• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Культурология»

Репортаж о конференции «Современные исследования культуры - 2020»

Конференция «Современные исследования культуры», представляющая научные проекты первокурсников Школы культурологии, проводится уже 6 раз. Необходимость готовить и проводить мероприятие в онлайн-формате не сказалась на его качестве: четкое следование регламенту обеспечило возможность содержательного и достаточно размеренного обсуждение докладов участников. Бонусом такого формата проведения конференции стала возможность присоединиться к нему выпускникам и просто заинтересованным слушателям, которые находились в этот момент не только на территории России, но и за рубежом. В этом году в рамках конференции работало 9 секций: «Человек и культура», «Гендерные исследования», «Исследования социальных сетей», «Культурсоциология», «История искусства», «Исследования популярной музыки», «Телевизионная культура», «Память о советском», «Культурная география и городские исследования»). Работу секций курировала команда преподавателей-супервайзеров – И.В. Кукулин, А.Г. Ганжа, А.В. Талавер, Е.В. Колпинец, Я.С. Левченко, Е.Д. Белова, М.Л. Майофис и Б.Е. Степанов. Публикуем подготовленный первокурсниками обзор секций конференции.

 

Секция «Человек и культура» (организатор – Екатерина Арнаутова)

 

Проблемы, затронутые в докладах секции, никогда не перестанут волновать людей. Изменяющаяся культура предоставляет новые возможности для человека, которые вступают в разные, чаще всего - конфликтные, отношения с устойчивым восприятием окружающего мира. Докладчики секции попытались выявить отношение человека к культурным изменениям, а также уточнить и наметить тенденции, которые позволят преобразить и перестроить мир под человека будущего.

Открывал секцию доклад Валерии Муратовой на тему «Феномен популярности психотерапии в современной западной эмоциональной культуре». В своем докладе Валерия поставила задачу проинтерпретировать популярность психотерапии как культурной практики в контексте возрастающего массового интереса к эмоциям. Валерия выделила амбивалентность статуса психотерапии, которая заключается в том, что с одной стороны, психотерапия дает человеку возможность для контроля собственных чувств и жизненных интенций, а с другой стороны, эта система освобождения и контроля над собой воспринимает человека как ресурс для достижения наибольшей эффективности в экономическом ключе. В связи с этой проблемой возникло обсуждение, касающееся проблемы разделения чувств и личных переживаний между людьми. На вопрос дискуссанта Ольги Виноградовой «Влияет ли психотерапия на отношения между людьми и как?», Валерия ответила положительно, указывая на то, что ответственность за чувства и переживания другого человека все чаще переносится на институт психотерапии и что это может вести к проблемам коммуникации между людьми, отсутствию эмпатии и желания помочь. В докладе «Понимание «ненормального» (вне- и антинормативного) поведения в эпоху Петра I». Екатерина Маслова проанализировала соотношение «нормального» и «ненормального» на материале исторических документы первой половины XVIII века. В рамках обсуждения доклада возник вопрос о том, как формировался дискурса о безумии в России и есть ли здесь так называемый «особый путь». Итогом дискуссии стало признание того, что Россия является частью европейского мира и культуры регулирования безумия, поэтому выделять отечественный дискурс безумия и искать «особый путь» не имеет смысла.

Далее выступила Александра Шигина с докладом «Репрезентация расстройств пищевого поведения (анорексия, булимия) в социальных сетях (на примере сообществ ВКонтакте)». Александра подробно описала то, как виртуальные сообщества задают новые критерии репрезентации женских тел и выделила 4 типа репрезентации, реализующие различные цели и задачи. В основном Александра рассматривала анорексию как расстройство пищевого поведения, в меньшей степени речь шла о булимии. В обсуждении этой темы участники дискуссии отметили, что статус этой важной проблемы в западном и русском виртуальном сообществе различен. Платформы, которые традиционно описываются во многих западных исследованиях этой темы, не позволяют пользователям тесно коммуницировать друг с другом. Визуальная составляющая таких платформ превалирует над коммуникативной. В этой связи социальная сеть «Вконтакте» дает больший потенциал для анализа заявленной проблемы.

