• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Организационное поведение

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты

Программа дисциплины

Аннотация

Задачи учебной дисциплины Организационное поведение определяются общими требованиями, предъявляемыми к специалисту, обучающемуся по специальности «Экономика». Основными среди них являются: ознакомление слушателей с классическими и современными теориями управления организационным поведением; освоение слушателями методов анализа условий и факторов, влияющих на эффективность организации на трех уровнях: индивидуальном, групповом и организационном; овладение специальными психологическими знаниями в сфере управленческого общения, взаимодействия и ситуативного анализа; освоение методов оценки личных особенностей и профессионально важных качеств работников; развитие умения правильно понимать мотивацию трудовой деятельности сотрудников и эффективно использовать мотивационный потенциал персонала в организациях; развить умение использования современные технологии в управлении организационным поведением; формирование способности к адаптации теоретических знаний к особенностям конкретной культуры и организации; развитие умения правильно понимать вербальные и невербальные сигналы общения и эффективно использовать их в деловой практике; развитие умения анализа и прогнозирования организационное поведение человека и группы; развить умение использования современных техник делового общения в управлении организационным поведением. В результате освоения дисциплины студент должен: иметь представление: - о сущности, психологической структуре и основных психологических характеристиках деятельности человека; о теоретических основах поведения человека в условиях организации, в частности об особенностях индивидуального и группового поведения, социальных отношениях в организации, властных отношениях и проблемах лидерства в организациях, инновационном поведении в организации и факторах организационной эффективности; о новых направлениях развития теории и практики совершенствования системы организационного поведения; знать: особенности управления организационным поведением в условиях рыночной экономики; методы конструирования организации, формы влияния организационной структуры и организационной культуры на поведение работника; природу человеческой психики, роль воли, эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении людей; методы психологической диагностики личности; принципы эффективной коммуникации; общеупотребительные и частные методы воздействия на объект (индивида, группу, организацию) с целью получения необходимых результатов; уметь: давать психическую характеристику личности, ее темперамента, способностей и возможного поведения; анализировать причины и поступки (индивидуальные и групповые) людей в определенных условиях; организовывать пространство делового общения; распознавать признаки неискренности в общении; прогнозировать и корректировать поведение человека в организации; осуществлять социально-психологическое регулирование в трудовых коллективах; управлять поведением работников в различных ситуациях; создавать организации, работающие на принципах сотрудничества и сочетания общеорганизационных, групповых и индивидуальных интересов; владеть навыками: прогнозирования и корректировки поведение человека в организации; применять техники психологической самокоррекции. Дисциплина относится к базовой профильной части профессионального цикла дисциплин образовательной программы подготовки бакалавра. Дисциплина «Организационное поведение» связана с курсами «Менеджмент», «Эффективные коммуникации».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины Организационное поведение являются: изучение базовых категорий, понятий и исследовательских проблем анализа поведения человека в организации; формирование у обучающихся представления о закономерностях поведения человека на рабочем месте.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать: особенности управления организационным поведением в условиях рыночной экономики; методы конструирования организации, формы влияния организационной структуры и организационной культуры на поведение работника; природу человеческой психики, роль воли, эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении людей; методы психологической диагностики личности; принципы эффективной коммуникации
  • знать: общеупотребительные и частные методы воздействия на объект (индивида, группу, организацию) с целью получения необходимых результатов
  • уметь: давать психическую характеристику личности, ее темперамента, способностей и возможного поведения; анализировать причины и поступки (индивидуальные и групповые) людей в определенных условиях; организовывать пространство делового общения; распознавать признаки неискренности в общении; прогнозировать и корректировать поведение человека в организации
  • уметь: осуществлять социально-психологическое регулирование в трудовых коллективах; управлять поведением работников в различных ситуациях; создавать организации, работающие на принципах сотрудничества и сочетания общеорганизационных, групповых и индивидуальных интересов
