• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Направление подготовки

38.03.01 Экономика

Утверждение программы
Приказ от 15.08.2014 № 6.18.1-01/1508-10
Дата обновления паспорта
Протокол №9 экспертно-методический совет ИППС от 19.09.2019
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

4.5 года

Очно-заочная форма обучения, 240 з.е.

Язык реализации

RUS

Обучение ведётся на русском языке

Специализация
Не предусмотрена
Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Конкурентные преимущества программы

1. Учебный план ОП «Финансовый менеджмент» построен таким образом, чтобы сбалансировать формируемые у слушателей знания и практические навыки во всех смежных проекциях финансового управления:

знания в области построения учетных систем (бухгалтерский учет, управленческий учет и бюджетирование и т.д.) в коммерческой компании, необходимые для своевременного обеспечения финансовых менеджеров требуемой информацией для принятия решений;

умение проводить анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности компании, выявлять проблемные зоны и разрабатывать мероприятия по реорганизации бизнеса, обеспечивающие их устранение;

навыки планирования потребности и распределения финансовых ресурсов коммерческой компании, обеспечивающие максимизацию прибыли от ее основной деятельности;

навыки стратегического управления финансами с возможностью формирования  финансовых стратегий для различных направлений бизнеса и экономических ситуаций;

навыки управления инвестициями как в развитие компании, так и в рынок ценных бумаг, позволяющие увеличить стоимость бизнеса;

умение оценивать риски и предлагать программы развития компании.

2. Сотрудничество с успешными российскими компаниями, привлечение преподавателей-практиков дает  студентам уникальную возможность уже в процессе обучения подключиться к решению актуальных практических задач.

3. В учебном процессе широко используются активные методы обучения - кейсы, деловые игры, групповые проекты, которые позволяют научить современным подходам в управлении финансами компании и развить soft skills - навыки презентации, делового общения и работы в команде.

4. Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии обеспечивают возможность оперативного приема-передачи информации и обучения  в собственном темпе (self-paced learning).

Выпускники ОП «Финансовый менеджмент» будут востребованы в  коммерческих компаниях всех ключевых отраслей экономики. По окончании обучения выпускники также смогут трудоустроиться в аудиторские, консалтинговые, инвестиционные финансовые компании и банковские структуры по специальностям «финансовый менеджер», «финансовый аналитик-консультант», «специалист по финансам». Знания и навыки, приобретенные в процессе обучения, помогут выпускникам   в создании собственного бизнеса.

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Область профессиональной деятельности выпускников данной ОП включает:

сферу производства продукции и услуг, включая анализ спроса на продукцию и услуги и оценку их текущего и перспективного предложения, продвижение продукции и услуг на рынок, планирование и обслуживание финансовых потоков;  

сферу кредитования, страхования, операций на рынке ценных бумаг.

Объектами профессиональной деятельности выпускников данной ОП являются:

поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы и отношения.

Виды и задачи профессиональной деятельности, к которым преимущественно готовится выпускник.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники данной ОП:

  • проектно-экономическая;
  • аналитическая и научно-исследовательская;
  • организационно-управленческая.

Выпускник, освоивший программу бакалавриата с присвоением квалификации «бакалавр», готов решать следующие профессиональные задачи:

в проектно-экономической деятельности:

  • подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
  • проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы;
  • разработка экономических разделов планов предприятий различных форм собственности;

в аналитической и научно-исследовательской деятельности:

  • критическое осмысление эмпирических процессов в экономике и финансовой сфере, теоретических и прикладных методов их анализа;
  • поиск информации, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов;
  • обработка массивов экономических данных в соответствии с задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;
  • построение теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;
  • анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом;
  • подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов;
  • участие в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ;

в организационно-управленческой деятельности:

  • участие в разработке вариантов управленческих решений, обосновании их выбора на основе критериев экономической эффективности с учетом рисков и возможных финансовых последствий принимаемых решений;
  • организация выполнения порученного этапа работы;
  • оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта;
  • участие в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений коммерческой компании с учетом правовых, административных и других ограничений.

Результаты освоения образовательной программы

В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы универсальные  (УК) и профессиональные (ПК)  компетенции.

