• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Экономика»

Научно - исследовательский семинар "Прикладная микроэкономика: рынки и институты"

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
8
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 1-3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар готовит студентов к самостоятельной исследовательской работе в области прикладной микроэкономики. Он предполагает активную самостоятельную работу студентов: чтение и анализ научных статей, презентации и оппонирования по текстам статей, участие в дискуссиях. В ходе семинара студенты также представляют проекты своих собственных выпускных квалификационных работ. Тексты статей для чтения меняются ежегодно, студентам предлагаются как ставшие классическими, так и совершенно новые исследования. ВКР студентов обсуждаются всеми участниками семинара, включая преподавателя и назначенного рецензента.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • получение систематизированного представления о современных направлениях исследования рынков и институтов в экономической науке;
  • • выбор предметного поля и обоснование предполагаемой темы дипломного исследования студента;
  • • овладение основными навыками научного поиска (работа с библиотечными базами научной периодики, знакомство с основными базами статистических данных в изучаемой области, ведущими журналами, энциклопедическими и статистическими регулярными изданиями);
  • • освоение навыков презентации научного исследования, оппонирования, ведения дискуссии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знакомство студентов с основными современными направлениями исследований рынков и институтов. Представление о предметном поле анализа прикладной микроэкономики и институциональной экономики, экономики общественного сектора.
  • Представления об основных доступных базах статистических данных, которые могут пригодиться в работе над дипломным исследованием, их достоинствах и недостатках
  • Систематизированные представления о современных направлениях исследования рынков и институтов в экономической науке
  • Навыки презентации научного исследования, оппонирования, ведения дискуссии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Научный поиск в исследовательской работе: статистические базы данных
    Занятие учит основным подходам к поиску и выбору необходимых для работы и адекватных статистических источников. Студенты получают представление об основных доступных базах статистических данных, которые могут пригодиться им в работе над дипломным исследованием. К занятию студенты готовят доклады по основным базам данных, разбирают их основные характеристики, достоинства и недостатки.
  • Знакомство с основными направлениями исследований рынков и институтов в современной экономической науке
    Первое занятие курса посвящено знакомству студентов с основными современными направлениями исследований рынков и институтов. На занятии проводятся представления преподавателей семинара. Студенты получают представление о предметном поле анализа прикладной микроэкономики и институциональной экономики, о той научной проблематике, которая предлагается им в качестве возможного направления дипломного исследования, они знакомятся с преподавателями, могут задать вопросы, сравнить предлагаемую тематику дипломных работ и сделать выбор собственной темы.
  • Примеры научных исследований
    Четыре блока занятий посвящены, соответственно, научным исследованиям частных рынков товаров или услуг, общественного сектора экономики, рынков труда и отдельных институтов. К каждому занятию ведущий данный блок преподаватель дает студентам статьи (материалы) для чтения, назначает докладчиков и оппонентов. На каждом семинаре проводится обсуждение отдельных статей. В течение этих занятий каждый студент должен один раз выступить докладчиком и один раз – оппонентом.
  • Методические вопросы подготовки, написания и презентации дипломного исследования бакалавра
    Преподаватель знакомит студентов с основными содержательными и формальными требованиями к дипломному исследованию бакалавра. Особое внимание уделяется вопросам построения эффективной презентации, на отдельных примерах разбираются типичные ошибки. Студентам предлагаются самостоятельные задания: из небольших текстовых фрагментов сделать 1-2 слайда.
  • Дипломные исследования студентов: презентации и обсуждения
    Занятия 3-го модуля целиком посвящены дипломным исследованиям студентов. В течение модуля каждый студент должен сделать доклад с презентацией своей исследовательской работы и выступить оппонентом по докладу другого студента. На занятиях студенты учатся отвечать на вопросы аудитории, вести дискуссию, объяснять свою точку зрения. Докладчики получают комментарии и предложения по своим исследованиям.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий доклад по научной статье
  • неблокирующий Оппонирование доклада по научной статье
  • блокирующий доклад по ВКР
  • неблокирующий Оппонирование доклада по ВКР
  • неблокирующий Активность на семинарах: участие в общих дискуссиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * Активность на семинарах: участие в общих дискуссиях + 0.25 * доклад по ВКР + 0.25 * доклад по научной статье + 0.125 * Оппонирование доклада по ВКР + 0.125 * Оппонирование доклада по научной статье
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alesina, A., & Fuchs-Schündeln, N. (2007). Good-Bye Lenin (or Not?): The Effect of Communism on People’s Preferences. American Economic Review, 97(4), 1507–1528. https://doi.org/10.1257/aer.97.4.1507
  • Coase, R. H. (2000). The Acquisition of Fisher Body by General Motors. Journal of Law and Economics, (1), 15. https://doi.org/10.1086/467446
  • Daron Acemoglu, Suresh Naidu, Pascual Restrepo, & James A. Robinson. (2014). Democracy Does Cause Growth∗. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.63429624
  • Guido Tabellini. (2010). Culture and Institutions: Economic Development in the Regions of Europe. Journal of the European Economic Association, (4), 677. https://doi.org/10.1111/j.1542-4774.2010.tb00537.x
  • Hal R. Varian. (2016). How to Build an Economic Model in Your Spare Time. The American Economist, (1), 81. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.sae.amerec.v61y2016i1p81.90
  • M. Keith Chen. (2013). The Effect of Language on Economic Behavior: Evidence from Savings Rates, Health Behaviors, and Retirement Assets. American Economic Review, (2), 690. https://doi.org/10.1257/aer.103.2.690
  • Paola Giuliano, & Antonio Spilimbergo. (2009). © notice, is given to the source. Growing Up in a Recession: Beliefs and the Macroeconomy. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.15474541
  • Polina Kozyreva, & Klara Sabirianova Peter. (2015). Economic change in Russia: Twenty years of the Russian Longitudinal Monitoring Survey. The Economics of Transition, (2), 293. https://doi.org/10.1111/ecot.2015.23.issue-2
  • Sergei Guriev, & Ekaterina Zhuravskaya. (2009). (Un)happiness in Transition. Journal of Economic Perspectives, (2), 143. https://doi.org/10.1257/jep.23.2.143
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • David H. Autor. (2019). Work of the Past, Work of the Future. AEA Papers and Proceedings, 1. https://doi.org/10.1257/pandp.20191110