• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Макроэкономика

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
9
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Макроэкономика» изучается на 2-ом курсе бакалавриата (1-4 модули). Курс предполагает изучение основных макроэкономических концепций и моделей, их использование для анализа экономических процессов. Особое внимание уделяется макроэкономической политике государства: целям, инструментам, правилам фискальной и монетарной политики, опыту антикризисного регулирования. В 1-2-м модулях изучаются основы макроэкономики, в 3-4-м модулях основное внимание уделяется проблемам открытой экономики, экономическому росту и вопросам экономической политики. Изучение макроэкономики базируется на таких дисциплинах, как математика, микроэкономика, английский язык. Дисциплина является обязательной и относится к числу дисциплин профессионального цикла. Основные положения курса «Макроэкономика» могут быть использованы в дальнейшем при изучении таких дисциплин, как «Экономика общественного сектора», «Экономическая и социальная статистика». Элементы контроля по дисциплине Макроэкономика включают работу на семинарских занятиях, 2 контрольные работы, 2 экзамена в конце 2-го и 4-го модулей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения данной дисциплины являются: овладение аналитическим аппаратом исследования макроэкономических проблем; получение более детального представления о разнообразных макроэкономических процессах; углубление навыков решения количественных задач; расширение представления о современных направлениях развития макроэкономики и новых областях ее применения; формирование экономического мышления и умения анализировать содержание макроэкономической политики правительства.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает классические и современные теории международной торговли.
  • Знает основные тождества, характеризующие взаимосвязи в открытой экономике. Понимает взаимосвязь внутренних секторов экономики с внешним миром.
  • Знает понятие, типы и факторы экономического роста. Знает модель роста Солоу, решает задачи с использованием этой модели. Знает модели эндогенного роста.
  • Знает причины и виды миграции, ее влияние на экономику отдающей и принимающей страны. Решает задачи на определение последствий миграции для рынков труда. Знает структуру международных потоков капитала, их влияние на экономики принимающих стран, способы регулирования.
  • Знает структуру платежного баланса и основные факторы, влияющие на платежный баланс.
  • Знает тарифные и нетарифные инструменты торговой политики. Решает задачи на определение потерь и выгод от использования этих инструментов.
  • На основе модели IS-LM студенты умеют объяснять последствия проведения фискальной и монетарной политики в краткосрочном периоде
  • Понимает и может сравнивать эффективность экономической политики в условиях фиксированного и плавающего валютного курса и разной мобильности капитала. Решает задачи с использованием модели краткосрочного равновесия в открытой экономике (IS-LM-BP).
  • Понимает и может сформулировать основные причины мирового финансового кризиса и особенности его протекания в российской экономике. Знает основные антикризисные меры, использовавшиеся фискальными и монетарными властями разных стран. Студент знает основные причины долгового кризиса (кризиса евро) в европейских странах и его последствия.
  • Понимает различие между номинальным и реальным валютным курсом. Умеет рассчитывать индекс реального валютного курса, обменный курс по ППС. Знает условия покрытого и непокрытого процентного паритета, умеет решать задачи на определение процентных ставок и курсов, соответствующих этим условиям. Понимает особенности проведения экономической политики в условиях разных режимов валютных курсов. Знает суть концепции "трилеммы политики"("невозможной троицы") и ее особенности в современных условиях.
  • Студент знает основные макроэкономические переменные, типы макроэкономических агентов и макроэкономических рынков; умеет объяснять макроэкономические взаимосвязи на примере четырёхсекторной модели экономики
  • Студент понимает модель кейнсианского креста и умеет объяснять механизм влияния различных инструментов фискальной политики на экономику
  • Студент понимает различия между активной и пассивной политикой; политикой правил и дискреционной политикой. Знает правила фискальной и монетарной политики и решает соответствующие задачи. Может объяснить влияние неопределенности, ожиданий экономических агентов, доверия на результаты экономической политики. Знает суть концепции "несогласованности экономической политики", политического бизнес-цикла.
  • Студент понимает, на какие группы делится население, знает виды безработицы и умеет объяснять характер взаимосвязи безработицы и ВВП на примере закона Оукена
  • Студент умеет объяснять виды, причины и издержки инфляции; понимает последствия неожиданной инфляции и отличие номинальной ставки процента от реальной.
  • Студент умеет объяснять различные методы подсчёта ВВП, отличать номинальный ВВП от реального и объяснять, с помощью каких способов можно определять индексы цен, а также достоинства и недостатки различных индексов.
  • Студенты понимают отличие краткосрочного равновесия от долгосрочного, а также механизм влияния фискальной и монетарной политики на экономику в краткосрочном и долгосрочном периоде
  • Студенты понимают функции центрального банка, механизм работы коммерческих банков, умеют объяснять процесс создания денежной массы коммерческими банками и механизм влияния монетарной политики на экономику
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в макроэкономику
  • Система национальных счетов. Номинальный и реальный ВВП, индексы цен
  • Безработица. Экономический цикл.
  • Инфляция
  • Равновесие на товарном рынке. Фискальная политика.
  • Равновесие на рынке денег. Банковская система и монетарная политика.
  • Модель IS-LM
  • Совокупный спрос, совокупное предложение. Модель AD-AS.
  • Открытая экономика. Введение.
  • Теории международной торговли
  • Внешнеторговая политика
  • Платежный баланс
  • Международное движение факторов производства.
  • Валютный курс
  • Особенности экономической политики в условиях финансового и долгового кризисов.