  • иметь представление: о сущности, психологической структуре и основных психологических характеристиках деятельности человека; о теоретических основах поведения человека в условиях организации, в частности об особенностях индивидуального и группового поведения, социальных отношениях в организации, властных отношениях и проблемах лидерства в организациях, инновационном поведении в организации и факторах организационной эффективности
  • иметь представление: о новых направлениях развития теории и практики совершенствования системы организационного поведения
  • владеть навыками: прогнозирования и корректировки поведение человека в организации; применять техники психологической самокоррекции
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в организационное поведение
    Научный и «бытовой» подходы к анализу проблем в организации. Преимущества и ограничения научного подхода. Определение организационного поведения. Хотторнские эксперименты (Э.Мэйо): влияние производственных и социальных факторов на эффективность труда, неформальные группы в организации. Основные концепции организационного поведения. Базисные теоретические подходы. Система организационного поведения. Модели организационного поведения
  • Тема 2. Трудовая деятельность в организации. Психологические признаки труда. Психические регуляторы труда. Психологическая система профессиональной деятельности.
    Психологические особенности трудовой деятельности. Психологические признаки труда. Труд как фактор исторического развития человека. Системный подход к анализу трудовой деятельности. Понятие «психологическая система деятельности». Формирование мотивов профессиональной деятельности. Генезис мотивационной структуры профессиональной деятельности. Формирование цели профессиональной деятельности. Цель как результат, цель как уровень достижений. Нормативно одобренный способ деятельности (НОСД).
  • Тема 3. Мотивация профессиональной деятельности сотрудников организации
    Понятия «мотив», «мотивация» в психологии. Понятие «мотивация к труду». Структура профессиональных мотивов как характеристика профессионализма. Содержательные (А. Маслоу, К. Альдерфер, Д. Макклеланд, Ф. Херцберг), процессуальные теории мотивации (В. Врум, Э. Лоулер и Л. Портер, Э. Лок, С. Адамс) современные теории мотивации (теория справедливости в трудовой мотивации, теория атрибуции). Соотношение понятий «мотивация» и «стимулирование».
  • Тема 4. Подбор, расстановка, оценка и аттестация персонала
    Юридические, экономические, социально-психологические и социологические ас¬пекты оценки персонала в организации. Основные задачи и функции оценки персонала в организации. Системный подход в оценке персонала. «Центр оценки персонала» как комплексная система оценки персонала в организации. Методы оценки персонала в организации: количественные, качественные.
  • Тема 5. Конфликты в организации
    Определение понятия «конфликт» в психологии. Причины возникновения конфликтов в организации: распределение ресурсов, различия в целях, взаимозависимость задач, различия в представлениях и ценностях, неудовлетворительная коммуникации, несбалансированность рабочих мест, неправильный контроль, различия в манере поведения и жизненном опыте сотрудников, недостаточная мотивация. Функциональные и дисфункциональные последствия конфликтов в организации.
  • Тема 6. Лидерство и руководство в организации
    Сходство и различия понятий «лидерство» и «руководство». Классические исследования лидерства: исследования университетов штата Айова, Огайо, ранние Мичиганские исследования. Общепринятые теории лидерства: теория лидерских черт, групповая теория лидерства и теория обмена, теория лидерства «Путь-цель». Подходы к формированию кадрового резерва: отбор в кадровый резерв, развитие кадрового резерва, карьерное развитие сотрдуников.
  • Тема 7. Адаптация работника. Развитие персонала. Обучение в организации.
    Содержание и структура адаптации. Управление трудовой адаптацией. Области и базовые основания обучения персонала. Ключевые характеристики успешной программы обучения. Модель успешного обучения персонала. Оценка потребности в обучении. Определение целей обучения. Разработка и оценка обучающих материалов. Оценка обучения. Обучающиеся организации.
  • Тема 8. Рабочий стресс. Методы профилактики негативных функциональных состояний в труде. Профессиональное выгорание и эмоциональное выгорание в процессе трудовой деятельности
    Понятие функционального состояния человека. Научно-обоснованные подходы к нормализации стресса. Способы саморегуляции психологического состояния во время стресса. Формирование устойчивости к стрессу путем выработки резистентности к отдельным ситуациям. Психологическое выгорание в деятельности. Профилактика выгорания человека в труде.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Активность + 0.7 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 5-e изд., стер. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2013. - 576 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9776-0164-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/373936

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Лютенс, Ф. Организационное поведение [Электронный ресурс] / Ф. Лютенс; Пер. с англ. 7-го изд. - М : ИНФРА-М, 1999. - XXVIII, 692 с. - ISBN 5-86225-899-Х (русск.), ISBN 0-07-039180-7 (англ.). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/416225