• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Направление подготовки

38.03.01 Экономика

Утверждение программы
Приказ от 15.08.2014 № 6.18.1-01/1508-10
Дата обновления паспорта
Протокол №9 экспертно-методический совет ИППС от 19.09.2019
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

4.5 года

Очно-заочная форма обучения, 240 з.е.

Язык реализации

RUS

Обучение ведётся на русском языке

Специализация
Не предусмотрена
Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Конкурентные преимущества программы

Инфраструктура финансового рынка нуждается в специалистах, обладающих глубокими знаниями в области экономики и финансов, понимающих устройство финансовых рынков, их взаимосвязь и владеющих навыками принятия инвестиционных и финансовых решений.  В реальном секторе экономики специалисты по ценным бумагам необходимы при проведении реструктуризации бизнеса, размещения денежных средств на финансовых рынках, проведения эмиссий ценных бумаг и привлечения капитала в компании, оценки стоимости привлекаемых финансовых ресурсов.

Краткосрочные программы подготовки специалистов фондового рынка для получения аттестата, дающего право работы на фондовом рынке, не дают системных знаний о финансовых рынках и не могут обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов рынка ценных бумаг.

Предлагаемая программа сочетает фундаментальную теоретическую базу по финансово-экономическим дисциплинам с изучением математического инструментария и прикладных дисциплин по рынку ценных бумаг, производных финансовых инструментов и инвестициям, что позволяет с высокой степенью вероятности заявлять, что выпускники программы бакалавриата «Финансовый рынок и инвестиции» будут востребованы в: 

  • паевых инвестиционных фондах;
  • инвестиционных компаниях, оказывающих услуги по доверительному   управлению ценными бумагами, осуществляющих брокерскую и дилерскую деятельность;
  • коммерческих банках, имеющих отделы по ценным бумагам и доверительному управлению средствами клиентов;
  • фондовых биржах;
  • финансовых службах крупных российских и зарубежных компаний реального сектора экономики.

Программа полезна и для  частных инвесторов, желающих разобраться во всем многообразии возможностей, которые предоставляет  современный российский фондовый рынок.

Сотрудничество с успешными российскими компаниями, привлечение преподавателей-практиков дает  студентам уникальную возможность уже в процессе обучения подключиться к решению актуальных практических задач.

Применение интерактивных методов обучения – интерактивные лекции, дискуссии, метод кейсов, мастер-классы, видео-лекции, метод проектов, работа в малых группах, публичные презентации способствует эффективному усвоению материала и формируют навыки командной работы. 

Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии обеспечивают возможность оперативного приема-передачи информации и обучения  в собственном темпе (self-paced learning).

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Область профессиональной деятельности выпускников данной ОП включает:

сферу производства продукции и услуг, включая анализ спроса на продукцию и услуги и оценку их текущего и перспективного предложения, продвижение продукции и услуг на рынок, планирование и обслуживание финансовых потоков;  

сферу кредитования, страхования, операций на рынке ценных бумаг.

Объектами профессиональной деятельности выпускников данной ОП являются:

поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы.

Виды и задачи профессиональной деятельности, к которым преимущественно готовится выпускник.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники данной ОП:

  • проектно-экономическая;
  • аналитическая и научно-исследовательская;
  • организационно-управленческая.

Выпускник, освоивший программу бакалавриата с присвоением квалификации «бакалавр», готов решать следующие профессиональные задачи:

в проектно-экономической деятельности:

  • подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
  • проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы;
  • разработка экономических разделов планов предприятий различных форм собственности;

в аналитической и научно-исследовательской деятельности:

  • критическое осмысление эмпирических процессов в экономике и финансовой сфере, теоретических и прикладных методов их анализа;
  • поиск информации, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов;
  • обработка массивов экономических данных в соответствии с задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;
  • построение теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;
  • анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом;
  • подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов;
  • участие в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ;

в организационно-управленческой деятельности:

  • участие в разработке вариантов управленческих решений, обосновании их выбора на основе критериев экономической эффективности с учетом рисков и возможных финансовых последствий принимаемых решений;
  • организация выполнения порученного этапа работы;
  • оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта;
  • участие в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений коммерческой компании с учетом правовых, административных и других ограничений.

 Результаты освоения образовательной программы

В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы универсальные  (УК) и профессиональные (ПК)  компетенции.

