• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

II Летняя культурологическая школа

Завершилась вторая культурологическая летняя школа НИУ ВШЭ «Социокультурная морфология малого города: акторы, практики, институты» (4-14 июля, город Торжок).

Программа школы включала в себя три главные исследовательские и образовательные составляющие:

  • Лекции, семинары и мастер-классы приглашенных тьюторов;
  • Постоянный урбанистический семинар (новая форма, введенная в 2012 году);
  • Работа над продолжающимися и новым исследовательскими проектами.

Участникам школы была дана возможность самим определяться с главным направлением работы – входить в исследовательские группы по проектам, уделить большее внимание теории или полевым работам, выбрать учебный, практический или исследовательский режим своей деятельности, участие значительного числа исследователей и преподавателей, приглашенных на школу, позволило участникам строить свою работу более индивидуально – в тесном общении с выбранными тьюторами и руководителями  исследовательских проектов.

В школе приняло участие более 25 студентов и аспирантов и 12 тьюторов. На школу приехали историк и архивист Ольга Эдельман, социологи Дмитрий Рогозин и Алексей Титков, историк и краевед Павел Иванов,  историк советской культуры, шеф-редактор журнала «Неприкосновенный запас» Илья Калинин, культурологи и урбанисты – Наталья Анфёрова, Юлия Бедаш, Илья Инишев, организатор городских проектов Сергей Никитин.

Бессменные организаторы и руководители школы – профессора Школы культурологии НИУ ВШЭ Виталий Куренной и Руслан Хестанов.

Участники школы 2012 года: Рудницкая Юлия, Стрижак Евгения, Тарасенко Алексей, Анисенко Кристина, Куренев Денис, Лукин Глеб, Штван Владимир, Моргачева Дарья, Смолякова Данелия, Терехина Юлия, Тесленко Эльмира, Нехорошев Никита, Бондаренко Никита, Бунич Екатерина, Ассалауова Дана, Халяпина Екатерина, Торбеева Анастасия, Романовский Даниил, Шальнов Павел, Митрофанова Екатерина, Чайко Анастасия, Григорьева Анна, Павловский Дмитрий, Барышникова Наталья, Куделина Екатерина, Казьмина Виктория, Мирская Мария.

Школа началась с работы в городском архиве, куда участники отправились вместе с историком, научным сотрудником Российского государственного архива Ольгой Эдельман. Предваряющая лекция «Организация архивного дела. Провинциальный архив» была посвящена структуре и организации российских архивов, их разнообразным функциям. Несмотря на то, что архив Торжка пострадал в послевоенное время от пожара, студенты смогли познакомиться с различными документами из жизни города и района.

5 июля состоялась установочная лекция Виталия Куренного по курируемому им проекту «Культурные практики Торжка». Лекция была посвящена историко-культурным ресурсам Торжка и его окрестностей, сложной системе культурных институтов города и различным формам  городских культурных практик. Были подведены итоги предшествующих полевых исследований, намечен план работ в рамках текущей летней школы. До конца школы исследовательская группа, занимающихся этим проектом, сосредоточилась на нескольких основных темах, проводя соответствующие встречи и интервью – СМИ в Торжке, археология и рынок древностей, декоративно-прикладное искусство (новоторжское золотное шитье), различные режимы функционирования музеев в региональном контексте.

Социолог Дмитрий Рогозин  представлял тему «Качественное интервьюирование в социологии».  Заняться практикой интервьюирования участники получили возможность 7-8 июля, в рамках продолжающегося исследования новоторжского базара, проводимого под руководством профессора отделения культурологии Руслана Хестанова. Само название города Торжок отсылает к понятию «торга», и город – даже в советское время – оставался местом, где эта культура частной торговли никогда не замирала. Сегодня  же Торжок остается важный региональным торговым узлом – в выходные дни на одной из широких улиц Торжка, специально перекрываемой для этого, бурлит рыночная жизнь.

