• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Культурология»

Темы курсовых работ в 2018-2019 учебном году

Студенты 1-го курса бакалавриата в качестве курсовой работы пишут реферат по одной из предложенных книг!

 

Афанасьева Анна Эдгардовна

 

Книги для реферирования (курсовая 1 года обучения):

 

1.     David-Fox, Michael. Crossing Borders: Modernity, Ideology, and Culture in Russia and the Soviet Union. Pittsburgh, Pa.: University of Pittsburgh Press, 2015.

 

2.     Cvetkovski, Roland, and Alexis Hofmeister. Empire of Others: Creating Ethnographic Knowledge in Imperial Russia and the USSR. Budapest: Central European University Press, 2014. Parts I and II.

 

3.     Beer, Daniel. Renovating Russia: The Human Sciences and the Fate of Liberal Modernity, 1880-1930. Ithaca, N.Y: Cornell University Press, 2008.

 

4.     Loomba, Ania. Colonialism /postcolonialism. London, England: Routledge, 2015.

 

5.     Porter, Roy. The Greatest Benefit to Mankind: A Medical History of Humanity. New York: W.W. Norton, 1997 (любые 6 глав).

 

6.     Могильнер, М. Homo imperii. История физической антропологии в России. М.: Новое литературное обозрение, 2008.

 

7.     Кадио, Ж. Лаборатория империи: Россия/СССР, 1860-1940. /Пер. с фр. Э. Кустовой. М.: Новое литературное обозрение, 2010.

 

Направления исследований и приблизительные темы работ:

 

1.      Империя нового времени как культурный проект (на материале Британской и Российской империй):

 

1.     Политики репрезентации: литература путешествий в имперском контексте.

 

2.     Научное знание в истории империй.

 

3.     «Популярный империализм»: империя в культуре метрополии.

 

4.     Тропическая медицина как часть имперского проекта.

 

5.     Гендерный порядок имперского пространства.

 

6.     Визуальные образы империи.

 

2.      Культурная и социальная история медицинских теорий и практик.

 

 

 

Бедаш Юлия Анатольевна

 

Книги для реферирования (курсовая 1 года обучения):

 

1.      SOJA, E.W Thirdspace. Journeys to Los Angeles and other Real-and-Imagined Places. Malden-Oxford: Blackwell Publishing, 2007.

 

2.      THRIFT, N. Spatial Formations. London, Thousand Oaks, New Delhi: Sage, 1996.

 

3.      HOCHSCHILD, A.R. The Managed Heart: Commercialization of Human Feeling. Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 2003.

 

4.      ILLOUZ, E. Cold Intimacies: The Making of Emotional Capitalism. London:Polity Press, 2007.

 

3.      Направления исследований и приблизительные темы работ:

 

1.      Город как эмоциональное пространство.

 

2.      Современные теории пространства: сравнительный анализ

 

3.      Эстетизация повседневности как социокультурный феномен.

 

4.      Ритуалы и социальные иконы в исследованиях культуры.

 

5.      Стигма как социокультурный феномен.

 

 

Васильева Виктория Олеговна

 

Книги для реферирования (курсовая 1 года обучения):

 

1.      Петровская., Е.В. Антифотография // М.: Три квадрата, 2003

 

2.      Хайдер, Карл. Этнографическое кино // Москва, Институт этнологии и антропологии РАН, 2000

 

3.      Киттлер, Фридрих. Оптические медиа. Берлинские лекции 1999 г. // М.: Логос/Гнозис, 2009

 

4.      Флюссер, Вилем. За философию фотографии // Спб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2008

 

5.      Андроникова М. И. Сколько лет кино? //  Москва : Искусство, 1968. – 99 с.

 

6.      Изволов Н.А. Феномен кино. История и теория // М.: ЭГСИ, 2001.

 

7.      Михалкович В.И. Очерк теории телевидения. М.: Государственный институт искусствознания, 1996.

 

8.      Иоскевич Я.Б. Интернет как новая среда художественной культуры // Спб.: Изд-во РИИИ, 2006.

 

9.      Якимович Е. А. Живопись и фотография во Франции во второй половине XIX века. М.: МАКС Пресс, 2001.

 

10.  Хухтамо Э. Элементы экранологии: к проблеме археологии медиа // Экранная культура. Теоретические проблемы: сб. статей / отв. ред. К. Э. Разлогов; сост. В.О. Чистякова. СПб.: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2012. Стр.116-176.

 

11.  Никитина С.Е. Устная народная культура и языковое сознание. М.: Наука, 1993.

 

12.  Куле К. СМИ в Древней Греции М.: Новое литературное, 2004.

 

13.  Шерель А. Аудиокультура XX века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию. Очерки // М.: Прогресс-Традиция, 2004 (глава на выбор).

 

 

 

Вострова Галина Александровна

 

Книги для реферирования (курсовая 1 года обучения):

1.         Арто А. Театр и его Двойник. СПб.: Симпозиум, 2000.

2.         Бентли Э. Жизнь драмы. М.: Айрис-пресс, 2004.

3.         Делез Ж. Фрэнсис Бэкон: Логика ощущения. СПб.: Machina, 2011.

4.         Кудряшов О.Л. Кое-что о живописи, театре и молодых людях, рассматривающих картинки и слушающих музыку. М.: ГИТИС, 2013.

5.         Леви-Стросс К. Печальные тропики (любое издание)

6.         Рансьер Ж. Эмансипированный зритель. Нижний Новгород:  Красная ласточка, 2018.

7.        Трубочкин Д.В. Древнегреческий театр. М.: Памятники исторической мысли, 2016.

8.      Фуко М. Живопись Мане. СПб.: Владимир Даль, 2011.

9.      Schechner R. (2013) Performance Studies: An Introduction. Routledge; 3 edition. P. 376

 

Направления исследований и приблизительные темы работ:

Бакалавриат 2-3-4 курс. Направления интересов, возможные темы:

Эстетика Серебряного века (примерные варианты тем: «Об эвтелической функции искусства  в наследии Н. Евреинова»; «Проблема типологии актерского творчества»; «Анализ философского и художественного аспектов эволюции русского символизма в наследии Ф. Степуна»; «Вяч. Иванов: от «театра будущего» к театру настоящего. Мифотворчество или театрализация?»)

Театральная антропология (примерные варианты тем: «Проблема целостности человека в театральной аксиологии Е. Гротовского»; «Катарсическая функция театра: построение Театра Жестокости А. Арто»; «Концепция «театрализации жизни» Н. Евреинова и идея «крюотического  театра» А. Арто: сходства и различия»; «Теория актера в театральной системе Э. Барба»)

Феномен особого искусства и современная культура: искусство аутсайдеров, «Протеатр» (примерные варианты тем: « Искусство маргиналов: эксцесс или ресурс культуры?», «Поиск возможных эстетических подходов в интегративном театре»)

 

 

 

Ганжа Анна Геннадиевна

 

Книги для реферирования (курсовая 1 года обучения):

 

1.         Agnew V. (2008) Enlightenment Orpheus: The Power of Music in Other Worlds, New York: Oxford University Press.

 

2.         Aigen K. S. (2014) The Study of Music Therapy: Current Issues and Concepts, New York: Routledge.

 

3.         Attali J. (1985) Noise: The Political Economy of Music, Minneapolis: University of Minnesota Press.

 

4.         Berger K. (2007) Bach’s Cycle, Mozart’s Arrow: An Essay on the Origins of Musical Modernity, Berkeley and Los Angeles: University of California Press.

