Научно-исследовательский семинар (НИС)
Научно-исследовательский семинар - обязательная дисциплина на образовательной программе "Культурология", призванная ввести студентов в контекст современных культурологических исследований и дать необходимые навыки для начала успешной академической карьеры. НИС включен в программу всех четырех курсов.
Целью освоения дисциплины на 1 курсе является развитие у студентов навыков чтения, понимания и написания академических текстов, освоения ими принципов и приемов производства и представления знания, форм и средств научной коммуникации в области гуманитарных наук.
На 2-4 курсы научно-исследовательские семинары проходят в потоковых группах, которые студенты программы выбирают с учетом своих научных интересов.
Список научно-исследовательских семинаров на 2023/2024 учебный год (для студентов 2-4 курсов)
Тематические кластеры
- Интерпретация культур [Interpretation of Cultures]
Научно-исследовательский семинар «Интерпретация культур» предполагает освоение семиотических и герменевтических методов исследования культуры. Работа на семинаре включает как освоение теоретического инструментария, так и его применение в рамках курсовых и дипломных работ. В плане семиотики – это понятие знака; три предметные сферы семиотики: семантика, синтаксис и прагматика; троичные (Ч. Пирс, Ч. Моррис, Г. Фреге) и двоичные (Ф. Де Соссюр, Л. Ельмслев) концепции знака; иконические, индексальные и символические знаки; понятия денотации и коннотации; понятия синтагмы и парадигмы; понятия метафоры и метонимии; понятие кода и т.д. Планируется медленное чтение текстов Ч. Пирса, Ф. Де Соссюра, Р. Якобсона, Э. Бенвениста,
К. Леви-Строса, Р. Барта, У. Эко, Ю. Лотмана, Вяч. Иванова. В плане герменевтики – это понятие интерпретации; понятие смысла; отличие метода понимания от метода объяснения; герменевтический круг; понятие аппликации; понятие горизонта; конфликт интерпретаций и т.д. Планируется медленное чтение текстов Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, И.Г. Дройзена, Г.-Г. Гадамера, Э. Бетти, П. Рикёра. Практическая составляющая работы нацелена на применение означенных методов к проблеме понимания и перевода текстов, а также к анализу живописи, архитектуры, кино, театра, литературы, ритуалов и систем коммуникации.
Преподаватель: М.Ю. Кречетова
2. Исследования видеоигр [Game Studies]
В рамках НИС "Исследования видеоигр" студенты разовьют ключевые академические навыки поиска источников, подбора и разностороннего анализа культурных объектов и практик в игровой сфере. На семинарах учащимся будут представлены ключевые работы гейм-стадиз и в дополнение к ним тексты из смежных областей исследований искусства. Учащимся также будут предложены способы использования этих моделей во внутри- и внеуниверситетских работах различной тематики. В частности, будет рассмотрена возможность применения в видеоигровых исследованиях литературоведческой, нарратологической, медийной, культуристорической и кинотеории. Важную роль в отдельных темах обсуждений в рамках курса будут играть исследовательские интересы учащихся.
Содержательно семинары можно разделить на две группы. Первая половина будет посвящена разбору различных академических моделей из приведённых выше сфер с учётом их потенциального применения в исследованиях видеоигр. Вторая половина встреч будет отведена под индивидуальные и групповые консультации с совместным обсуждением работ и проектов учащихся с их одногруппниками.
Преподаватели: Д. А.Терехов, И. В.Фомин
3. Современные течения в культурной антропологии [Modern Trends in Cultural Anthropology]
Целью семинара является знакомство студентов с классическими и новейшими исследованиями в области культурной и социальной антропологии. Читая тексты, мы обсудим историю и эволюцию антропологического знания; определим основные направления в культурной и социальной антропологии в последние десятилетия; выделим теории и методы, используемые сегодня исследователями. На примере современных работ антропологов мы научимся выделять основной вопрос исследования и задавать его теоретическую рамку. Обсудим методы работы в поле, этику антрополога и основные ошибки в общении с информантами. Семинар будет полезен тем, кто намерен проводить качественные исследования, научиться работать с полевым материалом и писать работы по результатам исследования.
Преподаватель: Е.Б. Деминцева
4. Исследования фанатских практик и культур соучастия [Fan Practices and Participatory Cultures]
Научно-исследовательский семинар "Исследования фанатских практик и культур соучастия" вовлекает студентов в изучение важнейших феноменов современного культурного процесса, предполагающих активное взаимодействие читателей, слушателей или зрителей с культурными продуктами. Участники семинара будут исследовать фанатские сообщества и практики, фан-арт и фанфикшн; цифровые сообщества и городские сообщества, осуществляющие творческую рецепцию, а также практики культур соучастия в современном образовании.
Отдельное внимание на семинаре будет отведено дизайнам и методам качественных исследований - включенному наблюдению, цифровой этнографии, интервью и опросам.