Выходные дни оказались едва ли не самыми напряженными для полевой работы. 7 июля вечером в школе было объявлено чрезвычайное положение – все отправились знакомиться с городом в рамках городского Дня молодежи, проходившего – как гласил баннер над главной ареной праздника - под эгидой пива «Афанасий».  Что в городе проходит именно День молодежи, впрочем, стало известно не без дополнительных разысканий – пребывающие в приподнятом настроении горожане затруднялись с идентификаций праздника: одни склонялись к тому, что праздник молодежный, другие – что проходит день города, тогда как третьи уверяли нас, что это все устраивать крупнейшее промышленное предприятие города - завод «Пожтехника» (несмотря на то, что день пожарника давно прошел). Это небольшое формальное затруднение, впрочем, никак не мешало воцарению в городе атмосферы праздника. В результате этой экспедиции был собран не только материал о культуре праздника в малом городе, социальных субъектах праздничного выхода в город и логистике его организации. Наиболее активные участники школы познакомились с молодежью города Торжок, буквально влились в ее ряды, а любознательные из представителей новоторжской молодежи в последующие дни даже стали посещали лекции летней школы. Здесь же участники познакомились с Людмилой Петровной Спиридоновой – главным редактором газеты «Новоторжский вестник» (это одна из двух основных городских газет – наряду с «Торжокской неделей»). Впоследствии Людмила Петровна пригласила студентов в редакцию газеты, где они ознакомились с архивом газеты и побеседовали на тему функционирования новоторжских СМИ.

8 июля к школе присоединился Сергей Никитин, который прочитал лекцию о практиках новой городской активности. На примере своего проекта городских велопробегов – «Велоночь», он рассказал о нестандартных формах современной городской самоорганизации. Таким образом, лекция «Скука в городе» была посвящена способам преодолению этой скуки, а также тем ресурсам, на которые можно опереться в городе в рамках политики оживления и улучшения городской атмосферы.

9 и 10 июня в продолжение разговора о новоторжском культурном наследии участники совершили поездку по памятникам выдающегося русского архитектора XVIII в. Николая Александрович Львова (1753-1803). Наследие Львова является одни из наиболее значимых элементов культурной и архитектурной истории Торжка и Торжокского района. Мы посетили церковь и колокольню-маяк в Арпачево, усадьбу Львова Никольское-Черенчицы, валунный мост в Василево, усадьбу и музей Бакуниных в Прямухино (церковь в которой также была построена по проекту Львова). К сожалению нынешнее состояние  большинства усадьб, включая усадьбу самого Львова, плачевно (сотрудники отделения культурлогии НИУ ВШЭ за последние годы изучили все архитектурное наследие Львова в Торжке и окрестностях). Единственная  в районе восстанавливаемая усадьба, построенная по проекту Н.А. Львова, – Знаменское-Раек – немного приведена в порядок за счет средств инвестируемых в гостиницу, расположенную в одном из ее флигелей, а также усилиями работы волонтерского лагеря, проводимого под эгидой «Фонда возрождения русской усадьбы». Однако масштаб угрозы утраты усадебной и церковной культуры Торжокского района, которая в значительной части связана с именем Львова, требует намного большего и срочного вмешательства силами всех возможных заинтересованных сторон. К сожалению, некоторые из шедевров, связанных с именем Львова, в особенности удивительные соборы в Переслегино и отдаленных Горницах, находятся, фактически, на грани полного разрушения.

На завершение школы приехал тверской историк архитектуры и  Павел Иванов, который рассказал об истории и особенностях провинциального церковного строительства XVIII-XX вв. на примере Тверской области, а также представил свой новый проект по защите и сохранению культурного наследия «Тверские своды» (www.tversvod.ru). С опорой на богатейший визуальный материал П.Иванов рассказал об особенностях провинциального строительства в различные периоды русской истории, продемонстрировал работу причудливых механизмов формирования провинциального архитектурного стиля. Отдельный разговор был посвящен условиям, в которых сегодня приходится действовать, и трудностям, с которыми приходится сталкиваться защитникам архитектурного наследия в городе Тверь. Увы, запланированный на последний вечер поход в Борисо-Глебский монастырь и экскурсию по Торжку (которой, традиционно, завершается, а не начинается летняя школа), пришлось в этот раз отменить – началась страшная гроза, продолжавшаяся до позднего вечера.

