• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Культурология»

20
Апрель

Жизнь викингов в XXI веке: равенство, скромность, близость к природе

Об опыте пребывания в Норвегии в качестве студента по обмену расскажет студентка 4 курса ОП "Культурология" Елена Толмачева.

Несколько лет назад я начала увлекаться Норвегией, пошла на языковые курсы. В процессе изучения языка постепенно узнавала историю страны, культурные особенности, но, конечно, хотелось пожить в стране, чтобы сложилась полная картина. Между Высшей Школой Экономики и несколькими норвежскими университетами заключены договоры о сотрудничестве, по которым студенты могут участвовать в программах обмена. Воспользовавшись такой возможностью, я уехала на осенний семестр в Университет Агдера, на самый юг Норвегии.

Норвежцы стараются жить и воспитывать своих детей, основываясь на принципе социального равенства. Так, в детских садах и школах ко всем детям относятся одинаково, не выделяя одаренных в ущерб отстающим. С большей вероятностью преподаватель потратит своё время на дополнительные занятия с учеником, у которого возникли проблемы, чем с тем, кто получает удовольствие от предмета и хочет узнать больше. Даже во время занятий спортом все получают равные возможности: например, во время футбольного матча талантливый ребёнок будет играть ровно столько же, сколько и ребёнок, еле попадающий по мячу. Оценка достижений и провалов – это своеобразное табу. На лекции о норвежских ценностях профессор рассказал нам случай из своей жизни: в школе его сын прекрасно играл в футбол, и как-то раз после игры, в которой он забил несколько голов и в целом был на высоте, папа (наш профессор) подвозил до дома его друзей и ни разу за всё время, пока они ехали, не похвалил его игру. Сын жутко обиделся на папу и через некоторое время, не выдержав, спросил, почему он никак не прокомментировал его игру. На что папе пришлось признаться, что он просто не мог этого сделать при других ребятах, так как в Норвегии не принято быть лучше других. Такое поведение норвежцы часто объясняют Законом Янте (Janteloven), неофициальным сводом законов, согласно которому общество не признаёт права своих членов на индивидуальность. По сути, именно этот закон – ключ к понимаю скандинавского менталитета. 


                                     "природа – это элемент норвежской идентичности"


            Норвегия – одна из самых богатых стран в мире, однако внешне ничто на это не указывает. Небольшие дома, безумно похожие друг на друга как снаружи, так и внутри, люди в одежде из H&M или другого недорого сетевого гиганта – это то, что можно наблюдать практически в каждом городе. Большие деньги, в основном, тратятся на верхнюю одежду и спортивное снаряжение.

            Природа – это важная часть культуры страны, даже можно сказать, что природа – это элемент норвежской идентичности. Практически у каждой семьи есть свой небольшой дом (hytta) где-нибудь в горах, в удалённом от цивилизации местечке, где может не быть воды и прочих удобств, но зато вокруг обязательно будет много природы. Конечно, и «большие» норвежские города также богаты природой (горами и озёрами), но, очевидно, по местным меркам, этого недостаточно. В детских садах дети редко сидят в помещении – чаще всего они играют и узнают новое об окружающем мире на улице, даже в плохую погоду, ведь каждый скандинав знает, что “не бывает плохой погоды, бывает плохая одежда».

C 1957 года в стране действуют Allemannsretten (право каждого), закон о свободе передвижения: каждый имеет право ставить палатки и разводить костёр везде, кроме возделываемых земель и сельской местности. На деле, многие ставят палатки и рядом с домами (предварительно спросив разрешения у владельца), ведь никаких заборов тут нет, и ничто кроме гор и воды не затрудняет путь. Отправляясь в поход, норвежцы любят брать с собой свою любимую еду – сосиски (pølser), чтобы потом пожарить их на костре. С сосиками у норвежцев вообще очень крепкие отношения; именно хот-дог является главной праздничной едой в День Конституции 17 мая.

 

 

Особенности университетской жизни


Университет Агдера имеет два кампуса: в Кристиансанне, где я учусь уже третий месяц, и в Гримстаде. Университету всего десять лет, но он уже успел обрасти большим количеством международных связей. В этом семестре по различным программам обмена между университетами в Агдер приехали 262 студента из 44 стран (больше всего из Германии, Франции и Испании).

Иностранным студентам предлагается большой выбор предметов на английском языке и даже отдельные полугодовые программы. Одна из таких программ – NORSEC (Norwegian society, education and culture), расчитанна на будущих педагогов. Во время обучения студенты не только ходят на лекции, но и погружаются в систему образования Норвегии, посещая занятия в школах. Также преподаватели курса организуют экскурсии в соседние города, студенты посещают воскресную службу в местной церкви, музей города и знакомятся с типичным норвежским видом отдыха – приготовлением сосисок у озера. Один из предметов, которые я выбрала в университете, по счастливому стечению обстоятельств, является частью этой программы, поэтому и мне довелось разнообразить учебный процесс непосредственным погружением в культуру страны.

