Курс «История и основы межкультурных коммуникаций » посвящен межкультурному общению и пониманию специфики социокультурных различий в коммуникациях, особенностям и ценностям различных народов и обществ. Акцент сделан на понимании важности культурного разнообразия и умении работать с мультикультурными командами, способности анализировать культурные аспекты и выявлять возможные конфликты или проблемы в межкультурном взаимодействии, умении работать в мультикультурной среде и адаптироваться к различным культурным контекстам
Цель освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины являются:
• изучение основных направлений/парадигм теории межкультурных коммуникаций, основные модели, термины, категориальный аппарат;
• анализ различных уровней межкультурной коммуникаций: межличностный, в группе, массовый;
• понимание вопросов глобализации и транснационализма, перемен и рост значения понимание других культур, необходимого для интеграции
• понимание универсального, релятивистского и диалогического подходов к изучению межкультурной коммуникации
• изучение межкультурного взаимодействия: культурная диффузия, культурный конфликт
• изучение субкультур и их взаимодействия с доминантной культурой
Планируемые результаты обучения
Формулировать и распознавать основные концепты межкультурной коммуникации
Оценивать проблемы межкультурных коммуникации
Дифференцировать основные проблемы межкультурных коммуникаций
Выделять отличительные особенности теории межкультурных коммуникаций, адаптации, культурных изменений
Содержание учебной дисциплины
Становление межкультурных коммуникаций как области знаний
Виды и уровни межкультурной коммуникации
Научные парадигмы в исследованиях межкультурных коммуникаций
Культурная грамотность
Межкультурные коммуникации и аккультурация
Кросс-культурная теория адаптации
Культурные паттерны
Идентичность
Теоретико - методологические подходы к изучению субкультур
Незападные теории межкультурной коммуникации. Транснационализм. Мультикультурная идентичность
Элементы контроля
Работа на семинаре
Домашнее задание 1
Домашнее задание 2
Промежуточная аттестация
2025/2026 2nd module
0.25 * Домашнее задание 1 + 0.25 * Домашнее задание 2 + 0.5 * Работа на семинаре
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Hofstede, G. (1984). Cultural Dimensions In Management And Planning. Asia Pacific Journal of Management, 1(2), 81–99. https://doi.org/10.1007/BF01733682
Введение в теорию межкультурной коммуникации : учеб. пособие для вузов, Садохин, А. П., 2015
Идентичность и цикл жизни. - 978-5-4461-2364-3 - Эриксон Эрик - 2023 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/391733 - 391733 - iBOOKS
Межкультурная коммуникация в информационном обществе : учебное пособие, Таратухина, Ю. В., 2019
Модели культуры, Бенедикт, Р., 2023
Таратухина, Ю. В. Межкультурная коммуникация. Семиотический подход : учебник и практикум для вузов / Ю. В. Таратухина, Л. А. Цыганова. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 188 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17097-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/564976 (дата обращения: 04.07.2025).
Таратухина, Ю. В. Межкультурная коммуникация в информационном обществе : учебное пособие / Ю. В. Таратухина, Л. А. Цыганова, Д. Э. Тколенко ; Нац. исслед.ун-т «Высшая школа экономики». - 2-е изд. - Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. - 258 c. - ISBN 978-5-7598-1424-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/1209250
Таратухина, Ю. В., Культурный интеллект и культурная грамотность в постглобальном мире : монография / Ю. В. Таратухина, Л. А. Цыганова, Е. Ю. Горохова. — Москва : Русайнс, 2024. — 172 с. — ISBN 978-5-466-08321-7. — URL: https://book.ru/book/956615 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
Хотинец, В. Ю. Этническая идентичность и толерантность : учебник для вузов / В. Ю. Хотинец. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 121 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13109-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/563985 (дата обращения: 04.07.2025).
Рекомендуемая дополнительная литература
Brake, M. (1985). Comparative Youth Culture : The Sociology of Youth Cultures and Youth Subcultures in America, Britain and Canada. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=79714
Cultures and Organizations, Software of the mind. Intercultural Cooperation and Its Importance for survival. (2010). McGraw-Hill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.library.wur.nl.wurpubs.392270
Идентичность : стремление к признанию и политика неприятия, Фукуяма, Ф., 2024
Идентичность в информационном обществе, Емелин, В. А., 2018
Сепир, Э. Язык. Введение в изучение речи / Э. Сепир ; переводчик А. М. Сухотин. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 211 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05601-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/564200 (дата обращения: 04.07.2025).
Тлостанова, М. (2011). Деколониальность Знания И Преодоление Дисциплинарного Декаданса.
Преподаватель
Цыганова Любовь Александровна
Программа дисциплины
Аннотация
Цель освоения дисциплины
Планируемые результаты обучения
Содержание учебной дисциплины
Элементы контроля
Промежуточная аттестация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Рекомендуемая дополнительная литература
Авторы