монастыря в 3-4 раза. Туристам здесь рады: доходы от канатки идут в фонд развития монастыря, местные женщины продают на обочине угощения и предоставляют ночлег. Управляющий канатной дорогой Тигран Казарян поощряет местный бизнес: повышение уровня жизни шести близлежащих общин негласно вписывается в формальный проект по возрождению Татева (Сюник: Канатная дорога (Крылья Татева)). Кажется, в убытке только таксисты: проезд на канатке в обе стороны составляет 4000 драм, а заявленная стоимость такси в одну сторону — 6000 драм. Но и они не в обиде: «три года жизнь как стала веселый, а кто скажет не веселый — это вообще дурак». Их жены работают рядом за прилавком. «Вниз смотреть — голова закружится» — у таксистов свои пассажиры, те — кто боятся. Что страшнее: канатная дорога или серпантин — каждый решает сам. 

Крылья Татева
Крылья Татева
Таксисты, Татев
Таксисты, Татев
Местные торговки, Татев
Местные торговки, Татев

Значительная часть исследований по социологии транспорта посвящена социальным эффектам транспортных систем. Один из примеров — анализ того, как различная транспортная доступность сказывается на городской сегрегации. Социальная несправедливость является следствием не только неравномерности транспортной инфраструктуры, но и ценовой политики в области транспорта. Так, стоимость канатной дороги в Татеве составляет для местных 500 драм, что в восемь раз ниже обычного билета для приезжих. Раньше проезд был бесплатный, почему цену подняли — не знают. Продавец из монастырской лавки пользуется канатной дорогой около десяти раз  в месяц — «Катаюсь, когда надо срочно». Таким образом, канатку, задуманную как туристический объект, делают более доступной для местных жителей, стимулируя ее использование в качестве повседневного транспорта. 

«Я уверен, что любого пассажира, перемещающегося в кресле или кабине над землей на значительном расстоянии, иногда до 100 м, охватывают чувства радости, удивления, сопричастности к чуду, когда он с высоты впитывает в себя фрагменты ландшафта прекрасной планеты Земля» (Бовский, 2013). Если канатные дороги будут транспортом, то счастливых людей на земле станет больше.  

Примечания и библиография:

  1. См.: Военная мобильная канатка. URL: http://smartnews.ru/regions/sevkav/2745.html
  2. См.: http://www.liberali.ge/ge/liberali/news/118109/
  3. См.: http://www.youtube.com/watch?v=bHCZuOZ8ilw
  4. См.: http://www.liberali.ge/ge/liberali/news/118109/
  5. Бовский Г.Н. (2013) Фрагменты истории развития канатных дорог в нашей стране. URL: http://www.gorimpex.ru/novosti/fragmenty-istorii-ra_431/
  6. Сюник: Канатная дорога (Крылья Татева) URL:http://syunik.ru/kanatnaa_doroga_krila_tateva.html
  7. Трубина Е.Г. (2011) Город в теории: опыты осмысления пространства. М.: Новое литературное обозрение.
  8. Alshalalfah B. (2012) Aerial Ropeway Transportation Systems in the Urban Environment: State of the Art // Journal of Transportation Engineering. Т. 138. № 3. С. 253–262.
  9. Hoffmann K. Recent developments in cable-drawn urban transport systems // FME Transactions. 2006. Vol. 34, № 4. P. 205–212.
  10. Neumann E.S. The past, present, and future of urban cable propelled people movers // Journal of advanced transportation. 1999. Vol. 33, № 1. P. 51–82.
  11. Tilly C. (1974) An Urban World. Boston: Littel Brown.
  12. Yago G. The Sociology of Transportation // Annual Review of Sociology. 1983. Vol. 9. P. 171–190.