 Доклад Екатерины Арнаутовой «Идея о человеке будущего в работах Донны Харауэй» был посвящен анализу концепции киберфеминизма. Предложенная Донной Харауэй метафора киборга стала важным инструментом для проблематизации гендерных и расовых стереотипов. Люди давно вступили в необычные отношения с машинами, поэтому технологии важно направить в русло, которое будет полезно человеку - на борьбу против угнетения и установление равенства. Идеи Харауэй сильно повлияли на понимание медиа и на идеи феминизма. К тому же идея о трансформации общества в цифровой культуре может быть использована не только для обоснования дискурса о равноправии, феминизме, но и для осмысления того, как человек, контролируя свое тело, может избавить общество от угнетения и от неравенства.  В завершение секции, поблагодарив всех за выступления, супервайзер И. В. Кукулин и внешний дискуссант Ольга Виноградова указали на то, в каком направлении можно продолжать разработку представленных докладчиками тем и какие сюжеты позволят их углубить.

 

Секция «Гендерные исследования» (организатор - Дарья Козлова)

 

Гендерные исследования – перспективное исследовательское направление, тематика которого становится все более актуальной для российского академического сообщества. Шесть докладов, представленные в рамках секции, были посвящены критическому анализу современного гендерного порядка. Наиболее востребованными оказались сюжеты, связанные с кинематографом.

В первом докладе  Мария Александрова представила исследование «Женская режиссура первой половины XXI века (на примере фильма Греты Гервиг «Маленькие женщины» (2019))», в фокусе которого находился вопрос о разнице между женской и мужской режиссурой. В докладе «Границы репрезентации квир-идентичности (на примере сериала «Ганнибал» (2013-2015))» Ольга Васильева показала, что попытка создателей сериала переосмыслить репрезентацию гомосексуальности в массовой культуре оказалась неудачной, поскольку им не удалось преодолеть стереотипные для жанра  сюжетные ходы. В репликах дискуссанток Олеси Федецкой и Саши Алексеевой прозвучали рекомендации уделить больше внимания теоретической рамке и понятийному аппарату, а также усилить авторский голос в докладе. Полина Ильченко в своем выступлении проанализировала на примере сериала «Оранжевый – хит сезона» путь гуманизации образа женщины- заключенной, артикулировав традиции репрезентации женского тюремного заключения в кинематографе и сравнив его с современными воплощениями этого сюжета. Доклад Надежды Рекубратской был посвящен анализу конструирования женских образов в сериалах о девушках-волшебницах на примере мультсериала Winx Club и был высоко оценен как супервайзеркой, так и дискуссантками. Анастасия Бутенко посвятила свой доклад факторам изменения киргизской традиции похищения невест «Ала качуу» после смерти Бурулай. Она осветила как исторический контекст, так и функционирование традиции в современной Киргизии. Завершающим докладом в секции стало исследование Дарьи Козловой, которая актуализировала, каким образом определяет себя российский феминистский театр.

Подводя итоги работы секции, супервайзерка Александра Талавер, в свою очередь, обозначила три важных аспекта исследований, проводимых в рамках Gender Studies. По ее мнению, исследователь, во-первых, должен помнить, что кейс – это «всегда проводник в более широкий контекст», во-вторых, исследователь должен обращать внимание на функции, которые выполняет рассматриваемый медиум (будь-то протесты, театральные постановки, кинематограф), в-третьих, необходимо аккуратнее использовать такие сложные и комплексные понятия, как «квир», «феминистский взгляд», «женский взгляд», «гендер» и пр.

 

Секция «Исследования социальных сетей» (организатор – Виктория Стратан)

 