Универсальные компетенции:

УК-1Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной
УК-3Способен решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза
УК-4Способен оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач в профессиональной деятельности
УК-5Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
УК-6Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, постановку целей и задач, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества
УК-7Способен работать в команде
УК-8Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения
УК-9Способен критически оценивать и переосмысливать накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность
УК-10Способен осуществлять производственную или прикладную деятельность в международной среде

 

Профессиональные компетенции:

ПК-1Способен сформулировать и обосновать собственную точку зрения по социально-экономическим процессам в России и в мире.
ПК-2Способен критически оценивать основные течения современной экономической науки, грамотно вести дискуссию по поводу аргументов в пользу каждого из них
ПК-3Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем
ПК-4Способен использовать нормативные правовые документы в своей деятельности
ПК-5Способен в профессиональной деятельности руководствоваться принципами социальной ответственности.
ПК-6Способен свободно общаться, выражать свои мысли устно и письменно, вести дискуссию
 

В проектно-экономической деятельности:

ПК-7Способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей,  характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
ПК-8Способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;
ПК-9Способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы  в соответствии с принятыми в организации стандартами;
ПК-10Способен к постановке научно-исследовательских задач.
ПК-11Способен осуществлять сбор, анализ и обработку статистических данных, информации, научно-аналитических материалов, необходимых для решения поставленных экономических задач;
ПК-12Способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы;
ПК-13Способен на основе описания экономических процессов и явлений строить теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;
ПК-14Способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д.;
ПК-15Способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;
ПК-16Способен подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет, используя отечественные и зарубежные источники информации;
ПК-17Способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии;
ПК-18Способен к экспертному анализу и проектному консультированию на различных стадиях реализации проектов
ПК-19Способен к презентации результатов аналитической и исследовательской деятельности.
 

В организационно- управленческой деятельности

ПК-20Способен к обработке, хранению данных проектного и профессионального характера, распределению информации в соответствии с поставленными профессиональными задачами и ее распространению
ПК-21Способен самостоятельно организовать свою деятельность в рамках поставленных профессиональных задач
ПК-22Способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта
ПК-23Способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность
ПК-24Способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии;
ПК-25Способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий;
ПК-26Способен использовать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д.,  для принятия управленческих решений.
Характеристики образовательных модулей программы
МодульОбъем (кредит)Характеристика модуля
Б.О - общий цикл17

Безопасность  жизнедеятельности

Физическая культура

История

Философия

Дисциплины по выбору (2 из 4)

Социология

Право

Психология

Русский язык и культура речи
Б.Пр - профессиональный цикл (Major)162 
Б.Пр.Б - базовая часть50

Математика

Теория вероятностей и математическая статистика

Финансовая математика

Социально-экономическая статистика

Микроэкономика

Макроэкономика

Региональная экономика

Эконометрика
Б.Пр.БП - базовая профильная часть40

Финансовые рынки

Рынок ценных бумаг

Профессиональные участники фондового рынка и правовое регулирование рынка ценных бумаг

Производные финансовые инструменты

Фундаментальный анализ ценных бумаг

Технический анализ ценных бумаг

Управление инвестиционным портфелем

Финансовый менеджмент

Б.Пр.ВП – вариативная профильная часть


Б.ДВ
72

Вариативные дисциплины программы, в том числе дисциплины по выбору студентов определяются в учебном плане

Б.М - дополнительный профиль20Свободный майнор
Б.ПД – практики, проектная и/или исследовательская работа38 
Проектная и научно-исследовательская работа 

Проектные семинары

Проекты

Курсовая работа

Подготовка ВКР
Практика Преддипломная (производственная) практика
Б.ГИА – государственная итоговая аттестация3Защита ВКР

 

Блок дисциплин общего цикла и базовой части профессионального цикла программы включает дисциплины, соответствующие стандарту высшего  образования  по направлению «экономика» с акцентом на экономическую  и математическую составляющие, как базу освоения дисциплин профессионального цикла.

Содержание блока дисциплин  профессионального цикла (профильной и вариативной части)  обеспечивает  формирование прикладных профессиональных знаний  в сфере управления инвестициями.  

В течение  4-го года обучения студенты участвуют в проектных семинарах и проектах, в рамках которых учатся решать конкретные прикладные задачи, работать в команде, реализовывать креативные идеи, управлять проектами, готовить презентации и защищать результаты своей работы.

Производственная (преддипломная) практика  проводится на пятом курсе с целью получения опыта практического участия в финансово-экономической деятельности компании, сбора, систематизации и анализа данных для подготовки выпускной       квалификационной работы.

Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной  квалификационная работа (ВКР) – заключительная аналитическая  работа выпускника, которая свидетельствует о его готовности к самостоятельной профессиональной деятельности. Государственная аттестационная комиссия выносит решение о присвоении квалификации и выдаче диплома бакалавра по направлению «Экономика».

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Фондовый рынок и инвестиции»

Перейти к содержанию программы