• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Культурология»

I Летняя культурологическая школа

Завершила свою деятельность первая культурологическая летняя школа НИУ ВШЭ 2011, проходившая в городе Торжок.

C 1 по 10 июля в городе Торжке прошла первая Летняя культурологическая школа НИУ ВШЭ 2011: «Социокультурная морфология малого города: акторы, практики, институты». Школа была организована под руководством Виталия Анатольевича Куренного при участии Руслана Заурбековича Хестанова и Яна Сергеевича Левченко.

Программа Первой летней школы отделения культурологии

В школе прошли научно-исследовательскую практику студенты, окончившие 2 и 3-й курсы бакалавриата культурологии ВШЭ, в организации и информационном обеспечении работы школы помогали выпускницы бакалавриата культурологии Анна Григорьева и Ольга Дмитрюк.

 

 

Общая идея школы строилась на совмещении лекций и практических занятий приглашенных тьюторов, а также собственных исследовательских проектов студентов, стартовавших под руководством руководителей школы. В рамках собственных проектов студенты на практике учились применять полученные в ходе учебного процесса знания и исследовательские компетенции, а с помощью тьюторов студенты осваивали различные техники полевой работы, знакомились с новыми языками и методиками работы с различными культурными средами малого города. Задачи школы сформулировал в интервью газете «Торжокская неделя» В.А. Куренной: «Мы стремимся к тому, чтобы наши студенты знали культурную жизнь не только из книг и лекций в Москве, но имели бы живой контакт с реальной культурной жизнью страны, понимали бы возможности и границы освоенных в аудиториях исследовательских и аналитических инструментов».

В первый день работы школы о подходах визуальной антропологии к изучению городского пространства рассказал Илья Утехин, тогда как на следующий день с техникой аудиокартографирования города со студентами занимался Андрей Вазьянов.

Затем питерских коллег сменили московские - своим богатым опытом полевого интервьюирования поделился Дмитрий Михайлович Рогозин, под руководством которого студенты отработали весь цикл работы с интервью – от интуитивного исследовательского вопроса до анализа полученных результатов. Самой захватывающей частью практикума был поход на городской железнодорожный вокзал, где студенты собрали серию интервью.

О том, как работать с городским архивом, как его использовать для решения собственных исследовательских задач студентам рассказала Ольга Валерьяновна Эдельман. Затем студенты ознакомились с городским архивом города Торжка, сотрудники и, в особенности, заведующая которого – Ирина Иосифовна Лемешко – приветливо встретили участников школы, помогли им в поиске материалов по темам их исследовательских проектов, показали редкие исторические документы о жизни города. 

Эстафету у Ольги Валерьяновны Эдельман принял журналист, писатель, краевед Олег Викторович Давыдов, изложивший оригинальную концепцию процессов сложного символического симбиоза христианских и языческих праздников в Торжке и Тверской области. На праздник Рождества Иоанна Предтечи – он же праздник Ивана Купала  (7 июля) – студенты посетили Нилову Пустынь и окутанный мифами и преданиями Оковецкий источник, где смогли воочию ознакомиться с тем, как новые символические действия накладываются на старые практики, образуют причудливые культурные феномены. В контексте предложенной тьютором реконструкции можно было реконструировать, почему напротив Ниловой Пустыни, откуда с колокольни открывается необычайный вид на безмолвие Селигера, расположился со своими новыми ритуалами лагерь молодежного форума «Селигер – 2011», а также почему 7 июля В Нило-Столобенской пустыни удивительным образом пришлись торжества, посвященные 20-летию возобновления монашеской жизни в обители и обретению мощей преподобного Нила. Экспедиция закончилась на Оковецком источнике, где студенты могли искупаться (необязательная часть программы), водили хороводы и слушали выдержки из Повести временных лет, посвященные Оковецкому лесу. Дорога в автобусе также не прошла без культурной и образовательной программы: студенты и преподаватели могли поупражняться в навыках хорового пения, а В.А. Куренной, опираясь на материал поездки, прочел лекцию о том, чем различается эффективное и неэффективное строительство социальных институтов.