 

5.         Bhabha H. (1994) The Location of Culture, London: Routledge.

 

6.         Bohlman P. V. (2011) Music, Nationalism, and the Making of the New Europe, 2nd ed., New York: Routledge.

 

7.         Bowie A. (2007) Music, Philosophy, and Modernity, Cambridge: Cambridge University Press.

 

8.         Collins S. (2013) The Aesthetic Life of Cyril Scott, Woodbridge: The Boydell Press.

 

9.         DeNora T. (2003) After Adorno: Rethinking Music Sociology, Cambridge: Cambridge University Press.

 

10.      Ertan D. (2009) Dane Rudhyar: His Music, Thought, and Art, Rochester: University of Rochester Press.

 

11.      Haynes B. (2007) The End of Early Music: A Period Performer’s History of Music for the Twenty-First Century, New York: Oxford University Press.

 

12.      Ingold T. (2013) Making: Anthropology, Archaeology, Art and Architecture, Abingdon: Routledge.

 

13.      Peraino J. A. (2006) Listening to the Sirens: Musical Technologies of Queer Identity from Homer to Hedwig, Berkeley and Los Angeles: University of California Press.

 

14.      Pesic P. (2014) Music and the Making of Modern Science, Cambridge, Mass.: The MIT Press.

 

15.      Petsche J. J. M. (2015) Gurdjieff and Music: The Gurdjieff/de Hartmann Piano Music and Its Esoteric Significance, Leiden: Brill.

 

16.      Scott D. B. (2003) From the Erotic to the Demonic: On Critical Musicology, New York: Oxford University Press.

 

17.      Staudenmaier P. (2014) Between Occultism and Nazism: Anthroposophy and the Politics of Race in the Fascist Era, Leiden: Brill.

 

18.      Subotnik R. R. (1991) Developing Variations: Style and Ideology in Western Music, Minneapolis: University of Minnesota Press.

 

19.      Subotnik R. R. (1996) Deconstructive Variations: Music and Reason in Western Society, Minneapolis: University of Minnesota Press

 

Направления исследований и приблизительные темы работ:

 

1.         Гибридные стратегии в комплементарной и альтернативной медицине

 

2.   Дискурсы воздействия в современной культуре

 

3.     Цирковое воображение и конструирование социальной реальности

 

4.     Несистемные эффекты культурной и национальной политики

 

5.     Эмансипация и диверсификация музыкально-инструментальной сферы в массовых синтетических жанрах

 

6.    Стратегии селекции талантов в послевоенном СССР

 

7.   Профессионализация народной музыки в послевоенном СССР

 

8.    Экспансия элементов советской культурной политики в страны Восточного блока: индустрия цирка

 

9.     Экспансия элементов советской культурной политики в страны Восточного блока: феномен социалистической эстрады

 

10.  Меланхолический герой в позднесоветском кинематографе.

    

11.  Специфика аудиовизуального контента в мультимедийном музейном сторителлинге.

    

12.   Сравнительный анализ эстетических теорий Т.Адорно и М.Дюфренна в контексте ревизии модернистского искусства.

   

13.Звуковой дизайн трейлера и проблемы музыкальной семиотики

14. Тематические каноны нотного песенного книгоиздания в  СССР

15. Трансгрессивный этос в журналистике: кейс безвременной утраты.

16. Пространственный дискурс в современных музыкальных практиках.

17. Аудиовизуальные решения в послевоенном европейском кинематографе: поворот к минимализму.

18. Миметическое воспроизводство в современных медиа.

19. Сравнительный анализ эстетических теорий Т.Адорно и М.Дюфренна в контексте ревизии модернистского искусства.

20. Модный знак между традиционным музеем и демонстративным пространством концепт-стора: стратегии конструирования и трансформации.

21 Трансфигурация субъектности в современной музыке.

22. Генезис современной музыкологии в контексте практик современного музицирования.

23. Гибридная текстология фолк-рока

24. Теория музыкальной формы Бориса Асафьева

25. Эволюция диалектических методов в СССР

26. Марксистский гуманизм и его импликации в исследованиях культуры

27. Марксистская этическая теория в СССР

 

 

Глущенко Ирина Викторовна

 

Книги для реферирования (1 курс)

М. Чудакова. Беседы об архивах. 2-е изд., испр. - М.: Молодая гвардия, 1980.

Л. Зорин. Авансцена. Мемуарный роман. М.: Слово, 1997.

Соцреалистический канон / Сб. статей под ред. Х. Гюнтера и Е. Добренко. - СПб.: Академический проект, 2000.

А. Юрчак. Это было навсегда, пока не кончилось. М.: НЛО, 2014.

Н. Малинин, А. Броновицкая. Москва: архитектура советского модернизма 1955-1991. М.: Гараж, 2016.

А. Иванова. Магазины “Березка”. Парадоксы потребления в позднем СССР. М.: НЛО, 2018.

Т. Воронина. Помнить по-нашему: соцреалистический историзм и блокада Ленинграда. М.: НЛО, 2018.

И. Каспэ. В союзе с утопией. Смысловые рубежи позднесоветской культуры. М.: НЛО, 2018.

М. Ямпольский. Без будущего. Культура и время. СПб. Порядок слов, 2018.

З. Бонами. Как читать и понимать музей. Философия музея. М.: АСТ, 2018.

Г. Кабакова. Русские традиции гостеприимства и застолья М.: Форум неолит, 2014.

А. Павловская. Искусство еды. Гастрономические традиции античной эпохи. М.: Ломоносов, 2018.

 

Направления исследований и приблизительные темы работ:

 

1.         Образ жизни в советских пятиэтажках 1950-70-х гг.

2. Проблема музеефикации “настоящего” (широкий блок вопросов, связанных с созданием музея хрущевки). Конкретное содержание тем обговаривается с научным руководителем.

           3. Художественная литература как источник изучения повседневности. Методы, подходы, границы применимости.        

4. “Эпоха застоя” в СССР как социокультурный феномен. Темы конкретизируются и обговариваются с научным руководителем.

5. Гендерные проблемы позднесоветского общества.

      

 

 

Грешных Анна Николаевна

 

Книги для реферирования (курсовая 1 года обучения):

 

1.        Арьес Ф. Время истории. Москва, 2011.

 

2.        Грималь П. Цивилизация Древнего Рима.   Екатеринбург-Москва, 2008.

 

1.         3. Доддс Э. Р. Язычник и христианин в смутное время. Спб., 2003.

 

2.         4. Жреческие коллегии в Раннем Риме. М., 2001.

 

4.         Кереньи К. Дионис. Прообраз неиссякаемой жизни. М., 2007.