 Часто кажется, что именно кампус является центром города, потому что здесь всегда бурлит жизнь: если не в аудиториях и холлах, то в столовой или в студенческом баре. В университет приходят даже в свободные от занятий дни, чтобы позаниматься в библиотеке или встретиться с друзьями. В общем, университет – уютное (в норвежском языке даже есть глагол «уютиться») место. К тому же студенты обращаются к преподавателям по имени. Система высшего образования не требует от студентов повышенного уровня нагрузки, поэтому у них есть время на личную жизнь и на работу. Семинаров здесь практически нет, но есть групповые занятия, которые представляют из себя совместное выполнение заданий и обсуждение материала лекций. Для удобства можно даже забронировать специальные групповые комнаты, которых в университете очень много. Отсутствие семинаров по большей части предметов не означает, что студенты ничего не читают – читают, но к лекциям. Полный список литературы известен ещё до начала занятий.

В то время, как в Вышке чаще всего студенты к каждому новому занятию получают новые статьи или отрывки книг, здесь больше принято читать всего несколько книг, но зато полностью. Насколько мне известно, в школах на уроках по литературе ситуация примерно такая же: за год дети читают и разбирают в разы меньше книг, чем в России, но никуда не торопятся и останавливаются на трудных местах. Иногда лекции превращаются в то, что в Вышке называется семинаром, но с той лишь разницей, что ты говоришь, когда хочешь что-то сказать, а не когда понимаешь, что если будешь молчать, то это негативно скажется на твоей накопленной оценке. За некоторые серьёзные работы (например, за написание эссе) студенты получают от преподавателя только комментарий. Интересным открытием для меня стало то, как по-разному можно проводить экзамен. Так, помимо привычного устного и письменного экзамена (кстати, почти все письменные экзамены сдаются на компьютере, и студентам настоятельно рекомендуют приходить со своим), здесь можно встретить экзамен на дому. У меня таких экзаменов будет два, и пока сложно сказать, что это из себя представляет, но скорее всего просто нужно будет (за достаточно короткий срок) написать эссе. На данный момент мне кажется, что экзамен на дому – это нечто гениальное, но, конечно, вызывает некоторый скептицизм тот факт, что студенты легко могут воспользоваться помощью. Возможно, норвежцы просто очень честные и не рассчитывают на недобросовестное поведение студентов. В любом случае, такие экзамены меньше вредят нервной системе.

Норвежцы большие профессионалы в избегании стрессовых ситуаций, поэтому понятно, почему даже экзамены они стремятся сделать приятным и даже спокойным занятием. 

Внеучебная жизнь


Досуг студентов по обмену организуется ESN (Erasmus Student Network), международной студенческой организацией, вступить в которую могут и студенты Вышки. Иностранных студентов делят на группы, и каждая такая группа получает своих Buddies, местных студентов, которые проводят экскурсии по кампусу и городу, организуют поездки в другие города и, конечно, устраивают вечеринки. Все вечеринки начинаются с пре-пати. И только спустя несколько часов все перемещаются на основную площадку. На кампусе даже есть специальный домик, в котором можно шуметь после одиннадцати вечера. Иностранные студенты чаще всего общаются друг с другом, а не с норвежцами. Это можно объяснить тем, что ESN работает на отлично, постоянно устраивая различные мероприятия для того, чтобы студенты знакомились и общались. Например, раз в неделю иностранные студенты приглашаются в преподавательское кафе для того, чтобы есть вафли с вареньем (ещё одно национальное блюдо) и просто разговаривать. Большая часть разговоров, даже спустя несколько месяцев жизни в Норвегии, посвящена обсуждению культурных, языковых, политических и прочих особенностей жизни в разных странах. Также часто сравнивают системы образования, прежде всего свою с норвежской. Многие отмечают поразительную открытость преподавателей и энтузиазм, с которым они проводят занятия. Основываясь на том, что я слышу от своих друзей и знакомых, могу заключить, что учёба в Университете Агдера практически всем не просто даётся без проблем, но и приносит радость и удовлетворение. Что касается моего круга общения, то он чрезвычайно разнообразен. Я провожу время в компании американцев, немцев, французов, корейцев и иногда даже норвежцев. Именно дружба с норвежским Buddy является ключом к знакомству с другими норвежцами, которые первые на контакт обычно не идут. Так, например, на моём этаже в общежитии живут два норвежца, которые не только не появляются на общей кухне, но и вообще больше похожи на призраков. При этом, я знакома со всеми остальными соседями, и мы часто вместе готовим. Для меня, человека, который любит проводить много времени дома, вопрос выбора общежития был чуть ли не важнее выбора предметов.

 В итоге всё вышло идеально: я живу на кампусе, у меня своя комната с ванной комнатой и с прихожей, в которой даже стоит персональный холодильник. Помимо кампуса есть общежития в центре города, но до университета оттуда идти достаточно долго, поэтому студенты чаще всего добираются на велосипедах или на автобусе. Университет также предлагает квартиры для пар и даже бесплатный детский сад для детей студентов и сотрудников. В двух минутах от главного корпуса располагается тренажерный зал, в котором студентам предоставляется скидка 50%. Наверное, в это сложно поверить, но это место популярнее студенческого бара.  Я уверена, что жизнь в Кристиасанне подходит далеко не каждому. Например, для любителей мегаполисов здесь всё слишком однообразно и спокойно. Для меня же это место стало домом практически сразу. Прекрасные условия для жизни и для учёбы, друзья со всех континентов, чистый воздух – это то, чего мне будет очень сильно не хватать в Москве. Уже не за горами моё возвращение домой, но думать об этом не хочется совершенно. Поехать учиться по обмену в Норвегию – одно из лучших решений в моей жизни.
 
Елена Толмачева, студентка 4 курса ОП "Культурология"