• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
14
Апрель

В пандемию преподаватели вузов стали еще больше работать

В пандемию преподаватели вузов стали еще больше работать

© Высшая школа экономики

Рабочая неделя ученых стала еще длиннее в период пандемии. Этот эффект коснулся исследователей из разных стран вне зависимости от их пола и специализации, выяснила международная команда с участием ученых из НИУ ВШЭ. Продолжительность рабочего времени в пандемию составила около 51 часа в неделю против обычных 40. Увеличение количества рабочих часов в неделю, по-видимому, часть новой нормы академической среды. Результаты исследования опубликованы в журнале Plos One.

Пандемия COVID-19 сделала условия работы многих исследователей более неопределенными. Университетским ученым пришлось адаптироваться к новым способам организации учебного процесса, научиться разбираться в  онлайн-платформах для обучения, оценивать работу студентов и давать им качественную обратную связь.

Группа ученых из России, Португалии и Гонконга в 2020 году изучила, как кризис COVID-19 повлиял на рабочую нагрузку и распределение времени на выполнение рабочих задач их коллег. Сама работа стала результатом пандемии: авторы виделись только онлайн.

Респондентов для исследования отобрали случайным образом из числа авторов научных материалов (статей, тезисов конференций, книг и т.д.) в базе научного цитирования Scopus за 2019 год. Участников попросили заполнить анкету с вопросами о текущей рабочей нагрузке, а также о времени, которое ученые ожидали затратить на различные исследовательские, преподавательские и управленческие/служебные задачи и затратили на самом деле.

В первый раз респонденты заполняли анкету в мае 2020 года, во второй раз — в ноябре того же года. Было разослано 126 тысяч писем-приглашений. В первой волне исследования приняли участие 902 ученых со всего мира. Эффективная выборка составила 525 респондентов. Больше всего участников было из Соединенных Штатов Америки (104), Бразилии (49) и Италии (31). Выборка второй волны состояла из 169 участников. Наиболее широко были вновь представлены эти же страны.

Исследователей просили описать конкретную академическую задачу (например, научное руководство) и оценить, сколько времени они рассчитывали потратить на эту деятельность до пандемии (как если бы пандемии никогда не было) и во время нее.

Оказалось, что в среднем в 2020 году университетские ученые работали на три часа в неделю больше, чем в 2019-м. Продолжительность рабочего времени в пандемию составила около 51 часа в неделю против обычных 40 часов в доковидное время.

Основная причина увеличения рабочей нагрузки была связана с преподаванием и в меньшей степени — с выполнением административных обязанностей. Больше всего трудностей у ученых во время пандемии вызвала адаптация к новым методам обучения. Особенно много времени стало уходить на перенос образовательного процесса в онлайн-среду и обучение пользованию онлайн-платформами.

Ученым необходимо было разрабатывать новые способы оценки студенческих работ и обратной связи. Время общения со студентами также изменилось. Если раньше преподаватели встречались с ними в определенные рабочие часы, то в пандемию запросы от учащихся приходили в любое время в течение недели. Ответы на них увеличили нагрузку на преподавателей.

Одновременно с этим время, которое ученые тратили на исследовательскую работу, осталось прежним вне зависимости от пола и дисциплинарной области.

В то время как большая часть исследований воздействия пандемии COVID-19 на академическую среду посвящена возможностям изменения методов преподавания, а также давлению, которому ученые подвергались во время кризиса, новое исследование позволило рассмотреть пандемию как событие, которое подчеркнуло уже укрепившиеся тенденции переработки в академической среде.

Анна Панова

«Ученые и так работают больше нормы. А во время кризиса они стали трудиться еще больше, чтобы смягчить неопределенность в период пандемии. Это адаптивное поведение только усилило давно сформировавшуюся тенденцию. Причем такая стратегия могла быть как их собственным выбором, так и  результатом давления извне — со стороны университета или коллег», — комментирует Анна Панова, старший научный сотрудник Международной лаборатории институционального анализа экономических реформ ВШЭ. 

Мария Юдкевич

«Сверхурочная работа делает исследователей все более уязвимыми к стрессу и выгоранию. Во время пандемии установилась новая норма, когда ученые работают еще больше. Вопрос в том, насколько устойчива эта ситуация и каковы ее долгосрочные последствия. Это особенно интересно, так как в других производственных секторах, наоборот, серьезно рассматривается сокращение количества рабочих дней и часов для повышения производительности труда и качества жизни», — считает Мария Юдкевич, заведующая Международной лабораторией институционального анализа экономических реформ ВШЭ.