 

5.         Кнабе Г. С. Древний Рим - история и повседневность. М., 1986.

 

3.         7. Подосинов А. В. Ex oriente lux. Ориентация по странам света в      архаических культурах Евразии. М., 1999.

 

7.      Подосинов А. В. Куда плавал Одиссей? О географических представлениях греков архаической эпохи. М., 2015.

 

8.      Романов В. Культурно-историческая антропология. М. - Спб, 2014.

 

9.      Сморчков А. М. Религия и власть в Римской Республике: магистраты, жрецы, храмы. М., 2012.

 

10.  Топоров В. Н. Эней — человек судьбы. К  «средиземноморской» персонологии. М., 1993.

 

4.         12. Уколова В. И. Античное наследие и культура    раннего средневековья. М., 2010.

 

5.         13. Феномен досуга в античном мире. Под ред. Э Д. Фролова. СПБ., 2013.

 

14.      Шайд Дж. Религия римлян. М., 2006.

 

15.      Шаму Ф. Эллинистическая цивилизация. М., 2008.

 

16.      Шкаренков П. П. Римская традиция в варварском мире. Флавий Кассиодор и его эпоха. М., 2004.

 

17.      Яйленко Е. Венецианская античность. М., 2010.

 

Направления исследований и приблизительные темы работ:

 

1.        «Римский миф» как культурно-исторический феномен: нарратив и визуальность.

 

2.        Римская историческая мысль и историография как культурный феномен: эволюция восприятия истории в римской культуре.

 

3.        Эволюция вербального и визуального образа героя-прародителя в римской традиции. (на примере Энея или других персонажей).

 

4.        Миф и ритуал в римской религии архаической эпохи.

 

5.        Временной цикл и круг празднеств в древнеримском сакральном календаре.

 

6.        Римская религия: автохтонное и заимствованное. Проблема влияний.

 

1.         7. Категории templum и tempus в      римской архаической картине мира.

 

7.        Человек и толпа в римском общественном сознании (социо-культурный контекст).

 

8.        Культура детства / Культура старости в Древнем Риме.

 

2.         Проблема культурной и исторической памяти в Древнем Риме.

 

 

 

Деминцева Екатерина Борисовна

 

Книги для реферирования (курсовая 1 года обучения):

 

1.        Абашин, С. Советский кишлак: Между колониализмом и модернизацией / Сергей Николаевич Абашин. — М.: Новое литературное обозрение, 2015.

 

2.        Юрчак, А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение / Алексей Юрчак; предисл. А. Беляева; пер. с англ.; 3-е изд.— М.: Новое литературное обозрение, 2017.

 

3.        Слезкин, Ю. Арктические зеркала: Россия и малые народы Севера / Юрий Слезкин; авторизов. пер. с английского О. Леонтьевой; предисл. П. Верта; 2-е изд. — М.: Новое литературное обозрение, 2017

 

Направления исследований и приблизительные темы работ:

 

1.        Городские сообщества: конструирование символических границ

 

2.        Мигранты в городе: исследование новых практик

 

3.        Этническое и религиозное разнообразие городского пространства

 

4.        Новые практики горожан

 

(Все темы уточняются с научным руководителем. Предпочтительны работы на основе собственного полевого исследования)

 

 

 

Дмитриев Тимофей Александрович

 

Книги для реферирования (курсовая 1 года обучения):

 

1.         Вебер, Макс . Город / пер. с нем. М.: Strelka Press, 2017.

 

2.        История частной жизни: под общ. ред. Ф. Арьеса и Ж. Дюби. Т. 3: от Ренессанса до эпохи Просвещения; под ред. Р. Шартье. М.: Новое литературное обозрение, 2016.

 

3.         Сеннет, Ричард . Плоть и камень / пер. с англ. М.:  Strelka Press, 2017.

 

4.         Урри, Джон . Оффшоры / Пер. с англ. М.: Изд. дом “Дело” РАНХиГС, 2018.

 

5.         Хабермас, Юрген . Структурное изменение публичной сферы /  Пер. с нем. М.: Весь Мир, 2016.

 

6.         Як, Бернард . Национализм и моральная проблема сообщества / пер. с англ. М.: Изд-во Института Гайдара, 2017.

 

7. Мюнклер, Герфрид . Осколки войны. Эволюция насилия в XX и XXI веках / Пер. с нем. А. И. Лоскутовой. М.: Кучково поле, 2018.

 

8. Хоффманн Д. Л . Взращивание масс. Модерное государство и советский социализм. 1914—1939 / пер. с англ. М.: Новое литературное обозрение, 2018.

 

 

Направления исследований и приблизительные темы работ:

 

1.        Социология города Макса Вебера.

 

2.        Концепция культурных противоречий современности Чарльза Тейлора.

 

3.        Теория модерна как процесса цивилизации Норберта Элиаса.

 

4.        Символическая власть и политика в социологии культуры Пьера Бурдье.

 

5.        Теория “множественной современности” в современном социально-научном знании.

 

6.        Индивидуализация и культура модерна: исторические судьбы индивида модерна.

 

7.        Советская культурная революция 1928-1932 гг.: основные направления и проблемы ее изучения.

 

8.        Советская культурно-национальная политика 1920-х - 1940-х гг.

 

9.        Императив «стать культурным» на страницах советской прессы 1930-х гг.: кейс журнала «Огонек».

 

10.    Программа исследований “советского человека” Н. Н. Козловой.

 

 

 

Доброхотов Александр Львович

 

Книги для реферирования (курсовая 1 года обучения):

 

1.      Анкерсмит Ф.Р. История и тропология: взлет и падение метафоры. М., 2003.

 

2.      Крёбер А.Л. Стиль и цивилизации // Крёбер А.Л. Избранное: Природа культуры. М., 2004. С. 803 – 928.

 

3.      Зедльмайр Х. Утрата середины. М., 2008.

 

4.      Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2000. (Есть другие издания.)

 

5.      Ортега-и-Гассет Х. Вокруг Галилея // Ортега-и-Гассет Х.  Избранные труды. М., 1997.

 

6.      Розеншток-Хюсси О. Великие революции. Автобиография западного человека. М., 2002.

 

7.      Сорокин П.А. Социология революции. М., 2005.

 

8.      Стародубровская И., Мау В. Великие революции. М., 2004.

 

9.      Шлегель Ф. Об изучении греческой поэзии // Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2 тт. Т.1. М., 1983. 91 – 190

 

10.  Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1999.

11.  Иванов Вяч.Вс. Нечет и чет // Иванов Вяч.Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. I. М., 1998.

12. Хабермас Ю. Структурное изменение публичной сферы: Исследования относительно категории буржуазного общества. М.: Весь мир, 2016.

 

Примерные темы курсовых работ:

 

1.                  Восприятие европейских идей в русской культуре п.п. XVIII -  вт.п. XIX вв. (тема допускает спецификации в связи с исследовательскими интересами студентов).

 

2.                  «Я» как философское понятие и проблема в истории философии.

 

3.                  Картезианство в русской философии XIX- XX в.

 

4.                  Интуитивизм как направление в русской философии.

