Независимый экзамен по русскому языку как иностранному призван оценить у иностранных студентов НИУ ВШЭ уровень владения русским языком, необходимый для целей академического общения, и определить, готовы ли иностранные студенты использовать русский язык в качестве средства обучения на различных академических программах. Экзамен является обязательной частью учебной программы и проводится ежегодно.
Цель освоения дисциплины
Определить уровень сформированности умений академической и профессиональной коммуникации на русском языке в четырех видах речевой деятельности (чтение, аудирование, письмо и говорение).
Планируемые результаты обучения
● читать и понимать тексты на русском языке.
● уверенно использовать широкий спектр лексических единиц и грамматических структур русского языка для достижения целей письменного общения.
● создавать логичные, развернутые, связные и аргументированные письменные тексты.
● воспринимать на слух и понимать устные высказывания на повседневные, социокультурные и общенаучные темы.
● уверенно использовать широкий спектр лексических единиц и грамматических структур русского языка для достижения целей устного общения.
● создавать логичные, развернутые, связные и аргументированные устные высказывания.
Содержание учебной дисциплины
Чтение
Письмо
Аудирование
Говорение
Элементы контроля
Чтение
В раздел включены тестовые вопросы разных типов, в частности, вопросы с выбором одного правильного ответа, вопросы на установление правильной последовательности, вопросы с выбором всех правильных ответов, вопросы на выбор верных утверждений, задания на дополнение и др.
Количество заданий и их последовательность в каждой части могут варьироваться. На выполнение заданий раздела «Чтение» отводится 60 мин.
Письмо
В задании 1 студенты должны написать электронное письмо, ответив на вопросы, данные в задании. В задании 2 студенты должны написать сочинение-рассуждение на основе визуальной информации, представив свою позицию по обозначенной проблеме и приведя обоснованные, структурированные и развернутые аргументы, подкрепленные примерами. Тематика сочинений-рассуждений – социокультурные и общенаучные вопросы. Выполнение заданий предполагает, что студенты продемонстрируют не только лексико-грамматические знания и навыки, но также владение стилистическими средствами разных жанров, средствами и способами логической связи, дискурсивными маркерами.
На выполнение двух заданий раздела «Письмо» отводится 60 мин. (электронное письмо (20 мин.) и сочинение-рассуждение (40 мин.)
Аудирование
Раздел включает тестовые вопросы разных типов, включая, в частности, вопросы с выбором одного правильного ответа, вопросы на установление правильной последовательности, вопросы с выбором всех правильных ответов, вопросы на выбор верных утверждений, задания на дополнение и др.
Количество заданий и их последовательность в каждой части могут варьироваться. На выполнение всех трех частей раздела «Аудирование» студентам отводится около 25 мин.
Говорение
Задание 1 предполагает, что студенты продемонстрируют умения создания развернутого монологического высказывания на заданную тему. Студентам дается 1 минута на подготовку ответа по обозначенной проблеме. Задание 2 направлено на проверку уровня сформированности умений неподготовленной диалогической речи. В этом задании студенты должны ответить на вопросы, представив логичные и структурированные ответы, подкрепленные аргументами и примерами. Затрагиваемые темы в каждом из заданий могут касаться повседневного, социокультурного и общенаучного круга вопросов.
На выполнение двух заданий раздела «Говорение» отводится около 15 мин.
Программа дисциплины
Аннотация
Цель освоения дисциплины
Планируемые результаты обучения
Содержание учебной дисциплины
Элементы контроля
Промежуточная аттестация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Рекомендуемая дополнительная литература
Авторы