• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Культурология»

20
Апрель

Проект "Очевидцы": встреча с Ираклием Квирикадзе

12 февраля клуб "Очевидцы" провел встречу с Ираклием Квирикадзе, режиссером и сценаристом. Подробнее о том, как это было, можно узнать по ссылке. Спасибо всем пришедшим! До новых встреч!

Ираклий Квирикадзе – очевидец эпохи кино, которая так тесно была сплетена с исторической эпохой. Он работал за тем же монтажным столом, за которым работал Сергей Эйзенштейн; его преподавателем, а затем коллегой, была Паола Волкова – знаменитый искусствовед; другом и желанным гостем – Сергей Параджанов. Эта художественная среда, образованная и поддерживаемая многими достойнейшими людьми, была нам явлена 12 февраля в лице Ираклия Квирикадзе. 

В далекие 60-е Ираклий Михайлович поступит во ВГИК и станет чуть ли не первым студентом Иосифа Давидовича Гордона. Работавший у Рене Клера, классика французского кинематографа, Гордон вернется по приглашению Сталина после Второй мировой войны и тут же попадет в Сибирь, в лагерь, до смерти великого вождя, и лишь в конце 50-х придет во ВГИК. Монтаж – уникальный язык кино, станет страстью Ираклия Михайловича. Он станет режиссером монтажа, который способен стать режиссером кино, как в случае с фильмом «Распутин»(2013).

Будучи самостоятельным режиссером и сценаристом, он принес нам три немые короткометражки «Свадьба» (1964), «Зонтик» (1967) и «Музыканты» (1969) своего друга, Михаила Кобахидзе. И, действительно, их стоило смотреть именно из его рук. Вербальный и визуальный рассказы объединились, и мы приобщились к чистой поэзии, пробившейся на грузинской земле в эпоху оттепели. 

«Грузия стала для Пастернака не просто обетованным райским краем, но страной забытых чувств и навеки исчезнувших, казалось бы, отношений… Земля родит сама, солнце щедро изливает жар, в каждом дворе готово угощение, ничто не в тягость, советской властью не пахнет – она вообще не ощущается! … В первой половине тридцатых слово «грузин» было для Пастернака почти синонимом святости…» [1].

Ключевая фраза, конечно, советской властью не пахнет – она вообще не ощущается! – ею не пахнет и в трагикомедиях Кобахидзе, несмотря на все, что произошло за эти тридцать лет. Простые человеческие истории о влюбленности, о жизни, такие полусказки - происходят вне времени и вне принадлежности к конкретному гражданству. 

Каждый последующий фильм приходилось заявлять почти обманом, постфактум. Сначала - «подставной» сценарий, под который выделяли дефицитную пленку и бюджет, потом – съемки «на натуре» в горах Грузии, а потом – материал и фильм, который уже есть. Таким образом Кобахидзе снял три фильма, и, устав сопротивляться, эмигрировал во Францию. 

Тем удивительнее соотносить визуальный ряд – совершенно безобидный, ну что там - кадры танцующих под зонтиком людей или улыбающихся друг другу в трамвае, с последствиями для режиссера, обстоятельствами съемок. Вспоминаются слова Мариэтты Чудаковой – «в Советском Союзе нет слова несоветский, только антисоветский», и это - даже в «благоприятную» пору «оттепели». 

12 февраля в гостях у «Очевидцев» был Ираклий Квирикадзе. Ему 75 лет. Он работал за тем же монтажным столом, за которым работал Сергей Эйзенштейн. А теперь «Представим себе фильм, в котором есть утро и вечер, но нет напряженности времени, пролегшего между ними» [2]. 

Текст: Автор клуба «Очевидцы» Анна Алексеева
Фотографии: Валерия Киселева

[1] - Быков Д. Борис Пастернак. ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 2005. Стр. 383.
[2] - Микеланджело Антониони «Утро и вечер».

Группа "Очевидцев" на фейсбуке: https://www.facebook.com/groups/643070805742656/