 

5.                  Персонализм как направление в русской философии.

 

6.                  Философия культуры в русской мысли Серебряного века.

 

7.                  Революция как феномен культуры.

 

Направления исследований:

 

история западноевропейской философии; история европейской культуры Нового времени; история русской культуры XIX – XX вв.; теория культуры.

 

 

 

Зверева Галина Ивановна

 

Направления исследований и приблизительные темы работ:

 

Темы обсуждаются с преподавателем

 

Карпенко Елена Константиновна

(обновлено 11.09.2018)

Книги для реферирования (курсовая 1 года обучения):

1. Lewisohn C. Street Art: The Graffiti Revolution. Tate Publishing. 2008   

2.Плампер Я. Алхимия власти. Культ Сталина в изобразительном искусстве. М. НЛО. 2010.

3. Меерович, М. Градостроительная политика в CCCР (1917–1929). От города-сада к ведомственному рабочему поселку. М.: Новое литературное обозрение, 2017.

4.Брук Д. История городов будущего. пер. с англ. Ю. Симановский. Изд-во “Strelka Press”. 2014.

5. Фрэнк Ллойд Райт. Исчезающий город. Изд-во «Стрелка пресс». 2016.

7. Грей Ф. История курортов: архитектура, общество,природа. М. НЛО. 2009.

Направления исследований. Темы уточняются с руководителем.

1.Советская и российская монументальная, городская и парковая скульптура.

2. Городской парк: история и современность.

3. Фестивали ландшафтного искусства

4. Дачный поселок: социальная структура и антропология.

5. Российская анимация: серийные телевизионные продукты категории 0+.          

 

Кречетова Мария Юрьевна

Книги для реферирования (курсовая 1 года обучения):

 

1.                  Хобсбаум Э. Разломанное время. Культура и общество в двадцатом веке. М.:АСТ, CORPUS, 2017.

 

2.                  Хабермас Ю. Структурное изменение публичной сферы. Исследования относительно категории буржуазного общества. М.: Весь мир, 2016.

 

3.                  Geertz C. Welt in Stücken. Kultur und Politik am Ende des 20.Jahrhunderts. Wien: Passagen Verlag, 2015.

 

4.                  Арендт Х. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме. М.:Европа, 2008.

 

5.                  Liesmann K.P. Philosophie der modernen Kunst. Wien: Facultas Verlag, 2018.

 

 

 

Направления исследований (конкретные темы работ формулируются в процессе устного обсуждения):

 

1.                  Способность воображения и ее функция в эстетическом опыте;

 

2.                  Романтическая, историческая и философская герменевтика;

 

3.                  Проблема различения автономного и ангажированного искусства;

 

4.                  Искусство и общество в XX веке.

 

5.               Феномен авангарда и классическая эстетика.

 

 

 

Кукулин Илья Владимирович

 

Книги для реферирования (курсовая 1 года обучения):

 

1.                  Зорин А. Кормя двуглавого орла… Литература и государственная идеология в России в последней трети XVIII - первой трети XIX века. - М.: Новое литературное обозрение, 2004.

 

2.                  Бруард, К. Модный Лондон. Одежда и современный мегаполис / Кристофер Бруард; пер. с англ. Е. Демидовой, А. Мороз, С. Петрова. — М.: Новое литературное обозрение, 2016.

 

3.                    Бар, К. Политическая история брюк / Кристин Бар; пер. с франц. С. Петрова. — М.: Новое литературное обозрение, 2013.

 

4.                  Зорин, А.Л. Появление героя: Из истории русской эмоциональной культуры конца XVIII – начала XIX века / Андрей Леонидович Зорин. – М.: Новое литературное обозрение, 2016.

 

5.                  Берлин, И. Философия свободы. Европа. 2-е изд. / предисловие А. Эткинда. — М.: Новое литературное обозрение, 2014.

 

6.                  Берлин, И. История свободы. Россия. 2-е изд. / предисловие А. Эткинда. — М.: Новое литературное обозрение, 2014.

 

7.                  Ассман, А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика / пер. с нем. Бориса Хлебникова. — М.: Новое литературное обозрение, 2014.

 

8.                  Ассман, А. Распалась связь времен? Взлет и падение темпорального режима Модерна / пер. с нем. Б. Хлебникова; пер. английских цитат Д. Тимофеева. — М.: Новое литературное обозрение, 2017.

 

9.              Эткинд, А. Кривое горе: Память о непогребенных / авториз. пер. с англ. В. Макарова. — М.: Новое литературное обозрение, 2016.

 

10.              Мокир, Дж. Просвещенная экономика. Великобритания и промышленная революция 1700–1850 гг. / Пер. с англ. Н. Эдельмана. М.: Изд-во Института Гайдара, 2017.

 

11. Шенле А. Архитектура забвения: руины и историческое сознание в России Нового времени / Авториз. пер. с англ. А. Степанова. М.: Новое литературное обозрение, 2018.

12. Радкау Й. Эпоха нервозности: Германия от Бисмарка до Гитлера. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017.

 

Направления исследований и ориентировочные темы работ:

 

1.                  Cинтетические жанры в современной городской культуре (видеоблоггинг и др).

 

2.                  Визуальные и литературные изображения государственных институционализированных сообществ (заседания Государственной Думы, групповые портреты сотрудников государственных органов и партийных организаций и т.д.)

 

3.                  Поэтика русского рэпа. Рэп как явление партиципаторной культуры.

 

4.                  Современная русская поэзия и ее культурные контексты.

 

5. Неподцензурная литература и неофициальная культура в СССР.

6. Рефлексия и репрезентация насилия и травмы в современной культуре.

7. Цензура и самоцензура в современной культуре.

 

 

Куренной Виталий Анатольевич

 

Направления исследований и приблизительные темы работ:

 

1.                  Современная российская и зарубежная государственная культурная политика.

 

2.                  История культурной политики

 

3.                  Негосударственные культурные инициативы в современной России

 

4.                  Историзм и историческое сознание: история, теория и практики

5. Герменевтика и понимающие методы в гуманитарных науках.

6. Теория и история ландшафта

7. История и теория музеев и музейной культуры

8. Природа как явление культуры

9. Роль научных и образовательных институтов в развитии российских территорий



 

 

 

Лагутина Ирина Николаевна

 

Книги для реферирования (курсовая 1 года обучения):

 

1.                  The Russian Avant-Garde and Radical Modernism. An Introductory Reader.  Edited by Dennis G. Ioffe and Frederick H. White. Boston 2012

 

2.                  Clark Katerina. Moscow, the Fourth Rome: Stalinism, Cosmopolitanism, and the Evolution of Soviet Culture, 1931–1941. Harvard University Press Cambridge, Massachusetts/ London, 2011

 

3.                  Hutcheon Linda. A Theory of Adaptation. New York, London, 2006

 

4.                  Eagleton Terry. The Event of Literature. Oxford, 2012.

 

5.                  Espagne Michel. De l’archive au texte. Recherches d’histoire génétique, Paris, 1998.

 

6.                  Вульф Ларри. Изобретая Восточную Европу: Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. М.: Новое литературное обозрение, 2003.