Универсальные компетенции:

УК-1

Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной

УК-3Способен решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза
УК-4Способен оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач в профессиональной деятельности
УК-5Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
УК-6Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, постановку целей и задач, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества
УК-7Способен работать в команде
УК-8Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения
УК-9Способен критически оценивать и переосмысливать накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность
УК-10Способен осуществлять производственную или прикладную деятельность в международной среде

 

Профессиональные компетенции:

ПК-1Способен сформулировать и обосновать собственную точку зрения по социально-экономическим процессам в России и в мире.
ПК-2Способен критически оценивать основные течения современной экономической науки, грамотно вести дискуссию по поводу аргументов в пользу каждого из них
ПК-3Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем
ПК-4Способен использовать нормативные правовые документы в своей деятельности
ПК-5Способен в профессиональной деятельности руководствоваться принципами социальной ответственности.
ПК-6Способен свободно общаться, выражать свои мысли устно и письменно, вести дискуссию
 

В проектно-экономической деятельности:

ПК-7Способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей,  характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
ПК-8Способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;
ПК-9Способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы  в соответствии с принятыми в организации стандартами;
 

В аналитической и научно-исследовательской деятельности

П-10Способен к постановке научно-исследовательских задач.
П-11Способен осуществлять сбор, анализ и обработку статистических данных, информации, научно-аналитических материалов, необходимых для решения поставленных экономических задач;
П-12Способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы;
П-13Способен на основе описания экономических процессов и явлений строить теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;
П-14Способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д.;
П-15Способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;
П-16Способен подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет, используя отечественные и зарубежные источники информации;
П-17Способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии;
П-18Способен к экспертному анализу и проектному консультированию на различных стадиях реализации проектов
П-19Способен к презентации результатов аналитической и исследовательской деятельности.
 

В организационно- управленческой деятельности

П-20Способен к обработке, хранению данных проектного и профессионального характера, распределению информации в соответствии с поставленными профессиональными задачами и ее распространению
П-21Способен самостоятельно организовать свою деятельность в рамках поставленных профессиональных задач
П-22Способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта
П-23Способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность
П-24Способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии;
П-25Способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий;
П-26Способен использовать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д.,  для принятия управленческих решений.
Характеристики образовательных модулей программы
МодульОбъем (кредит)Характеристика модуля
Б.О - общий цикл17

Безопасность  жизнедеятельности

Физическая культура

История

Философия

Дисциплины по выбору (2 из 4)

Социология

Право

Психология

Русский язык и культура речи
Б.Пр - профессиональный цикл (Major)163 
Б.Пр.Б - базовая часть50

Математика

Теория вероятностей и математическая статистика

Финансовая математика

Социально-экономическая статистика

Микроэкономика

Макроэкономика

Региональная экономика

Эконометрика
Б.Пр.БП - базовая профильная часть40 

Бухгалтерский учет и отчетность

Финансовый менеджмент

Финансовый анализ

Корпоративные финансы

Инвестиционный анализ

Рынок ценных бумаг

Управление инвестиционным портфелем

Управленческий учет

Б.Пр.ВП – вариативная профильная часть

 

Б.ДВ

73

Вариативные дисциплины программы, в том числе дисциплины по выбору студентов определяются в учебном плане

Б.М - дополнительный профиль20Свободный майнор
Б.ПД – практики, проектная и/или исследовательская работа37 
Проектная и научно-исследовательская работа 

Проектные семинары

Проекты

Курсовая работа

Подготовка ВКР
Практика Преддипломная (производственная) практика
Б.ГИА – государственная итоговая аттестация3Защита ВКР

 

Блок дисциплин общего цикла и базовой части профессионального цикла программы включает дисциплины, соответствующие стандарту высшего  образования  по направлению «экономика» с акцентом на экономическую  и математическую составляющие, как базу освоения дисциплин профессионального цикла.

  Содержание блока дисциплин  профессионального цикла (профильной и вариативной части)  обеспечивает  формирование прикладных профессиональных знаний  в сфере управления финансами.   

   В течение  4-го года обучения студенты участвуют в проектных семинарах и проектах, в рамках которых учатся решать конкретные прикладные задачи, работать в команде, реализовывать креативные идеи, управлять проектами, готовить презентации и защищать результаты своей работы.

  Производственная (преддипломная) практика  проводится на пятом курсе с целью получения опыта практического участия в финансово-экономической деятельности компании, сбора, систематизации и анализа данных для подготовки выпускной       квалификационной работы.

  Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной  квалификационная работа (ВКР) – заключительная аналитическая  работа выпускника, которая свидетельствует о его готовности к самостоятельной профессиональной деятельности. Государственная аттестационная комиссия выносит решение о присвоении квалификации и выдаче диплома бакалавра по направлению «Экономика».

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Финансовый менеджмент»

Перейти к содержанию программы