Нельзя не сказать о факультативной вечерней кинопрограмме, которая является формой выездного клуба «Синий ключ», регулярно приводящегося на отделении культурологии. Помимо фильмов Антониони и Теда Демме, Виталий Куренной устроил просмотр и обсуждение фильма Акиры Куросавы «Телохранитель» (1961) в паре с его голливудским ремейком - боевиком «Герой одиночка» ( Last Man Standing ) (1996), в основе которых – взаимоотношение индивида и модернизирующегося общества, получившее фундаментально различную трактовку в японской и американской культуре. На просмотр еще одного знаменитого ремейка «Телохранителя» - спагетти-вестерна «За пригоршню долларов» (1964) – времени на школе, к сожалению, не хватило.

Помимо полевых работ, интервьюирования и экспедиционных поездок в школе на всем протяжении ее деятельности действовал также урбанистический семинар – инновация этого года. Задача семинара заключалась в том, чтобы, с одной стороны, освоить ряд основных современных урбанистических концепций, которые, с другой стороны, участники пробовали применить к окружающему их контексту современного небольшого российского города. Соотносимость теории и реальности была главным дискуссионным пунктом работы этого семинара, обсуждавшемся на общих семинарах школы, а сама летняя школа прекрасно выполняла роль критики теории и предрассудков о малом российском городе.

Наталья Анферова предложила для обсуждения две темы: «Городское пространство в теории и опыт переживания города» и «Практики работы с городским пространством: репрезентации пространства». На семинаре обсуждались работы А. Лефевра, М. ДеСерто, Дж. Скотта и Э. Соджа. На примере работ А. Лефевра и М. ДеСерто  участники рассмотрели проблемы социального пространства и повседневного переживания города.  Работа Дж. Скотта «Благими намерениями государства» стала поводом задуматься над причинами отсутствия прогресса в городском развитии; поднять вопрос о причинах несоответствия планов и их реализации (в связи с реально действующими практиками городской жизни).

Алексей Титков разрабатывал тему «Социальное неравенство в городском пространстве». Разговор об определении социального неравенства (исходя, прежде всего, из работы П. Бурдье) указал на необходимость контекстуализации этого понятия. Книга Д. Харви «Социальная справедливость и город» (D. Harvey “Social Justice and the City”) стала материалом для анализа (в том числе на примере Торжка) городских легитимирующих институций.

Вместе с Юлией Бедаш участники разбирали работу одного из основных современных авторитетов в области урбанистических исследований - Кевина Линча. Тема семинара «Исследование города: метод Кевина Линча» - так была обозначена задача для участников исследования - наряду с анализом текстов был предпринят ряд выходов в город: участники исследования проводили опрос на улицах с целью определения «ментальных карт» новоторов. Результаты оказались неожиданными как с точки зрения экспериментального плана (так, 21 из 25 респондентов согласился нарисовать план центра города), так и с точки зрения результатов: число разнообразных локусов досуга горожан (исследование было сфокусировано на практиках городского досуга)  оказалось больше, чем туристических мест, представленных на картах и в путеводителях.

Завершающей частью урбанистического семинара стало обсуждение темы «Пространство, материя и телесные практики». В качестве модератора обсуждения выступил Илья Инишев. В рамках семинара рассматривалась центральные проблемы в рамках урбанистической теории: взаимосвязь физического пространства и субъективно воспринимаемого, публичных и приватных пространств, социального взаимодействия индивидуальных телесных практик. Примеры попыток совместить эти две перспективы («микро» и «макро») разбирались на основе работ М. Фуко и Г. Бёме и Дж. Александера.

Илья Николаевич прочел вступительную лекцию о понятии гетеротопии, перехода от «Urban Studies» к «Urban Planning» и других современных тенденциях в исследованиях города. Для разговора о транспорте оказалась важна идея Мануэля Кастельса о пересечении двух типов пространственности - пространства мест (space of places) и пространства потоков (space of flows). Схемы транспорта рассматриваются в этом контексте как знаки присутствия и репрезентации в городе.