 

7.                  Гумбрехт Ханс Ульрих. Производство присутствия. Чего не может передать значение. М.: Новое литературное обозрение, 2006.

 

8.                  Жижек Славой. Параллакс в искусстве: Действие и искупление // Жижек, Славой. Устройство разрыва. М.: Европа, 2008.

 

9.                  Фуко Мишель. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук (любое  издание)

 

10.              Беньямин Вальтер. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. Москва, 2012.

 

11.              Добренко Фокс Дэвид. Витрины великого эксперимента. Культурная дипломатия Советского Союза и его западные гости. 1921-1941 годы. М., 2015.

 

 

 

Направления исследований и приблизительные темы работ, которые нужно конкретизировать или уточнить в соответствии с интересами студентов):

 

1.                  Европейский литературный символизм и авангард

 

2.                  Роль литературы в формировании идеологии Германии и России в 1930-е гг. (формирование литературных канонов, культы, юбилеи и т.д.)

 

3.                  Концепция “мировой литературы”  в контексте постколониальных исследований

 

4.                  Литературная классика и современные масс-медиа

 

5.                  Литература и киноадаптации (на примерах экранизации зарубежной и русской классики).

 

6.                  Романтическая культура в социальных сетях русскоязычного интернета. Эдгар По, Гофман, Кольридж, Уитмен  и др. Как сегодня понимают романтизм пользователи социальных сетей. Блоги, журналы.

 

7.                  Пересечение границ: визуальная поэзия между литературой и живописью.

 

8.                  Культурные коды репрезентации власти в России и Европе.

 

9.                  Проблемы культурного трансфера между  Россией и Европой: механизмы культурных заимствований

 

10.              История немецкой литературы  в межкультурном контексте

 

 

 

Левченко Ян Сергеевич

 

Книги для реферирования на 1 курсе:

  1. Rachel Morley. Performing Femininity. Woman as Performer in Early Russian Cinema. London: I.B.Tauris, 2017

  2. Slava Gerovitch. Soviet Space Mythologies. Public Images, Private Memories. and The Making of Cultural Identity. Univ. of Pittsburg Press, 2015.

  3. Михаил Ямпольский. Парк культуры. Культура и насилие в Москве сегодня. М.: Новое Издательство, 2018.

  4. Катерина Кларк. Москва, Четвертый Рим. Сталинизм, космополитизм и эволюция советской культуры. М.: Новое Литературное Обозрение, 2018.

  5. Деян Суджич. B как Bauhaus. Азбука современного мира. М.: Strelka Press, 2018

  6. Нильс Лунинг Прак. Язык архитектуры. Очерки архитектурной теории. М.: РАНХиГС, 2017.

Темы курсовых работ 2-3 курса (с выходом на ВКР):

Массовое/жанровое кино в СССР: поэтика и политика

Что такое "видос". Типология современных визуальных продуктов

Городская среда и визуальная культура (роль городов в кино, визуальное измерение городской повседневности, визуальная память и туризм)

Трансгрессия в визуальной культуре (археологические и актуальные траектории табу и его нарушения в кино, видео-арте, фотографии)

 

 

 

Майофис Мария Львовна (электронный адрес -mmaiofis@yandex.ru)

 

Книги для реферирования (курсовая 1 года обучения):

 

1.         Шартье Роже. Культурные истоки Французской революции. М.: Искусство, 2001.

 

http://www.rulit.me/books/kulturnye-istoki-francuzskoj-revolyucii-download-free-437229.html

 

2.         Земон Дэвис Натали. Дамы на обочине: Три женских портрета XVII века. М.: НЛО, 1999.

 

https://vk.com/doc184763804_311563163?hash=2745b020a426eb57fb&dl=e29c9250d9e62d3c39

 

3.         Йейтс Франсис. Розенкрейцерское просвещение. М.: Алетейя; Энигма, 1999.

 

http://www.psylib.ukrweb.net/books/yates01/index.htm

 

http://www.klex.ru/brd

 

4.         Ле Гофф Жак. Рождение чистилища. Екатеринбург: У-Фактория, 2009.

 

http://www.twirpx.com/file/106218/

 

5.         Гринфельд Лия. Национализм: Пять путей к современности. М.: ПЕР СЭ, 2008.

 

http://libgen.io/book/index.php?md5=6377653BDB911DC48FAEA4A9E33158FF (английский оригинал)

 

http://www.twirpx.com/file/1258416/ (русский перевод)

 

6.         Шевеленко Ирина. Модернизм как архаизм: национализм и поиски модернистской эстетики в России. М.: НЛО, 2017.

 

7.         Раку М. Музыкальная классика в мифотворчестве советской эпохи. М.: Новое литературное обозрение, 2014.

 

8.         Уортман Р. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. Т. 1, 2. М.: ОГИ, 2002.http://padabum.com/d.php?id=40991

 

9.         Зорин А.Л. Появление героя: Из истории русской эмоциональной культуры конца XVIII – начала XIX века. М.: Новое литературное обозрение, 2016. 

10.      Гинзбург Карло. Сыр и черви: Картина мира одного мельника, жившего в XVI в. М.: РОССПЭН, 2000.http://www.e-reading.club/bookreader.php/117891/Ginzburg_-_Syr_i_chervi.pdf

11. Эспань М. История цивилизаций как культурный трансфер / Пер. с франц. под общей редакцией Е. Дмитриевой. М.: НЛО, 2018.

12. Особый путь: от идеологии к методу / Сост. Т. Атнашев, М. Велижев, А. Зорин. М.: НЛО, 2018.

 

 



Направления исследований и приблизительные темы работ:

  • история советского образования, советской детской культуры, память о советском детстве сегодня;

  • история русской культуры конца XVIII -- начала XIX века;

  • современная инфраструктура образования и детских развлечений;

  • история гуманитарных наук в XX веке.

 

Примеры тем:

1.         Настольные игры как форма современных городских культурных практик.

 

2.         Сборники песен в русской литературе и бытовых практиках  XVIII—XIX веков (на материале изданий, хранящихся в Российской государственной исторической библиотеке и Российской государственной библиотеке).

 

3.         Домашние альбомы в русской культуре XVIII—XIX веков (работа может быть осуществлена только на архивном материале).

 

4.         Школьная форма в современной России как социокультурный феномен (могут быть затронуты различные аспекты проблемы от дизайна и моды, до вопроса социальных и вкусовых противоречий и поиска консенсуса).

 

5.         Детское книгоиздание 2000-х – 2010-х как одно из направлений формирования новой детско-родительской культуры.

 

6.         Идея раннего развития детей в российской культуре 1990-х – 2010-х годов.

 

7.         Письма читателей к писателю как советский культурный институт.

 

8.         Письма читателей в издательства / периодические издания как советский культурный институт.

 

9.      “Бумажные” записные книжки в цифровую эпоху.

10. “Бумажные” архивы в цифровую эпоху: способы хранения, дигитализации, сосуществование “бумажных” и цифровых архивов.