Социальные сети представляют собой широкое поле для исследований в области культуры. Предметом изучения в докладе Ирины Антушевой стал феномен порномема и его функционирование в социальных сетях. Взяв за отправную точку мем «Piper Perri Surrounded», автор попыталась осмыслить его в контексте различения имплицитных и эксплицитных порномемов, а также интерпретировать изучаемое явление  в качестве своеобразной формой порношика, утратившей компонент «шика», но сохранившей элемент «порно». Доклад Софии Итингоф был посвящён феномену современной поэзии в социальной сети «ВКонтакте» и аудитории ее потребителей. София провела опрос среди участников популярного сообщества «Чай со вкусом коммунальной квартиры» и выяснила, что пользователей социальной сети в такого рода группах привлекает возможность найти новых и интересных авторов, познакомиться с необычными стихотворениями и насладиться особой атмосферой внутри сообщества. Доклад Ксении Хрусталёвой был направлен на исследование детских lifestyle-блогов на видеохостинге YouTube на примере канала MisterMax. Ксения выделила основные черты подобных блогов: обилие дорогостоящих брендовых товаров, не являющихся предметами первой необходимости, праздный образ жизни. Это позволило интерпретировать детские блоги в рамках феномена демонстративного потребления, а также показать, как в подобном пространстве конструируется образы «идеального детства» и «идеальных родителей». Заключительным в этой секции стал доклад Виктории Стратан «Продвижение личного бренда в социальной сети Instagram». Виктория проанализировала стратегии построения успешного аккаунта, проиллюстрировав свои соображения примерами из блога Александры Митрошиной, которую с точки зрения докладчицы можно считать создателем успешного бренда. Дискуссанты Светлана Селюкова и Кристина Малороссиянцева предложили варианты доработки и расширения тем исследований, отметили подробно освещенную историю понятий, а также выделили противоречащие тенденции в ходе сопоставления докладов.

 

 

Секция «Культурсоциология» (организатор – Оксана Лебедева)

 

Доклады секции «Культурсоциология» освещали социальные контексты различных культурных явлений. Секцию открыл с доклад Олеся Куклиной, посвящённый формированию клубной культуры в постсоветском пространстве, которое изучалось на примере журнала «Птюч». В 90-е годы журнал «Птюч» был одним из важнейших вестников молодежной культуры, он способствовал складыванию определенных стандартов образа жизни, появлению новых видов досуга и популяризации новых музыкальных стилей. Аделина Рахмангулова прочла не менее интересный доклад, посвященный анализу женских брюк как одного из символов феминистического движения 19 века. Одним из следствий влияния Великая французская революция на развитие моды и реализации сформированных ею представлений буржуазии о свободе и стала практика ношения брюк женщинами, которая в дальнейшем актуализировалась в разных контекстах борьбы за гендерное равноправие. В докладе Анны Гордеевой был проанализирован феномен альтернативного исторического музея на примере ярославского «Музея Новой Хронологии». Будучи частным музеем, он реализует в своей работе специфическую стратегию взаимодействия со зрителем. Конфликт, которым определяется эта стратегия заключается в том, что у музея по сути нет коллекции подлинных артефактов, которые могли бы погрузить посетителя в соответствующую эпоху.  Поэтому создатели музея помещает зрителя в соответствующую эпоху посредством различных современных технологий. Этот кейс поднимает важный вопрос: можно ли такой музей вообще в принципе назвать музеем? Оксана Лебедева в своем докладе рассмотрела на примере Московского марафона как марафонский бег может способствовать формированию сообщества посредством благотворительности. В определённый момент многие из марафонов стали продавать места благотворительным организациям, которые, в свою очередь, предоставляли возможность бегунам возможность на определенных условиях бежать от них (чаще всего для того, чтобы собрать какую-либо сумму). Таким спортсмены получают название благобегунов. Евгения Петроковская представила анализ современных ритуалов воспроизводства памяти о Второй мировой войне в контексте акции «Бессмертный полк». В своём докладе она сделал акцент ритуальном характере этой акции, который подтверждается регулярностью проведения, наличием определенных атрибутов, а также символических посредников (П. Сорокин). Последние формируют своеобразный язык, обеспечивающий взаимопонимание и единение, которое испытывают участники этой акции. В последнем докладе, представленном в рамках секции, Елена Гончаренко поделилась результатами своего исследования о зин-культуре как способе самовыражения на примере самодеятельных изданий лицея НИУ ВШЭ. В 90-е и 2000-е зины были важным средством коммуникации и создавались в рамках молодежных субкультур и сообществ (таких как панки, футбольные фанаты или любители фантастики), а сегодня же это коммуникативная форма вошла в обиход современной визуальной культуры и становится популярном видом творчества среди молодых людей. В выступлениях дискуссантов и супервайзера обсуждался вопрос о перекличках между докладами, а также о путях дальнейшего развития поднятых в них тем.