Преподаватель: К.Р. Романенко
5. Теория и анализ кинематографа [Film studies ]
Цель семинара - научиться практическому анализу фильмов с точки зрения культурологии. На встречах мы обсудим природу кинематографа, особенности его художественной образности. Основные этапы развития киноязыка и характерные кинематографические приемы будут рассмотрены в исторической перспективе в политико-культурном контексте.
Вместе с ключевыми теориями кино мы затронем влиятельные теории культуры, без которых невозможно представить современный анализ фильма. От элементов драматургического анализа (жанр, сюжет, тема, композиция) будем двигаться в сторону формального и структурного подходов, концептам из психоанализа, гендерной теории и философской антропологии.
Семинар подразумевает практическую работу на занятиях и подготовку индивидуальных проектов.
Преподаватель: Т.В. Крувко
6. Кино и фотография: история теорий [Film and Photography: History of Theories]
В центре внимания семинара – история теоретического осмысления фотографии и кино со времен появления первого дагерротипа (в 1839 году) до наших дней. Свозь призму текстов Шарля Бодлера, Вальтера Беньямина, Жиля Делеза, Сьюзан Зонтаг, Ролана Барта и других авторов мы рассмотрим, как фото- и видеоизображения порождали дискуссии на множество тем – от механизмов памяти до этики репрезентации. Сквозная тема семинара – взаимоотношение визуального и вербального; мы обсудим, как, при помощи слов, мы наделяем изображения смыслами. Семинар будет полезен студентам, которые хотят отточить навыки анализа изображений, а также обогатить теоретический инструментарий, который они используют при работе с визуальными источниками. (Семинар на русском языке; тексты на английском языке.)
Преподаватель: О.А. Золотарёва
Проектные мастерские в 2023-2024 учебном году (для студентов 2-4 курсов)
1. Мастерская «Историческая память города»
Мастерская нацелена на изучение «непубличной» памяти о городе. В ходе мастерской участники будут развивать собственные групповые проекты в рамках исследовательской программы «Народная история России» (pastandnow.ru), посвященной устным нарративам о локальной истории Москвы и не только. Участники проектной мастерской разовьют свои навыки дизайна исследования, полевой и камеральной работы c интервью, работы с GIS. Ключевые направления 2023/2024 гг. включают (но не ограничиваются) следующими темами:
· Нарративы интеграции сельского поселения в город (ТиНАО)
· В границах агломерации: истории пограничья большого города и «маятниковых мигрантов» (Мытищи, Химки, Люберцы)
· Стародачные истории (Переделкино, Кратово и др.)
Результатами проектов могут стать туристические маршруты в рамках разрабатываемого приложения, лендинги, онлайн-выставки и другие цифровые продукты.
Руководитель мастерской: Дарья Александровна Радченко - кандидат культурологии, цифровой антрополог, заместитель руководителя Центра городской антропологии КБ «Стрелка» (направление «Цифровая антропология»), старший научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ ИОН РАНХиГС, автор более 80 научных работ в области цифровой антропологии, городской антропологии, исследования социальных сетей и субкультур
2. Мастерская «Советский кинозритель»
Сегодня история кино стала междисциплинарной. Как следствие, в фокусе исследователей оказывается не только анализ фильмов, но и рецепция, история киноиндустрии в институциональной перспективе, кинематограф в целом как форма социального и культурного обмена. В некотором смысле можно говорить о повороте к изучению практик экспонирования и восприятия кинематографа, которые, в свою очередь, дают исследователям возможность обращаться и к экономическим стратегиям кинопоказа, и к зрительским предпочтениям. Знание о выборе советских кинозрителей, в свою очередь, становится точкой доступа к советской субъективности. Исследование кинопоказа часто осуществляется при помощи анализа больших количественных данных (big data), которые включают в себя расписания киносеансов, кассовые сборы, информацию о вместимости кинотеатров и стоимости билета в кино. В то время как цифровой поворот в гуманитарных науках позволяет применять цифровые методы и инструменты для изучения истории кинематографа.
В ходе работы мастерской мы будем заниматься историей советского кинозрительства с перспективы советского кинопоказа. Основываясь на киноафишах, опубликованных в советской прессе, мы соберем датасет о репертуаре советских кинотеатров. Участники мастерской также получат навыки работы с архивными и другими типами исторических источников, составят свои базы данных и научатся применять цифровые методы исследований к истории советского кино. В финале исследовательского проекта мы посчитаем индекс популярности фильмов по формуле POPSTAT и выделим список самых массовых фильмов в советском киноландшафте. Полученная база данных будет использована в рамках будущего цифрового проекта по истории советской кинокультуры.
Руководитель мастерской: Кристина Александровна Танис - кандидат культурологии, историк советского кино. Была стипендиатом Германского исторического института в Москве (2015, 2017), приглашенным исследователем Александровского института (2018, Хельсинский университет) и Центра российских, кавказских и центрально-европейских исследований (2022, Высшая школа социальных наук, Франция). Ее научные работы опубликованы в международных рецензируемых журналах на русском, английском, французском и немецком языках. Сфера научных интересов включает историю советского кинозрительства, экономическую историю советского кино, институциональную историю советской киноиндустрии.