11.      Старые и новые формы музыкально-досуговых практик для детей дошкольного возраста.

12.      Профессия аниматора в постсоветской России: генезис и развитие.

13.      Современные формы хранения и презентации семейных архивов.

14.      Волонтерство в жизненном мире современного горожанина/горожанки.

15.      Игры и популярные развлечения как элемент повседневной культуры России XVIII века (на материале изданий, хранящихся в Российской государственной исторической библиотеке).

16.      Жанры книги “стихов с фотографиями” и “прозы с фотографиями” в современной русской литературе.

17. Советское школьное кино: идеи нормативности, горизонт утопии, ностальгические модусы изображения.

18. Медиатизация темы школьного буллинга в современной России

 

Мохов Сергей Викторович svmohov.hse@gmail.com

Книги для реферирования (курсовая 1 года обучения):

  • Laqueur Thomas. The Work of the Dead: A Cultural History of Mortal Remains. Princeton: Princeton University Press, 2015. 736 p.

  • Laderman G. Rest in Peace: A Cultural History of Death and the Funeral Home in Twentieth-Century America. New York: Oxford University Press, 2003. 245 p.

  • Khapaeva Dina. The Celebration of Death in Contemporary Culture. Michigan Publishing, University of Michigan Press, 2017. 264 p.

  • Green James W., Beyond a Good Death : The Anthropology of Modern Dying. Philadelphia, PA: University of Pennsylvania Press, 2008. 272 p.

Примерные темы работ:

  • Смерть и цифровая культура: онлайн кладбища, “полиция скорби”, горе и скорбь в эпоху медиа

  • Медицинская антропология: хосписное движение и паллиативная помощь

  • Мертвое тело в популярной культуре: сериалы, тв-шоу, современное искусство

  • Новые цифровые технологии в похоронной индустрии

  • Проблемы сознания и воображаемое бессмертия: связь тела и души и новые практики символического бессмертия

  • Смерть и умирание в социальных исследованиях: обзор основных направлений

  • От готов до death awareness movement и death positive: смерть как фактор для новых субкультур

 

Небольсин Даниил Игоревич

 

Направления исследований и приблизительные темы работ:

 

1.         Проблематика телесности в современных теориях зрительного восприятия

 

2.         Стратегии междисциплинарности в современной эстетике

 

3.         «Структуры чувствования» Р. Уильямса

 

4.         Теории изобразительной репрезентации в аналитической философии

 

 

 

Носачев Павел Георгиевич

 

Книги для реферирования (курсовая 1 года обучения):

 

1.      Руднев В. Гурджиев и современная психология.—М.: 2010.

 

2.      Эко У. Роль читателя: Исследования по семиотике текста. - М.: 2007.

 

3.      Андреев А.И. Гималайское братство: Теософский миф и его творцы. - СПб.: 2008.

 

4.      Элиаде М. Йога: Свобода и бессмертие. - СПб: 2004.

 

5.      Элиаде М. Шаманизм: Архаические техники экстаза. – М.: 1999.

 

6.      Райан В. Баня в полночь: Исторический обзор магии и гаданий в России.—М.: 2006.

 

7.      Сэджвик М. Наперекор современному миру: Традиционализм и тайная интеллектуальная история ХХ века. М.: НЛО, 2014.

 

8.      Найт П. Культура заговора. Ультракультура 2.0, 2010.

9.    Фаликов Б. З. Величина качества. Оккультизм, религии Востока и искусство XX века. М.: НЛО, 2017.

10.     Кузьмишин Е. Масонство. М.: Ганга, 2016.

 

Примерные темы курсовых работ:

 

1.   Проблема пределов интерпретации в семиотической теории У.Эко.

 

2.   Миф о таинственных учителях в западном эзотеризме.

 

3.   Диалектика сакрального и профанного в творчестве М. Элиаде

 

4.   Теория оккультуры К. Партриджа

 

5.   Западный эзотеризм и массовая культура

 

6.   Советское эзотерическое подполье

 

7.   Теории заговора в массовой культуре

Плотников Константин Иванович

Книги для реферирования на 1 курсе:

  1. Barrett Watten. The constructivist moment: from material text to cultural poetics. Wesleyan university press. Middletown, Connecticut. 2003.

  2. The Russian Avant-Garde and Radical Modernism. An Introductory Reader.  Edited by Dennis G. Ioffe and Frederick H. White. Boston 2012.

  3. The Dada Seminars. Edited by Leah Dickerman with Matthew S.Witkovsky. Washington, DC : Center for Advanced Study in the Visual Arts, National Gallery of Art, in association with D.A.P./Distributed Art Publishers, 2005.

  4. Гирин Ю.Н. Картина мира эпохи авангарда. Авангард как системная целостность.М, ИМЛИ РАН, 2013.

  5. Михаил Ямпольский. Парк культуры. Культура и насилие в Москве сегодня. М.: Новое Издательство, 2018.

  6. Нильс Лунинг Прак. Язык архитектуры. Очерки архитектурной теории. М.: РАНХиГС, 2017.

  7. Слотердайк П. Критика цинического разума. Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2001.

  8. Фещенко В. Литературный авангард на лингвистических поворотах. СПб, Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2018.

  9. Данто А. Что такое искусство? М,  Ad Marginem, 2018.

 

Направления исследований и приблизительные темы работ:

  1. Современные теории модернизма и авангарда

  2. Русское искусство конца XIX начала XX вв.

  3. Междисциплинарные исследования проекта авангарда

  4. Радикальные и экспериментальные художественные практики XX в.

  5. История кураторства

  6. Роль куратора в современной культуре

  7. История выставочной деятельности (XX век)

  8. Роль и значение художественных институций в современном мире

  9. Институциональная критика (теоретические аспекты)

 

Рогинская Ольга Олеговна

 

Книги для реферирования (курсовая 1 года обучения):

  1. Томэ, Д., Шмид, У., Кауфманн, В. Вторжение жизни. Теория как тайная автобиография [Текст] / пер. с нем. М. Маяцкого; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа эконо- мики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. — 336 с. — (Исследования культуры). — 1000 экз. — ISBN 978-5-7598-1538-9 (в пер.). — ISBN 978-5-7598-1608-9 (e-book).

  2. Иглтон, Т. Идея культуры [Текст] / пер. с англ. И. Кушнаревой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. — 192 с. — (Исследования культуры). — 1000 экз. — ISBN 978-5- 7598-0838-1 (в пер.).

  3. Лилти А. Публичные фигуры: Изобретение знаменитости (1750–1850) / Редактор И.В. Булатовский. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2018. - 496 с. Тираж 2000 экз.

  4. Косинский Дариуш. Польский театр. Истории / Научный редактор Наталия Якубова. Перевод с польского Никольская Наталья, Ясинская Мария. М.: НЛО, 2018. 220 x 270 мм. Твердый переплёт. 456 с. ISBN 978-5-4448-0911-2

  5. Давыдова Марина. Культура Zero. Очерки русской жизни и европейской сцены. М.: НЛО, 2018. 165 x 240 мм. Твердый переплёт. 328 с. ISBN 978-5-4448-0761-3

Направления исследований и приблизительные темы работ:

 

1.      Современный театральный процесс: драматическое, постдраматическое, перформативное (важен опыт поcещения театра и готовность работы в “театральном поле”).

