• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Менеджмент

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина Менеджмент относится к дисциплинам профессионального цикла. Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: • знать основные понятия экономической теории и прикладных экономических дисциплин; закономерности функционирования современной экономики; основные особенности российского менеджмента, направления экономической политики государства; • уметь использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, быть способным анализировать социально значимые проблемы и процессы • владеть навыками командной работы. В результате освоения дисциплины студент должен: знать: • основные этапы формирования менеджмента как науки и профессии; • принципы развития и закономерности функционирования организации; • роли, функции и задачи менеджера в современной организации; • принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования; • типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования; • основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля; • виды управленческих решений и методы их принятия • основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая процессы коммуникации, лидерства и принятия решений, мотивации; • типы организационной культуры и методы ее формирования; • современные тенденции менеджмента. уметь: • ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; • анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию; • анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию; • организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач; • разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность • разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала организации; владеть: • методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль); • современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации; • навыками деловых коммуникаций. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Философия, Психология, Социология, Право. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин: Микроэкономика; Макроэкономика; Разработка и принятие управленческих решений; Теория организации; Управление человеческими ресурсами; Стратегический менеджмент; Корпоративное управление, а также при выполнении курсовых работ и выпускной квалификационной работы
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины Менеджмент является формирование базовых знаний и научного представления о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать: основные этапы формирования менеджмента как науки и профессии; принципы развития и закономерности функционирования организации; роли, функции и задачи менеджера в современной организации; принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования; типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования
  • знать: основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля; виды управленческих решений и методы их принятия; основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая процессы коммуникации, лидерства и принятия решений, мотивации; типы организационной культуры и методы ее формирования; современные тенденции менеджмента
  • уметь: ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию; анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию
  • уметь: организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач; разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность; разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала организации
  • владеть: методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль); современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации; навыками деловых коммуникаций
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Профессионализация управленческой деятельности
    Менеджмент как вид профессиональной деятельности. Вызовы времени для российской модели менеджмента. Деятельность экономическая и коллективная. Управлении, руководство, менеджмент. Объект и субъект управления. Процесс управления. Виды управленческого воздействия. Понятие организации. Концепция организации и ее развитие в 21 веке. Тримодальная организация. Материальная и нематериальная капитализация. Менеджер и предприниматель. Ролевые установки управленческого персонала по Г. Минцбергу. Основные навыки управления по Р. Кацу. Особенности управленческого труда. Продукт управленческого труда. Характеристики управленческого труда. Понятие роли руководителя. Роли менеджера по Г. Минцбергу: информационные, межличностные, связанные с принятием решений. Современная модель менеджера. Требования к менеджеру. Квалификационные уровни менеджера.
  • Тема 2. Постановка целей и функции управления
    Цели и целевые направления в организации. Требования к целям. Критерии группировки целей: по критерию времени, по содержанию, по приоритетности, по повторяемости. Декомпозиция главной цели. Дерево целей. Система управления по целям. Принципы системы управления по целям. Достоинства и недостатка управления по целям. Научные подходы в менеджменте. Традиционный. Процессный. Системный. Ситуационный.
  • Тема 3. Процесс принятия управленческих решений
    Проблемы в процессах менеджмента. Сущность и особенности управленческих решений. Виды управленческих решений. Формальные и неформальные решения. Свойства управленческих решений. Процесс принятия управленческих решений. Идентификация проблемы. Определение критериев, влияющих на решение. Распределение критериев по степени важности. Определение вариантов решения. Анализ вариантов решения.
  • Тема 4. Механизм управления и трудовая мотивация
    Методы управления. Административные. Экономические. Социально-психологические. Функция мотивации в менеджменте. Природа мотивации трудовой деятельности человека. Мотивационный менеджмент. Формирование стимулирующей трудовой среды. Мотивационная теория подкреплений.
  • Тема 5. Контроль как функция менеджмента
    Сущность контроля. Виды контроля. Процесс контроля. Традиционный и децентрализованный контроль. Условия эффективного контроля. Модель контроля с обратной связью. Развивающая обратная связь. Сбалансированная система показателей. Современные комплексные системы и технологии контроля: бенчмаркинг, контроллинг, TQM.
  • Тема 6. Статика менеджмента
    Разделение управленческого труда. Звено управления. Масштаб управления. Организационная структура. Уровни управления. Полномочия. Ответственность. Централизация и децентрализация. Департаментализация. Виды структур: функциональная, дивизиональная, матричная, командная, сетевая. Факторы, оказывающие влияние на организационную структуру
  • Тема 7. Коммуникации в управлении организацией
    Информация как технологическая основа менеджмента. Понятие управленческих коммуникаций. Функции коммуникации. Коммуникационный процесс. Виды и роли организационных коммуникаций. Коммуникационные каналы, их емкость. Формальные и неформальные коммуникации в организациях. Коммуникационные барьеры. Коммуникационные навыки. Умение слушать. Правила публичного выступления.
  • Тема 8. Власть и партнерство в менеджменте
    Власть как необходимое условие управления. Формальная и реальная власть. Характеристики власти. Источники власти. Виды власти. Экспертная власть. Власть примера. Традиционная власть. Власть информации. Власть принуждения. Власть вознаграждения. Власть над ресурсами. Власть связей. Управляемость как реакция на проявление власти. Позитивная реакция на проявление власти. Негативная реакция на проявление власти.
  • Тема 9. Лидерство в менеджменте
    Стандартизация управленческих процедур. Дисциплина. Стиль управления. Природа лидерства. Менеджер и лидер: сходства и различия. Формальный и неформальный менеджмент. Характерные черты лидера. Лидерство как ресурс менеджмента. Разновидности лидерства. Деловой лидер. Эмоциональный лидер. Ситуативный лидер. Поливалентный лидер. Анти-лидер. Латентный менеджмент.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий Экзаменационный тест
  • неблокирующий Активность студентов на занятии
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.18 * Активность студентов на занятии + 0.42 * Домашние задания + 0.4 * Экзаменационный тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Менеджмент : учебник для академического бакалавриата / Ю. В. Кузнецов [и др.] ; под редакцией Ю. В. Кузнецова. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 448 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9220-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/396183.
  • Теория организации : учебник для вузов, Дафт, Р. Л., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Практический менеджмент: Уч. пос. / Э.М. Коротков, М.Б. Жернакова, О.Н. Александрова; Под общ. ред. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 330 с.: 60x90 1/16 + ( Доп. мат. znanium.com). - (ВО: Магистратура). (п) ISBN 978-5-16-003828-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/468883