 

Секция «История искусства» (организатор – Анна Воскобойникова)

 

История искусств неразрывно связана с культурологией и продолжает быть важным источником для исследования современной культуры. Доклады участниц секции характеризовались интересом не только к фигурам авторов анализируемых произведений, но и к вопросам восприятия произведений искусства в разные эпохи. Секцию открыл доклад Анастасии Щетниковой, посвященный образу смерти в средние века. Анализируя серию гравюр «Пляска смерти» Ганса Гольбейна Младшего, где смерть изображена в качестве комичного героя, Анастасия попыталась отследить своеобразное отношение смерти, свойственное средневековому человеку. Доклад Алины Тайбулатовой был посвящен эстетизации жестокости в венском акционизме. На материале акций Германа Нитча докладчица разбирала роль насилия и изменение представлений об эстетическом в современном искусстве. В докладе Анны Воскобойниковой объектом анализа стал феномен «рефлексивного» веб-комикса, который изучался на материале работ Сары Андересен, Лайзы Меддингс и Филиппы Райс. «Рефлексивный» веб-комикс, созданный чаще всего одним художником и опубликованный им в личном блоге, выводит автора на позицию главного героя, рассказывает о его повседневных наблюдениях и переживаниях. Дарья Большакова посвятила свой доклад теме «Образ женщины в фильме «Зеркало» Андрея Тарковского». Посредством эпизодного анализа этого автобиографичного фильма автор проанализировал какое место в нем занимают женские образы, какую роль в нем играли детские воспоминания режиссера о собственной матери. Завершало секцию выступление Ксении Дрониной, посвященное образу русской провинции. Материалом для анализа Ксении послужили литературные тексты художника К. А. Коровина, которые содержат яркие описания русской провинциальной жизни.

Дискуссанты в своих репликах отметили возможности дальнейшего развития представленных тем, а также высказаны замечания по поводу терминологии, использовавшейся авторами докладов (в частности, по поводу «эстетизация» и «саморефлексивный»), обсудили вопрос о стратегиях работы с источниками, к которым прибегали авторы в своих исследованиях.

 

Секция «Исследования популярной музыки» (организатор – Василиса Глазистова)

 

Участники секции рассматривали популярную музыку как сложное социокультурное явление, в котором элементы социальной и политической жизни тесно связаны с музыкальной составляющей. Работу секции открыло выступление Антонины  Белугиной, которая в своем докладе анализировала творчество группы «АИГЕЛ», рассматривая развитие образа тюрьмы в текстах песен. Реконструировав генеалогию репрезентации тюрьмы в русскоязычных музыкальных произведениях, авторка провела анализ нескольких произведений лидера группы «АИГЕЛ» Айгель Гайсиной, а также ее интервью, свидетельствующих о субъективном восприятии этого сюжета. Олеся Королева представила доклад, затрагивающий актуальную в настоящее время тему пандемии COVID-19. В нем она обратилась к рассмотрению конкурса исполнительского мастерства «Карантиновидиние». Описав цели конкурса, Олеся проанализировала примеры эстетических реакций на ситуацию пандемии и выделила несколько основных сюжетов в музыкальных композициях участников. В дискуссии по докладу были затронуты вопросы о соотношении музыки и юмора, а также о том, воплощают ли выступления участников интернациональный опыт пребывания на карантине или все-таки носят локальный характер. Василиса Глазистова обратилась в своем докладе к анализу собирательного образа города в песнях группы «Хадн дадн». Предметом анализа стали не только тексты, но также музыкальная составляющая песен, голосовые модуляции их исполнительницы. Участников обсуждения заинтересовали в этом докладе вопросы о роли фольклорных составляющих в музыкальном стиле группы, ностальгии по прошедшим эпохам и субъективности восприятия атмосферы городов. Мария Суздалева представила доклад на тему музыкальной оккультуры в 1980-х годах, обратившись к проекту «Current 93». Это выступление стало одним из самых обсуждаемых во всей секции в первую очередь потому, что встал вопрос об определении неофолка и его границ. Дискуссия также затронула связь между динамикой музыкальных стилей, тематикой текстов и экономическими составляющими музыкальной индустрии. Сообщение Алисы Ершовой было посвящено анализу христианских мотивов в творчестве и образе Канье Уэста. Оттолкнувшись от статистики, иллюстрирующей отношение к религии в США, докладчица охарактеризовала творчество Уэста и общественную реакцию на его музыку, а также показала, как используются христианские мотивы в текстах рэпера. Как и при обсуждении предыдущего доклада, встал вопрос о связи образа исполнителя, его музыки с рекламой и PR-стратегиями. Александра Воробьева обратилась к исследованию такого явления как кавер-версии песен и попыталась ответить на вопрос о том, что способствует большей популярности некоторых кавер-версий по сравнению оригиналами. В обсуждении этого доклада возникли вопросы авторских прав и культа автора, которые возникают в связи с феномен каверов.