 

2.      Практики (костюмного) переодевания, перевоплощения и  погружения (иммерсивности) в современной культурной ситуации.

 

3.      Зрелищные, театральные и перформативные аспекты проблематики персональной идентичности в современной культуре.

 

4.      Смешное, комическое, сатирическое в современной культуре. Трансформации жанра комедии в современной культуре (предполагается анализ конкретных кейсов).

 

 

 

Рондарев Артем Владиславович

 

Книги для реферирования (курсовая 1 года обучения):

 

1.      Adam Bradley. Book of Rhymes: The Poetics of Hip Hop. Published by BasicCivitas, A Member of the Perseus Books Group, 2009.

 

2.      Dan Laughey. Music and Youth Culture. Edinburgh University Press, 2006

 

3.      Erik Hannerz. Performing Punk. Palgrave Macmillan, 2015.

 

4.      Hilary Pilkington, Elena Omel’chenko and Al’bina Garifzianova. Russia’s Skinheads: Exploring and Rethinking Subcultural Lives. Routledge, 2010.

 

5.      Auslander, Philip. Performing glam rock: gender and theatricality in popular music. University of Michigan 2006

 

6.      Howard S. Becker. Outsiders: Studies in the Sociology of Deviance. London, 1963.

 

7.      King, Stephen A. Reggae, Rastafari, and the Rhetoric of Social Control. University Press of Mississippi,  2002.

 

8.      Nehring, Neil. Popular Music, Gender, and Postmodernism: Anger is an Energy. London, 1997.

 

Направления исследований и приблизительные темы работ:

 

1.      Панк как политическое движение: методы, структуры, формы высказывания.

 

2.      Хип-хоп как форма консервативной оппозиции существующему либеральному глобализационному порядку.

 

3.      Понятие аутентичности в рок- и поп-музыке: политические, идеологические и эстетические импликации.

 

4.      Советская и постоветская поп- и рок-музыка: отличительные черты, целеполагание, формы статусных иерархий.

 

5.      Эмансипация диссонанса у Шенберга и эмансипация шума у Кейджа: политические, идеологические и эстетические основания.

 

6.      Электронная музыка как уникальная форма высказывания: структурные, методологические и психологические особенности.

 

7.      Социальное значение поп-музыки.

 

8.      Понятие смысла в музыке: исторические основания, коммуникативные проблемы и эмпирические доказательства и/или опровержения.

 

9.      Трансформация социальных значений рок-музыки: от молодежного формата к универсальному высказыванию.

 

10.  Теодор Адорно и его теория музыкальной формы как выпавшего в осадок содержания: рациональные и когнитивные основы описания музыкального текста как текста исторического и социального.

 

11.  Поп-музыка как инструмент социализации слушателя/Поп-музыка как канал трансляции доминирующих социальных норм (обе темы можно соединить вместе, можно взять какую-то одну).  

 

 

 

Сосна Нина Николаевна

 

Книги для реферирования (курсовая 1 года обучения):

 

1.      Bennett J. (2009) Vibrant Matter: A Political Ecology of Things. Duke University Press.

 

2.      Fuller M. (2005) Media Ecologies. Materialist Energies in Art and Technoculture. Cambridge, MA and London, England: The MIT Press.

 

3.      Latour B. (2013) An Inquiry into modes of existence. Harvard University Press, Cambridge, Mass, 2013

 

4.      Parisi L. (2016) Instrumentality, or the Time of Inhuman Thinking. Доступно по ссылке:http://www.technosphere-magazine.hkw.de/p/27b96c50-1708-11e7-8e2c-df8794815e93.

 

5.      Thacker E. (2010) Biomedia. // M.B.N. Hansen, W.J.T. Mitchell (eds.) Critical Terms for Media Studies. Chicago University Press, pp. 117-130.

 

Направления исследований и приблизительные темы работ:

 

1.      Дискурсы о “модусах существования”, “формах жизни”

 

2.      Новая экология и визуальные исследования

 

3.      Современное технологическое искусство

 

(Предполагается, что конкретная тема формулируется в ходе обсуждения с учащимися)

 

 

 

Сувалко Александр Сергеевич (email:suvalko@gmail.com,t.me/suvalko)

 

Книги для реферирования (курсовая 1 года обучения):

  1. Скотт Д., Искусство быть неподвластным. Анархическая история высокогорий Юго-Восточной Азии, 2017.  

  2. Урри Дж., Как выглядит будущее, 2018.

  3. Куренной В. , Философия фильма упражнения в анализе, 2009.

  4. Illouz E. , Why Love Hurts: A Sociological Explanation, 2013.

  5. Jenner M., Netflix and the Re-invention of Television, 2018.

  6. Rowley S. , Movie Towns and Sitcom Suburbs: Building Hollywood’s Ideal Communities New York: Palgrave Macmillan, 2015.

  7. Groebner V., Retroland. Geschichtstourismus und die Sehnsucht nach dem Authentischen, 2018.

Направления исследований и приблизительные темы работ:

Полевые работы

  1. Генезис и современное положение производства фарфора в России на примере фабрики «Фарфор Вербилок»

  2. Независимые культурные центры: идеология и практики

  3. Индустрия антиквариата

  4. (Женский) охотничий туризм в современной России

  5. Кросовкоголовые: как устроено сообщество сникерхедов

Кино и сериалы

  1. Университет в массовой культуре

  2. Большой (малый) город в массовой культуре

  3. Ландшафты и кинематограф

  4. Образ рабочего в советском кинематографе  

  5. Сериалы Stranger things и Dark: ужасы взрослого мира для подростков

  6. Передовые практики в сфере охраны культурного наследия

Некоторые из обозначенных тем курсовых подразумевают работу в поле и в архивах на выбранном материале. Предполагается, что окончательная формулировка будущей работы будет скорректирована после совместного обсуждения.

 

 

 

Степанов Борис Евгеньевич

 

Книги для реферирования (курсовая 1 года обучения):

 

1.      Бахманн-Медик, Д. Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре. М.: Новое литературное обозрение, 2017

 

2.      Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. (и другие издания)

 

3.      Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004.

 

4.      Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение.  М.: Новое литературное обозрение, 2014.

 

5.      Зукин Ш. Культуры городов. М.: Новое литературное обозрение, 2015.

 

6.      Du Gay, P., Hall, S., Janes, L., Madsen, A. K., Mackay, H., Negus, K. Doing cultural studies: The story of the Sony Walkman. Sage; London, 2013. . (и другие издания)

 

7.      De Groot J. Consuming history: historians and heritage in contemporary popular culture. Routledge, 2009.

 

8.      Sobchack V. Screening Space. The American Science Fiction Film. New York: Ungar, 1997

 

9.      Staiger J. Perverse Spectators: The Practices of Film Reception. New York University Press, 2000

 

10.  Watson N. The Literary tourist: readers and places in Romantic and Victorian Britain. Basingstoke, UK: Palgrave Macmillan., 2006.

