• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Культурология»

20
Апрель

26 января состоялась встреча с композитором Николаем Хрустом в рамках проекта "Путь к музыке"

Проект «Путь к музыке» провёл второе мероприятие из цикла встреч с современными композиторами. Нашим гостем стал композитор, преподаватель кафедры современной музыки в московской Консерватории Николай Хруст. Его произведения исполняют ведущие ансамбли современной академической музыки в России (в том числе «Студия новой музыки») и за рубежом. Сочинения Николая были неоднократно представлены на фестивалях в Германии, Франции, Италии, Нидерландах.

Темой встречи стала современная академическая музыка. Она появилась в XX в., завершила классическую традицию – и изменила абсолютно все: исчезли тональности, ограничения в темпах и ритмах, появились «немузыкальные» инструменты. Для людей, воспитанных на классике, новая музыка оказалась сложна и непонятна. Но, тем не менее, это музыка, которую надо учиться слушать и слышать.

Мы поговорили о том, что представляет собой современная академическая музыка, зачем она появилась именно в ХХ веке и почему современную музыку не стоит рассматривать как отдельное явление, не связанное с предшествующей традицией. Николай сказал, что отельные элементы современной музыки можно было встретить еще у представителя венской классической школы Йозефа Гайдна в ХVIII веке. Поэтому то, что мы называем современной академической музыкой, сложилось постепенно в результате эволюции музыкальных форм, а не стихийного мощного прорыва.

Конечно, разговор о музыке не может быть полным без знакомства с произведениями. На встрече мы услышали одно из самых известных произведений Николая Хруста «Евгеника I» для ансамбля и электроники (2009) и даже увидели его партитуру. Но если вы думаете, что там были привычные для всех ноты, то вы сильно ошибаетесь. Да, они иногда встречались, но скорее в качестве исключения. А в основном там присутствовали длинные волнистые линии, напоминающие нарисованные в ряд параболы. Часто встречались и текстовые пояснения-инструкции о том, как исполнять то или иное место. И если обычному человеку кажется, что это хаотичное нагромождение нот, линий и непонятных слов, то музыканты умеют считывать и исполнять такие партитуры.

В современной академической музыке произведения исполняются не только на музыкальных инструментах. Композиторы экспериментируют со звуком, а потому активно используют обычные предметы, которые «звучат». Это может быть вода, фольга, мячик для настольного тенниса, тарелка, бумага… Поэтому и партитуры выглядят так странно на первый взгляд – ведь невозможно нотами записать звук от капель воды или от удара теннисного мячика об пол. Однако пытаться найти в этом какой-то глубинный смысл не стоит. Николай сказал, что он как композитор не закладывает в свои сочинения то, что аудитория обязательно должна услышать. Каждый найдет что-то свое, пусть, возможно, и не сразу. 

Встреча прошла в приятной атмосфере и была интересной и информативной. Удалось наладить контакт с гостем и аудиторией, которая активно включилась в обсуждение.

Приходите на следующие мероприятия цикла! Следите за обновлениями в нашей группе vk.com/waytomusic и будьте в курсе событий!

Алёна Бежикина, 3 курс факультета гуманитарных наук, образовательная программа "Культурология"