Феномен политического протеста в российской музыкальной поп-культуре исследовала в своем докладе Валентина Марик. На примере деятельности группы IC3PEAK, текстов их музыкальных композиций и видеоклипов Валентина показала, какие социально-политические темы затрагивают исполнители в своих песнях. Дискуссия по докладу развилась вокруг вопроса о том, что можно в музыке характеризовать как протест и считать прикосновением к табуированной тематике. Немало споров вызвал доклад Софьи Япринцевой, которая исследовала феномен популярности Земфиры. Софья обратилась к реакции публики на личность певицы, сравнила ее успех и влияние в разные периоды творчества. Предметом обсуждения в связи с докладом стала возможность измерения успеха и его сопоставления с популярностью других исполнительниц. Заключительный доклад секции представила Елизавета Орловская, которая обратилась к сравнению того, как представлено воздействие страха на тело и разум в песенном творчества Егора Летова и в литературных текстах Леонида Андреева. В обсуждении доклада были затронуты вопросы об основаниях сопоставления текстов двух авторов, теориях «советского» тела и психоделического перехода.  Оценивая работу секции в целом, супервайзер Я.С. Левченко отметил возможность более активно использовать наряду с текстами песен аудио- и  видеоматериалы, записи выступлений.

 

Секция «Память о советском» (организатор – Алиса Ямщикова)

 

Несмотря на определенную отдаленность советского прошлого, уникальный опыт, полученный советским человеком, продолжает переосмысляться в академическом поле. Как показала прошедшая конференция, одна из наиболее актуальных проблем на данный момент в этой сфере – тема коллективной памяти. К ней так или иначе обратились все участницы секции. Виктория Корнеева в своем докладе «Опыт проживания в коммунальной квартире сквозь призму биографического интервью» определила характерные моменты коммунального быта, основываясь на впечатлениях своей респондентки, прожившей большую часть жизни в подобной квартире. Связь, которую выстраивала с окружающей средой интервьюируемая, ее привязанность к конкретным местам и объектам, анализировалась сквозь призму ее детских воспоминаний. Автор доклада указала на различные аспекты опыта жизни к коммунальной квартире, такие, например, как размытие границ между приватным и общим, привычка делиться своими вещами с соседями.  Юлия Вакула в работе «Репрезентация сталинских репрессий 1930-х – 1950-х гг. в советском перестроечном кинематографе 1980-х годов» проанализировала ряд фильмов (в их числе «Покаяние» и «Завтра был война) в контексте постпамяти Марианны Хирш. Докладчица попыталась зафиксировать основные мотивы, которыми была обусловлена репрезентация репрессий в этих фильмах. Характерными маркерами являются, к примеру, абсурдность высказываний героев, обезличенность изображаемой власти и дихотомия «палач» / «жертва», в которую встраиваются все персонажи кино с этой тематикой.  Наконец, Алиса Ямщикова в сообщении «Телепрограмма “Следствие вели…”: постсоветская интерпретация работы правоохранительных органов и реконструкция быта эпохи СССР» рассмотрела популярную передачу с точки зрения репрезентации в ней работы милиции, а также обратила внимание на элементы, с помощью которых программа обращается к коллективному опыту зрителей. В отношении последнего сюжета докладчица показала как аутентичность и узнаваемость достигаются через привлечение видеохроники и указания на характерные бытовые сюжеты, которые, в свою очередь, отсылают зрителя к его личному опыту и вовлекают его в повествование.

