• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Культурология»

"Дедуктивная культурология". Продолжение лекций студентов в Музее Москвы.

1 марта в Музее Москвы прошел третий квартирник в рамках выставки «Старая квартира», посвященной интерьерам и быту московских квартир на протяжении XX века — от царских времен до Перестройки. В камерном формате беседы за чаем и пирогами студенты-культурологи ВШЭ рассказали об опыте исследования домашних семейных архивов.

Встреча была посвящена дедуктивным методам в работе с документами, основанном на концепции «уликовой парадигмы», которую предложил один из основателей направления микроистории Карло Гинзбург. Суть такого метода заключается в пристальном внимании к деталям, не всегда очевидным. Обращать внимание на мелочи — значит идти по следам, неумышленно разбросанным по историческим свидетельствам. Как Шерлок Холмс по уликам восстанавливал картину преступления, так и исследователь от малых деталей идет к большим нарративам, от крупиц повседневности — к пониманию культурных и идеологических ситуаций прошлого. Дарья Покровская в докладе «Американский сюжет в истории моей семьи» показала, как можно работать с визуальными материалами на примере снимков и открыток своей бабушки, отправленных из США домой в Москву. По косвенным деталям, таким, как места и ракурс фотографий, позы, лица и одежда людей, на них изображенных, подписям и почеркам, визуальным паттернам удалось восстановить и оживить в воображении фрагмент семейной истории, но в то же время увидеть параллельные, «большие» сюжеты, такие как коммуникация советского человека с «внешним миром» и цензура. Если первый кейс пролил свет на историю, связанную с публичностью, то второй стал примером того, как можно работать со сферой приватного и личными письменными истониками. Ксения Ермишина проанализировала песенник своей мамы и провела с ней серию интервью. В ходе исследования постепенно выяснялось, что рассказ владелицы дневника не сходится с картиной, восстановленной путем сопоставления дат и деталей. Таким образом, получилось не только установить хронологию ведения дневника, но и вызвать из памяти владелицы песенника затерявшиеся воспоминания. Этот кейс оказался полезен тем, что показал специфику работы как с личным документом, так и с ответами интервьюируемых: и

те, и другие могут исказить, приукрасить или утратить значимые детали, и задача исследователя — тщательно испытывать и фильтровать собранную информацию. Это всегда нетривиальная работа, которая может привести к неожиданным и даже противоречивым результатам. В то же время, вооружившись методом, каждый может стать исследователем домашнего архива и «заставить его говорить».

(Репортаж студентов 3 курса ОП «Культурология» Веры Чеботковой, Анастасии Нестеровой и Валерии Шишкановой).