С лекцией, позволяющей пролить свет на общие тренды современной городской культурной жизни, перед студентами выступил Илья Николаевич Инишев, проанализировавший предпосылки и формы эстетизации современной культурной жизни. Живую дискуссию вызвал вопрос о том, в какой мере концепты эстетизации и формирования «общества переживаний» могут быть применимы к реалиям жизни малого российского города. 

Вечером того же дня состоялась краеведческая прогулка по центральной части Торжка, которую провела одна из самых известных краеведов города Нина Аркадьевна Лопатина. Эта краеведческая экскурсия не случайно пришлась на завершающую часть летней школы ­– историческая фактура города ложилась на уже подготовленную почву предшествующего самостоятельного опыта знакомства студентов с городом. Особенностью рассказа Нины Аркадьевны о городе была высокая степень его исторической и источниковедческой фундированности, ясное понимание границ нашего знания о достоверности тех или иных сведений относительно истории города.

Тема окрестностей Торжка была бы неполной без посещения усадеб Тверской области и знакомства с сохранившимся крупицами наследия выдающегося русского архитектора, знатока наук и искусств конца XVIII – начала XIX века Николая Александровича Львова. (Стоит заметить, что группа студентов выбрала тему усадьбы и архитектуры Львова в качестве собственного исследовательского проекта.) Об особенностях архитектурного стиля Львова на летней школе прочитал богато иллюстрированную лекцию Я.С. Левченко.

День накануне завершения школы был полностью посвящен архитектурному творчеству Львова. Поездка, правда, началась необычно, с посещения выдающегося музея индустриальной культуры – единственного в России музея вертолетов, расположенного на действующей вертолетной базе под Торжком. Затем группа направилась в усадьбу Львовых (Никольское-Черенчицы), где, помимо усыпальницы рода Львовых и остатков усадьбы, студенты и преподаватели смогли осмотреть едва угадывающиеся сквозь буйные заросли остатки знаменитого парка (именно Львовская усадьба стала парадигмой пространственной и видовой планировки русского поместья в XIX веке). Кроме того мы осмотрели такие удивительные для Тверских лесов и полей сооружения как погреб-пирамида и хтоническая кузница, выступающая из чрева холма огромными валунами своих сводчатых арок. К прогулке присоединилась и директор  Никольской сельской библиотеки им. Н.А. Львова – подлинный энтузиаст своего дела, рассказавшая слушателям о судьбе усадьбы и загадках пирамиды. Затем студенты осмотрели знаменитый «падающий маяк» - колокольню, выстроенную по проекту Львова в Арпачево. Завершилась поездка в одной из редко посещаемых туристами церквей, авторство которой также по всем косвенным признаком принадлежит Львову, - Петропавловском соборе в Переслегино. Стремительно приходящее в упадок величественное сооружение, история которого причудливым образом переплелась как с историей русской усадьбы, так и с политической историей России, оказало на многих участников школы сильнейшее впечатление: проблема разрушения отечественных памятников архитектуры предстала здесь во всей своей тревожной полноте и зримости.

На всем протяжении экспедиции по Львовским местам нас сопровождал автор недавней замечательной книги «Храмы Новоторжской земли» журналист, историк и краевед Павел Сергеевич Иванов. Он рассказал не только об истории архитектурных сооружений, но и о тех людях, собственными усилиями которых сохраняются и поддерживаются отдельные памятники культуры. Благодаря гостеприимству новаторов (так называют себя коренные жители Торжка) – Владимира Полякова и Сергея Козлова – насыщенный день завершился в одной из ухоженных деревенских усадеб под Торжком, где участники школы смогли приготовить отменное барбекю.