Каждая из работ получила преимущественно положительные отзывы, однако, были даны и рекомендации к дальнейшему проведению исследования. Наиболее существенным комментарием к первому докладу стало пожелание сужения темы, которое может быть реализовано по-разному (например, через рассмотрение детского опыта проживания в коммунальной квартире, уточнение географии, типа жилья и привлечение большего числа респондентов). Для углубления второго доклада показалось удачным задействование не только художественного материала, но и документального, анализ разных типов освещения репрессий, выявление в сравнении характерных черт кино-репрезентации. Последней участнице также было рекомендовано сузить свою тему и далее изучать преимущественно способы изображения быта и варианты обращения к коллективной памяти.

Секция «Телевизионная культура» (организатор - Дарья Федорченко) 

В секции «Телевизионная культура» были представлены 5 докладов, которые объединяла проблематика взаимовлияния человека и медиа-культуры. Анна Максимова описывала в своем докладе воздействие конспирологического мышления на американскую культуру в конце XX века. В качестве материала для анализа докладчица использовала сериал «Секретные материалы», в котором, по ее мнению, отображены основные элементы популярной в этот период теории заговора. Дарья Фёдорова, выступила с докладом на тему «Привлекательность злодеев Диснея в сознании современного общества». По мнению  автора доклада, источником привлекательности злодеев выступает их любовь к себе и к своему телу. Обратившись к анализу комментариев к мультфильмам, докладчица показывала стратегии перетолковывания образов злодеев в положительном ключе. В докладе Дарьи Смирновой был проанализирован образ «злого русского» в сериалах «Netflix» («Очень странные дела», «Дождь» и «Мессия»). Как было отмечено Дарьей (и подробно обсуждалось в ходе дискуссии по докладу), образ «злого русского» довольно широко представлен в современных сериалах и может быть по-разному показан. В работе Екатерины Чекановой предметом анализа стала генеалогия российских ток-шоу. Екатерина обратилась к телепрограмме «Тема», которое стало заметным явлением в телевизионной культуре 90-х годов. Одним из результатов данного исследования стала демонстрация уровня публичной дискуссии в этой передачи, который очевидным образом отличает ее от современных образцов российских телевизионных ток-шоу (например, таких, как шоу «Пусть говорят»). Заключительный доклад Дарьи Федорченко был посвящен особенностям телевизионных состязаний как театральных зрелищ. В своем анализе Дарья обратилась к спортивно-развлекательному шоу «Intervilles» и его российской адаптации «Большие гонки». Докладчица выделила такие особенности передач, как театральность, ритуальность, патриотический и религиозный подтексты. Дискуссанты секции отметили высокий уровень докладов и поблагодарили участниц за тщательно подготовленные тексты.

 

Секция «Культурная география и городские исследования» (организатор – Елизавета Абельская)

 

Секция, посвященная городским исследованиям, продемонстрировала заинтересованность представителей современных культурных исследований в изучении культурных аспектов формирования современной городской среды. Предметом внимания участников секции стали публичные пространства, с которыми ежедневно взаимодействуют граждане. В этом смысле не случайно, что практически все участники обращались к концепции “третьего места”, описанной в работе Рэя Ольденбурга.  В докладе Яны Волковой были проанализированы особенности игровой площадки «Салют», расположенной в Парке Горького, и выявлена специфика детских площадок современного типа. Полина Семочкина затронула в своей работе такую актуальную форму взаимодействия с окружающим городским пространством и  творческого самовыражения жителей, как ЖКХ-арт. Тему взаимодействия и восприятия городского пространства продолжил доклад Елизаветы Абельской ««Остров Мечты» как русская версия Диснейленда», в котором на основе отзывов посетителей парка развлечений были сделаны выводы относительно специфики этого проекта по сравнению с  его зарубежными аналогами. В докладе Марии Плотниковой была предпринята попытка раскрыть причины популярности московской рюмочной “Зинзивер”. Очень интересной представляется попытка автора охарактеризовать заведение как место встречи московской богемы. Завершал секцию доклад Святослава Костенко «Особенности пространства центра в постсоветском городе (на примере площади Советов г. Барнаула)». Автор попытался показать наличие нескольких часто неофициальных центров в постсоветском городе. Значимость этого доклада заключалась также и в том, что это был единственный проект, посвященный региональной тематике.

 

Материал подготовили: Виктория Корнеева, Дарья Смирнова, Юлия Вакула, Елена Добровенко, Александра Шигина, Екатерина Маслова, Ксения Дронина, Мария Александрова, Алла Буслаева (при участии Б. Степанова)