3. Мастерская «Проекты для современных школьников»
В последние несколько лет сфера образовательных, культурных, просветительских проектов, ориентированных на школьную аудиторию, активно развивается и трансформируется. С одной стороны, школа как социальный институт старается открыться городу и превратиться в образовательную экосистему через взаимодействие с культурными институциями, бизнесом, высшей школой. С другой стороны, появляется достаточное количество альтернативных вариантов получения среднего образования — авторские, семейные, домашние школы.
Таким образом, эта область становится одной из наиболее перспективных, а проекты для школьников очень востребованными. В нашей мастерской мы будем учиться создавать проекты, ориентированные на данную целевую аудиторию. Мы познакомимся с основными этапами разработки проекта: выделим сегменты целевой аудитории, сформулируем концепцию, разработаем дорожную карту, оценим необходимые ресурсы. Результатом работы мастерской может стать запуск проектов разного формата — от развлекательного подкаста до дискуссионного клуба.
Руководитель мастерской: Вероника Михайловна Молчанова - куратор проектов по взаимодействию со школами фонда VAC, выпускница Школы культурологии НИУ ВШЭ.
4. Мастерская «Теория и практика кино-идеи: от зарождения до реализации»
Прежде чем фильм будет снят, и выйдет на экраны, раньше чем сюжет будет оформлен в виде истории и написан как сценарий, рождается Идея - смутное ощущение из туманного мира, с пока неясно оформившимися образами героев. Именно этот этап оказывается самой важной для рождения кино и будущей судьбы фильма. От правильного оформления презентации идеи и концепции фильма, от убедительного текста заявки зависит будет ли принято решение о его реализации. Работа над абстрактным, эфемерным, пока еще несформулированным и неоформившимся, его кристаллизация и материализация виде текста и презентации это важный, если не самый основной навык для всех творческих профессий. На мастерской мы разделимся на команды и будем работать над идеями историй и их формированием в сюжет, над визуализацией образов и смыслов, научимся разрабатывать концепты, писать заявки, выделять подтекст, составлять мудборд будущего фильма, и подготовим презентации заявок для питчингов.
Руководитель мастерской: Костас Марсаан - режиссер детективного триллера «Мой убийца» (2016), фолк-хоррора «Иччи» (2021) и мистического триллера «Детектор» (киностудия Горького, Москва, 2023) и режиссер-постановщик оперы «Юко и Анэкэ» (постановка по мотивам поэмы юкагирского писателя Н.Курилова, ГТОБ РС(Я), 2019) и балета «Черная лиса» (Национальный театр танца РС(Я), 2020).
5. Мастерская «Лето в Московском Планетарии» [Summer at the Moscow Planetarium]
В рамках этой мастерской студенты будут осваивать навыки социокультурного проектирования на базе Московского Планетария. Им предлагается принять участие в разработке и реализации летней программы для юных посетителей (6-10 лет) этого мультиформатного научно-просветительского центра, где с самого юного возраста происходит познание себя через познание мира вокруг. Здесь создают и демонстрируют полнокупольные фильмы, показывают, как устроена наша Вселенная. Побывав здесь, человек меняет свои представления о космосе – космос становится ближе, понятнее и интереснее.
Итогом работы мастерской должен стать продукт, который станет частью сезонной программы Планетария. Он может включать в себя экскурсии, мастер-классы, сеансы в 4D-кинотеатре, а также должен учитывать потребностицелевой аудитори (питание, зоны для отдыха и тд).
Наша работа будет проходить как в аудитории университета, так и в стенах Московского Планетария.
Руководители мастерской: Юлия Бедаш, PhD, академический руководитель ОП «Культурология» НИУ ВШЭ, совместно с командой Московского Планетария.
6. Кураторство культурных проектов [CuratorshipofCulturalProjects]
В рамках проектной мастерской «Кураторство культурных проектов» студенты будут изучать все шаги в области кураторства не только теоретически, но и практически. У них будет возможность провести собственное предварительное исследование, понять каким образом распределяются роли на проектах и какие главные функции лежат на кураторе. Помимо актуальной литературы, студенты также будут иметь возможность делать что-то практически, так как данная область не является так называемой «кабинетной наукой». Помимо занятий в аудитории, предполагаются выездные встречи на выставки коллег, где у студентов будет возможность посмотреть какие стратегии актуальны в настоящий момент, а также предполагаются выезды в мастерские художников, которые необходимы для формирования у студентов пула художников, с которыми они смогут работать в дальнейшем.
Руководитель мастерской: Александра Орлова - кандидат философских наук, искусствовед, куратор, член Ассоциации искусствоведов, член Творческого союза художников России (секция «Искусствоведение и критика»)