  • Общие проблемы макроэкономической политики в современной экономике
  • Экономический рост
  • Экономическая политика в открытой экономике
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий экзамен - письменная работа
    Экзамен по курсу макроэкономики проводится в 4-ом модуле в письменной форме в аудитории или на платформе Zoom в зависимости от режима работы университета. Пересдачи проходят в аналогичной форме, содержание заданий на пересдаче аналогично содержанию заданий экзамена и соответствует программе курса. Итоговая оценка за второй семестр определяется по формуле путем подстановки в нее оценки, полученной на экзамене, пересдаче или комиссии. Итоговая оценка по курсу (за год) выводится как средняя из двух оценок -– за первый и второй семестр - с весами 0, 5 у каждой, .при этом оценки за каждый семестр должны быть положительными. Продолжительность экзамена 1 час 20 минут.
  • неблокирующий контрольная работа №3
  • неблокирующий работа на семинарских занятиях, в том числе на онлайн-семинарах
  • неблокирующий контрольная работа № 2
    Правила проведения контрольной работы № 2 по Макроэкономике 1. Контрольная работа № 2 является последним элементом контроля по дисциплине Макроэкономика, предусмотренным во втором модуле. 2. Контрольная работа № 2 по Макроэкономике (далее Элемент контроля) проводится в письменном виде, с применением дистанционных технологий. 3. Элемент контроля проводится на платформе LMS НИУ ВШЭ при синхронном подключении видеоконференции в приложении ZOOM, в соответствии с графиком размещенным на сайте 4. Правила проведения контрольной работы № 2 по дисциплине Макроэкономика в дистанционном формате разработаны с целью исключить возможности: выполнения Элемента контроля подставными лицами; обмена вариантами заданий среди студентов; списывания. 5. Студент обязан ознакомиться с данными правилами до начала Элемента контроля и соблюдать их до момента окончания. 6. Студент обязуется не передавать реквизиты доступа к своей учетной записи в системе LMS третьим лицам. 7. Студент обязан обеспечить необходимые условия для работы приложения ZOOM: достаточный уровень освещенности; низкий уровень шума; отсутствие помех передаче видео и аудио сигнала. 8. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона. 9. Студент обязан явиться на Элемент контроля в указанное в расписании время и подключиться к видеоконференции в приложении ZOOM 10. Во время проведения контрольной работы студент обязан: • не покидать зону видимости веб-камерой во время тестирования. • сконцентрироваться на выполнении заданий на экране компьютера, не сосредотачивая взгляд на длительное время на посторонних предметах вне зоны видимости веб-камеры. 11. Студент не имеет права: − привлекать помощь третьих лиц во время тестирования; − предоставлять доступ к компьютеру посторонним лицам во время тестирования; − вступать в разговоры с третьими лицами, использовать справочные материалы (книги, шпаргалки, записи в бумажном и электронном виде), любые гаджеты (сотовые телефоны, пейджеры, калькуляторы, планшеты), дополнительные мониторы и компьютерную технику, кроме той, что непосредственно используется для контрольной работы по Макроэкономике, открывать вкладки браузера (Яндекс, Google и др.). 12. Студент соглашается с тем, что: − во время контрольной работы № 2 по Макроэкономике будет поводиться видеосъемка и аудиозапись контрольной работы 13. Попытка общения с другими студентами или иными лицами, в том числе с применением электронных средств связи, несанкционированные перемещения студентов, наличие у студента запрещенных преподавателем электронных средств связи, намеренное отключение от видеоконференции или переключение вкладки браузера при явном запрете преподавателя и иные нарушения студентом объявленного порядка проведения Элемента контроля являются основанием для прекращения проведения Элемента контроля для конкретного студента (удаление из аудитории, отключение от видеоконференции и иное) и проставления оценки «0» за Элемент контроля 14. Кратковременным нарушением связи во время проведения Элемента контроля считается нарушение связи менее 10 минут. Долговременным нарушением связи во время проведения Элемента контроля считается нарушение подключения более 10 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в контрольной работе. 15. При кратковременном разрыве связи студент обязан сделать скриншот/фото экрана с временем разрыва и отправить преподавателю на корпоративную почту как только связь будет восстановлена. 16. В случае возникновения технических проблем при сдаче Элемета , запланированных в дистанционном формате, студент сразу после их возникновения сообщает о случившемся по корпоративной электронной почте (одним письмом): менеджеру в учебный офис и преподавателю. В письме студент указывает:ФИО, ОП, учебную дисциплину, дату и время, детально описывает проблему и прикладывает подтверждающие материалы (скриншот экрана, включающий системное время создания скриншота/ фото, видео и тд
  • неблокирующий контрольная работа № 1
  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий контрольная работа №3
  • неблокирующий работа на семинарских занятиях, в том числе на онлайн-семинарах
  • неблокирующий аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.4 * экзамен - письменная работа + 0.3 * работа на семинарских занятиях, в том числе на онлайн-семинарах + 0.3 * контрольная работа №3
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.3 * контрольная работа №3 + 0.3 * работа на семинарских занятиях, в том числе на онлайн-семинарах + 0.4 * экзамен - письменная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Макроэкономика : учебник для бакалавров, Аносова, А. В., 2013
  • Макроэкономика : учебник, Бланшар, О., 2010
  • Макроэкономика : элементы продвинутого подхода : учебник для вузов, Туманова, Е. А., 2004
  • Макроэкономика. Сборник задач и упражнений : практическое пособие, Аносова, А. В., 2013
  • Международная экономика : учебник, Миклашевская, Н. А., 2004
  • Международная экономика : учебник, Миклашевская, Н. А., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Макроэкономика: элементы продвинутого подхода : учебник для вузов, Туманова, Е. А., 2010
  • Международная экономика : теория и политика, Кругман, П. Р., 2003