На этом можно было бы и закончить описание событий летней школы, но, на самом деле, это только часть работы ее участников. Студенты не только посещали занятия тьюторов, выполняли практические задания, знакомились с культурой Торжка и окрестностей. Они еще и реализовывали собственные исследовательские проекты: носились по городу, в дождь выезжали в окрестные усадьбы, делали зарисовки и фотографии, брали интервью,  выкраивая время в насыщенной программе для их расшифровки, изучали местную краеведческую литературу и местную прессу, проводили обсуждения. Тем самым было положено начало нескольким интереснейшим проектам, стартовый материал по которым еще предстоит внимательно обработать, проанализировать и интерпретировать. О проекте по усадьбам мы уже упоминали. Но наибольший интерес вызвали две темы, предложенные руководителями практики, которые и были кураторами проектов.

Большая группа студентов включилась в проект В.А. Куренного по культурно-интеллектуальной картографии Торжка. Исследовательская задача проекта состояла в том, чтобы выявить и описать не объекты культуры как таковые, а тех акторов, которые стоят за этими объектами, занимаются книжной, библиотечной, музейной, краеведческой и научной работой, организуют деятельность творческих объединений (включая молодежные), реализуют благотворительные проекты – в общем, формируют культурную жизнь города и района. Удалось провести несколько бесед и взять интервью у этих интереснейших людей, а еще больше – наметить для продолжения проекта в следующем году. Группа студентов вплотную занялась составлением портретов читателей библиотеки, тогда как другие познакомились с местными молодыми музыкантами, снабдив школу образцами новоторжского рока.

Большой энтузиазм вызвал у студентов и проект, предложенный Р.З. Хестановым, - «Базар в уездном городе». Уже само название города подсказывало важность темы торговли для городской культуры Торжка. Студенты организовали работу на большой торговой ярмарке, проходящей в городе в выходные дни. Материал оказался настолько богатым и захватывающим, что даже в последний день отъезда студенты рано утром отправились на ярмарку, чтобы успеть добрать намеченный материал.

В плотном расписании школы почти не оставалось места на первоначально намеченную вечернюю кинопрограмму. Тем не менее, несколько просмотров с последующим аналитическим обсуждением состоялось -  студенты смогли посмотреть «Барак» В. Огородникова (1999), антиутопию «Бразилия» Т. Гиллиама (1985) и вестерн «Hombre» Мартина Ритта  (1966). Помимо вечерней, была и обязательная утренняя программа в самых различных комбинациях: от разминки и пробежки по территории колледжа до занятий йогой.

На обратном пути в Москву студенты смогли осмотреть жемчужину Львовской архитектуры - усадьбу Знаменское-Раек.

Промежуточные результаты исследовательской деятельности студентов было решено изложить на ноябрьской научно-практической студенческой конференции, которая состоится в Школе культурологии НИУ-ВШЭ.

Организаторы школы выражают благодарность всем тьюторам школы, руководству гостеприимного Политехнического колледжа города Торжок, на базе которого проходила школа, – директору колледжа Юрию Владимировичу Скворцову, заместителю директора по административно-хозяйственной части Петру Николаевичу Пимахову, заместителю директора по воспитательной работе Анне Николаевне Король, а также всему персоналу колледжа. Кроме того мы хотели бы выразить признательность за содействие и внимание к работе культурологической школы директору торжокской Центральной межпоселенческой библиотеки Ольге Александровне Митиной и ее сотрудникам, заведующей городским архивом Ирине Иосифовне Лемешко, новоторжскому экскурсоводу и краеведу Лопатиной Нине Аркадьевне, заместителю директора по научной работе Всероссийского историко-этнографического музея Кузнецову Виктору Владимировичу, тверскому историку, краеведу и журналисту Павлу Сергеевичи Иванову, новаторам Владимиру Владимировичу Полякову и Сергею Козлову, а также всем жителям Торжка, оказавшим нам помощь в работе школы и организации исследовательской деятельности ее участников.

Ежедневные фоторепортажи о работе школы можно найти на странице отделения - Cultbook.