 

11.  Staiger U., Steiner H., Webber A. (ed.). Memory culture and the contemporary city: building sites. Palgrave Macmillan, London, 2009.

 

12.  Jenkins H. Convergence Culture: Where Old and New Media Collide. New York: New York University Press.2006

 

Примерная тематика работ для бакалавров 2- 4 курс и магистров (конкретные сюжеты и формулировки темы уточняются вместе с научным руководителем):

 

1.      Культурные исследования (cultural studies) и социология культуры. Исследования культуры в советском гуманитарном знании.

 

2.      История и память в современной культуре. Места памяти и коммеморативные практики в современной культуре. Память о советском в современной культуре.

 

3.      Репрезентация прошлого в масс-медиа и популярной культуре. Исторические журналы и популярные издания по истории. История в локальных сообществах и традиции краеведения.

 

4.      Литература, искусство и кинематограф как объект социологического анализа. Жанровая литература и жанровое кино. Теория и практика рецептивных исследований. Культовое кино, кинофорумы и интернет-архивы. Культовое кино, кинофорумы и интернет-архивы.

 

5.      Культурные институты в современной России. Жанровая литература и жанровое кино в советской и постсоветской литературе. Кинематограф и литература как источник анализа советского общества. Рецепция советского кино в современной культуре. Тема космоса в советской культуре.

 

6.      Город как лаборатория современной культуры. Культурное устройство городского пространства и его медийная реперезентация. Историчность городской среды. Литературная репрезентация города. Туризм и экскурсии как феномен современной культуры.

 

 

 

Хестанов Руслан Заурбекович

Книги для реферирования (курсовая 1 года обучения):

 

1.      П. Вирильо. Машина зрения. С-Пб.: Наука, 2004.

 

2.      Льюис Мамфорд. Миф машины. М.: Логос, 2001.

 

3.      F. Cusset. French Theory. Foucault, Derrida, Deleuze & Cie et les mutation de la vie intellectuelle ays États-Unis. La Découverte: 2003.

 

4.      Donzelot, J. The policing of families. Random House: 1979.

 

5.      Bauman, Zigmunt.  Zygmunt Community_ Seeking Safety in an Insecure World-Polity. 2001.

 

6.      Дж. Урри. Социология за пределами обществ. Виды мобильности для XXI столетия. Москва: ИД Высшей школы экономики, 2012.

 

7.      Д. Хезмондалш. Культурные индустрии. Москва: ИД Высшей школы экономики, 2014.

 

 

 

Направления исследований и приблизительные темы работ:

 

1.      Политическая теология Средневековья (Эрнст Канторович)

 

2.      История и теория кибернетических движений

 

3.      Влияние кибернетики (кибернетического движения) на психоанализ, политическое знание и науки о медиа (знание хотя бы одного из языков крайне желательно: английского, французского или немецкого).

 

4.      Дискурс/риторика собственности (обладания)

 

5.      Происхождение корпоративности.

 

6.      Прото-националистический дискурс/ Генезис представлений о родине.

 

7.      Культурная политика в СССР в довоенный период (по материалам партийных съездов).

 

8.      Политическая антропология Пьера Кластра ( знание франц. и англ. языка крайне желательно).

 

9.      Культурные политики (о генезисе и целях КП, но также о КП корпораций и отдельных государств).

 

10.  Роль культурной политики в государственном строительстве.

 

11.  “Моральные” технологии изменения общества и личности (современные культурные политики).

 

12.  Подозрительность и теории заговора.

 

13.  Культура старости.

 

14.  Структуры биографических повествований (предполагается полевая работа и самостоятельный сбор биографических интервью)

 

15.  Трансформация религиозных практик

 

 

 

Чухров Кетеван Карловна

 

Направления исследований и приблизительные темы работ:

 

Темы обсуждаются с преподавателем

 

Саламова Земфира Каурбековна

 

Книги для реферирования (курсовая 1 года обучения):

 

The Routledge Companion to Media Fandom / Ed. by Melissa A. Click and Suzanne Scott. NY & L.: Routledge, 2018. 462 p.

 

Abigail De Kosnik. Rogue Archives: Digital Cultural Memory and Media Fandom. Cambridge, Massachusetts; London, England: The MIT Press, 2015. 430 p.

 

Shadow Libraries: Access to Knowledge in Global Higher Education / Ed. by Joe Karaganis. Cambridge, Massachusetts; London, England: The MIT Press, 2018. 313 p.

 

Henry Jenkins et al. By Any Media Necessary: The New Youth Activism. NY: New York University Press, 2016. 347 p.

 

Антуан Лилти. Публичные фигуры: Изобретение знаменитости 1750-1850. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2018. 495 стр.

 

Ян Пламер. История эмоций. М.: НЛО, 2018. 561 стр.

 

Направления исследований:

 

  • Новые медиа-жанры;

  • Проблема авторства в современной популярной культуре;

  • Культура соучастия (participatory culture);

  • Медиа и эмоции.





Шулятьева Дина Владимировнаdshulyatyeva@hse.ru,dsh64@yandex.ru.

 

Книги для реферирования:

Раш М. Новые медиа в искусстве. М.: Ад Маргинем, 2018.

Манович Л. Язык новых медиа. М.: Ад Маргинем, 2018.

Грей Г. Кино: визуальная антропология. Пер. с англ. М.С. Неклюдовой. М.: Новое литературное обозрение, 2014.

Рансьер Ж. Эмансипированный зритель. Нижний Новгород: Красная ласточка, 2018.

Aumont J. La Couleur en cinéma. Paris : Cinémathèque française, 1995.

Bordwell D. Narration in the Fiction Film. Madison: University of Wisconsin Press, 1985.

Chion M. The Voice in Cinema. New York: Columbia University Press, 2008.

Chion M. Words on Screen. New York: Columbia University Press, 2017.

Cléder J . Entre littérature et cinéma. Les affinités électives. Paris : Armand Colin, 2012.

Cubbit S. The Cinema Effect. Cambridge (Mass.): The MIT Press, 2005.

Gaudreault A. Film and Attraction: From Kinematography to Cinema. Champaign: University of Illinois Press, 2011.

Gaudreault A. From Plato to Lumière. Narration and Monstration in Literature and Cinema. University of Toronto Press, 2009.

Petho Á. Cinema and Intermediality: the Passion for the In-between. Newcastle: Cambridge Scholars, 2011.

 

Направления исследований:

  • Интермедийные взаимодействия (сюрреализм: кино - фотография - литература - театр; новая волна – новый роман – новый театр), трансформации, пересечения.

  • Экспериментальное кино (эксперименты с наррацией, речью, звуком, цветом и пр.).

  • Визуальное и словесное у Ж.-Л. Годара, А. Роб-Грийе, С. Беккета, Ж. Кокто, А. Рене, Ш. Акерман, Д. Джармуша и др.

  • Литературные техники в кинематографе (слово и чтение в кино, «поэтическое» кино, интертекст и пр.).

  • Диалог в кино.