Не обошлось и без обсуждения работ двух классических фигур в теории города: Макса Вебера и Георга Зиммеля. В работе «Большие города и душевная жизни» (Die protestantische Ethik und der 'Geist' des Kapitalismus) (1903) город рассматривается как определенный тип жизни, сознания и рациональности. В городах наличие альтернатив ограничивает строгое кодирование. В Торжке это проиллюстрировано культурой клубной жизни: если Вас не устраивает клуб «Тринити», вы всегда можете посетить «Зевс».

 

Работа над интервью, полевыми наблюдениями, ведение полевого дневника – только часть летней школы и исследовательской практики культурологов. Рефлексия над материалом,  его верификация и классификация – все это еще предстоит участникам при подготовке к конференции по результатам летней практики, которая пройдет на отделении культурологии осенью этого года.

 

Участники о культурологической летней школе

«То, что была представлена и теория, и практика, я думаю, что это очень здорово.
Мне кажется, что в таких исследованиях по определению не может быть какой-то изолированной теоретической работы. [...]
Здорово, что был семинар по урбанистике – в нем почти все участвовали».  

(Алексей Тарасенко, отделение культурологии)
«Мне безумно понравилось. У меня не было ощущения, что я принимала участие в школе, где тебя усаживают и чему-то учат. Мы не все успели обрабатывать сразу - можно было бы даже сделать школу подольше, это бы решило все проблемы. Мне было интересно посмотреть на полевую работу изнутри, как это все движется – от теории к людям и от людей к теории. Здесь видно, как результаты связаны с твоей деятельностью - когда ты записываешь что-то в блокнот, а человек подходит и интересуется, что ты делаешь, и ты тут же можешь взять у него интервью. Подобные вещи – это очень интересная возможность. Это совершенно особая исследовательская ситуация – когда ты не знаешь, что ты получишь. Интересно искать не тогда, когда у тебя есть теория и ты пытаешься найти подтверждение этой теории, а попробовать наоборот идти от материала».

(Екатерина Бунич, факультет социологии)
«Когда я сюда приехала и начала вливаться в эту работу, в процесс, я не очень сразу поняла, какую вообще мы цель преследуем, что мы собираемся здесь делать. Потому что у меня уже есть опыт летней социологической практики. Мне трудно было представить, что можно идти на базар, например, предварительно не взяв за основу и не изучив текста Гирца. Мне здесь бросился в глаза достаточно свободный режим исследования – не нормированный. … Дмитрий Михайлович [Рогозин], в этом плане, очень правильные вещи говорил и я очень рада, что удалось с ним пообщаться, потому что я посещала его лекции в Шанинке, которые он посвятил теории и практике полевого исследования. Практика полевого исследования, не только социологическая, но и культурологическая, мне очень интересна. Он говорил про исследовательскую фрустрацию – что исследователь должен постоянно находится в ситуации поиска ответа, он должен постоянно задавать вопросы – себе и окружающим. … В отличие от социологической практики, здесь все, мне кажется, гораздо более креативно, более свободно. Не смотря на отсутствие строгой регламентации, было очень интересно». 

(Дана Ассалауова, факультет социологии)
 «В принципе очень здорово, что у нас была такая возможность – попасть на эту школу.
Самое ценное – это то, что у нас была возможность пообщаться как между собой, так и с преподавателями.
Замечательно, что у нас проводится такое мероприятие». 

(Евгения Стрижак, отделение культурологии)
 «Есть два противоречащих аспекта – с одной стороны мне было полезно и интересно потому, что было много теории, методов исследования, а с другой стороны иногда возникало чувство потерянности, потому что я не очень умею общаться с людьми.
А практически все исследования, которые мы здесь проводили, были связаны с беседами, с интервьюированием». 

(Наталья Абрамцева, факультет философии)

 

Фотоотчет о школе можно найти в виртуальном альбоме по ссылке.