• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летние культурологические школы

Летние школы представляют собой учебно-исследовательский и организационный проект, нацеленный на адаптацию полученных студентами знаний к практическим и исследовательским задачам российской социальной и культурной жизни, на выработку навыков полевой исследовательской работы, планирование, организацию и реализацию проектов социокультурного развития территорий и поселений. 


Летом 2011 года  (с 1 по 10 июля) состоялась первая культурологическая школа в городе Торжок «Социокультурная морфология малого города: акторы, практики, институты».
Общая идея школы строилась на совмещении лекций и практических занятий приглашенных тьюторов, а также вокруг собственных исследовательских проектов студентов. В рамках собственных проектов студенты учились применять полученные знания и исследовательские компетенции, а с помощью тьюторов  осваивали различные техники полевой работы, знакомясь с новыми языками и методиками работы в различных культурных средах Торжка. Задачи школы сформулировал в интервью газете «Торжокская неделя» руководитель Школы культурологии В.А. Куренной: «Мы стремимся к тому, чтобы наши студенты знали культурную жизнь не только из книг и лекций в Москве, но имели бы живой контакт с реальной культурной жизнью страны, понимали бы возможности и границы освоенных в аудиториях исследовательских и аналитических инструментов».

Отчет о I Летней школе 

 

Вторая и третья Летние культурологические школы также проходили в городе Торжок.

Программа второй школы включала в себя три главные исследовательские и образовательные составляющие:

  • лекции, семинары и мастер-классы приглашенных тьюторов;
  • постоянный урбанистический семинар (новая форма, введенная в 2012 году);
  • работа над продолжающимися и новым исследовательскими проектами.

Участникам школы была дана возможность самим определяться с главным направлением работы – входить в исследовательские группы по проектам, уделить большее внимание теории или полевым работам, выбрать учебный, практический или исследовательский режим своей деятельности, участие значительного числа исследователей и преподавателей, приглашенных на школу, позволило участникам строить свою работу более индивидуально – в тесном общении с выбранными тьюторами и руководителями  исследовательских проектов.

В школе приняло участие более 25 студентов и аспирантов и 12 тьюторов. На школу приехали историк и архивист Ольга Эдельман, социологи Дмитрий Рогозин и Алексей Титков, историк и краевед Павел Иванов,  историк советской культуры, шеф-редактор журнала «Неприкосновенный запас» Илья Калинин, культурологи и урбанисты – Наталья Анфёрова, Юлия Бедаш, Илья Инишев, организатор городских проектов Сергей Никитин.

В программе третьей школы был сделан упор на полевую работу, в организации и проведении  которой помогал Директор Центра методологии федеративных исследований РАНХиГС при Президенте РФ Дмитрий Рогозин.

К числу несомненных удач школы относится и социокультурное исследование комплекса общежитий фабрики Пролетарка в г. Тверь под руководством Руслана Хестанова. Кроме того, были проведены исследования по долгосрочной программе школы (серия кейсов о Доме культуры в Торжке).

Ближе к окончанию школы студенты совершили выезд в Осташков в сопровождении тверского историка и краеведа Павла Иванова. 

Отчет о II Летней школе
Отчет о III Летней школе

Вопреки сложившейся традиции четвертая летняя школа проводилась в г. Сатка Челябинской области.
В рамках летней школы и в соответствии со Стратегией социокультурного развития Саткинского района Челябинской области, разработанной Лабораторией исследования культуры ЦФИ НИУ ВШЭ, были проведены исследования по следующим направлениям «Образовательный кластер Саткинского района», «Городское планирование и развитие городских и публичных пространств», «Новая библиотека», «Культурно-досуговое планирование», «Индустриальная культура Горно-Заводской зоны», «Центр научно-технического творчества молодежи», «Городской парк».

Отчет о IV Летней школе