• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Микроэкономика

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
9
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Микроэкономика» относится к дисциплинам профессионального цикла и является базовой. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Макроэкономика, Теория организаций, Экономика общественного сектора, Институциональная экономика, Экономическая социология, Экономика города, Экономика труда, Региональная экономика, Социальная политика, Административные рынки. Программа предусматривает чтение лекций и проведение семинарских занятий. В самостоятельную работу студентов входит освоение теоретического материала на основе лекций, базового учебника и дополнительной литературы, тщательная подготовка к семинарским занятиям и выполнение текущих заданий преподавателя. Курс «Микроэкономика-1» (1-2 модули изучения дисциплины с промежуточным контролем во 2 модуле) научит студентов: • анализировать потребности и предпочтения домохозяйств; • анализировать затраты фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде; • решать оптимизационные задачи; • решать балансовые задачи и исследовать равновесие. Курс «Микроэкономика-2» (3-4 модули изучения дисциплины) углубляет и расширяет представления студентов о принципах микроэкономического анализа, полученных в рамках вводного курса по экономической теории. Расширение знаний студентов идет по следующим направлениям: • анализ выбора в условиях неопределенности и риска; • анализ рынка капитала, межвременного выбора, межвременного и географического арбитража; • анализ рынков с информационной асимметрией; • анализ рынков с рыночной властью экономических агентов и ценовой дискриминацией; • анализ рыночной динамики, неравновесных состояний рынка, неоптимальных (по Парето) состояний рынка; • анализ рынка труда; • анализ последствий и оценка эффективности государственного регулирования. Курс «Микроэкономика» в целом обеспечивает готовность студентов применять методы микроэкономического анализа, обрабатывать их результаты; выявлять социально-экономические последствия принятых решений на уровне предприятий и организаций; разрабатывать стратегии организаций на основе методов микроэкономического анализа; обосновывать варианты управленческих решений на основе микроэкономических подходов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения первого раздела учебной дисциплины «Микроэкономика» (Микроэкономика-1) является подготовка студентов, владеющих основными подходами в микроэкономике, знающих теоретические и методологические принципы микроэкономического анализа; умеющих применять методы и инструменты микроэкономического анализа для выполнения профессиональных функций, связанных с научно-исследовательской и аналитической, организационно-управленческой, проектной деятельностью в государственных и муниципальных органах власти и управления, в организациях государственного сектора экономики, включая бюджетные организации, в научно-исследовательских, образовательных, иных коммерческих и некоммерческих организациях. Целью освоения второго раздела дисциплины (Микроэкономика-2) являются: углубление и расширение знаний фундаментальных основ микроэкономики и целостного системного представления о принципах функционирования экономики, поведении крупнейших агентов экономики (потребителей и фирм) и основных направлениях микроэкономической политики государства; получение более детального представления о разнообразных микроэкономических концепциях и моделях; овладение более глубоким и разносторонним аналитическим аппаратом исследования микроэкономических проблем; углубление навыков решения количественных задач; расширение представления о современных направлениях развития микроэкономики и новых областях ее применения (таких, как рынки с асимметричной информацией, конкурентная политика государства, выбор потребителя и фирмы в условиях неопределенности и риска); формирование экономического мышления и умения анализировать содержание микроэкономической политики правительства
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует развитие микроэкономического рынка с учетом X-неэффективности и оценивает перспективы интеграции.
  • Выбирает оптимальную форму контракта на микроэкономическом рынке труда.
  • Выбирает оптимальные методы государственного регулирования (включая налоговое, тарифное, лицензионное регулирование и госзакупки).
  • Выбирает оптимальные методы интернализации внешних эффектов.
  • Выбирает оптимальные методы устранения государством асимметрии информации на микроэкономических рынках.
  • Выбирает оптимальные объемы и способы производства общественных благ, а также подходы к его финансированию.
  • Выводит функцию прибыли фирмы с учетом производственных и непроизводственных издержек, налогов и других внешних факторов.
  • Выполняет комплексную оценку регулирующего воздействия на микроэкономическом уровне с точки зрения государства и общества.
  • Вычисляет динамические модели равновесия.
  • Вычисляет динамические модели хранения и амортизации благ.
  • Выявляет возможные стратегические ходы и оценивает их последствия (в том числе во взаимодействии фирмы и государства).
  • Выявляет и характеризует плановый и рыночный механизмы координации на микроэкономических рынках.
  • Выявляет и характеризует проблемы коллективного принятия решений в микроэкономической деятельности фирмы, домохозяйства и государства.
  • Выявляет и характеризует провалы рынка на микроэкономических рынках.
  • Знает основные подходы к изучению микроэкономики и современные микроэкономические теории, используемые для рассмотрения поведения основных экономических агентов
  • Имеет навыки для анализа проблем и процессов, характерных для экономики России на микроэкономическом уровне, самостоятельной работы с микроэкономическими данными и литературой.
  • Обладает глубоким пониманием микроэкономической логики, стоя-щей за убывающим характером индивидуальной кривой спроса для большинства благ; способен объяснять потенциального причины положительного наклона индивидуальной кривой спроса; понимает логику работы рыночного механизма, основанного на взаимодействии спроса и предложения.
  • Обладает представлением о месте экономики среди общественных наук, а также об особенностях ее предмета и метода; понимает различия в предметах изучения микро- и макроэкономики; осознает значение и ограничения метода моделирования в анализе экономических явлений
  • Определяет оптимальный вариант выбора в задаче индивида.
  • Определяет оптимальный вариант выбора в задаче фирмы.
  • Определяет тип и характерные особенности экономического блага.
  • Оценивает влияние изменения подоходных налогов на спрос.
  • Оценивает влияние налогов на расходы (в т.ч. на роскошь) на спрос.
  • Оценивает излишки и выгоду производителя, излишки потребителя и выгоду собственников факторов производства.
  • Оценивает последствия государственного регулирования микроэкономических рынков (в т.ч. совершенноконкурентных) с точки зрения политики защиты конкуренции.
  • Оценивает последствия государственного регулирования микроэкономического рынка труда.
  • Оценивает последствия изменения страновых и рыночных рисков для финансового рынка, спроса и предложения.
  • Оценивает последствия работы профсоюзов на микроэкономическом рынке труда.
  • Оценивает последствия различных форм политики защиты конкуренции на не-совершенноконкурентных рынках.
  • Оценивает рыночную власть фирм.
  • Оценивает рыночные и трансакционные затраты и потери государственного регулирования.
  • Оценивает рыночный эффект государственного регулирования.
  • Понимает смысл понятия потребительского оптимума и может объяснять алгоритм его нахождения; способен применять математические методы для нахождения оптимума потребителя в сравнительно простых случаях двух благ.
  • Решает задачи государственного регулирования монополии и выбирает отпимальный подход к регулированию.
  • Решает задачи домохозяйства и фирмы с диктатором.
  • Решает задачу многозаводского монополиста.
  • Решает задачу многопродуктового монополиста.
  • Решает задачу работника и работодателя с учетом постоянной и переменной части заработной платы (агентское вознаграждение).
  • Решает задачу работодателя при выборе между внешним и внутренним наймом.
  • Решает задачу рентоориентированного поведения.
  • Решает задачу рынка с учетом налогов.
  • Решает задачу фирмы в долгосрочном периоде (в том числе с учетом НТП).
  • Решает задачу фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде с учетом налогов.
  • Решает задачу фирмы и рынка в условиях олигополии с различными сценариями и стратегиями конкуренции.
  • Решает задачу фирмы на рынке монополистической конкуренции.
  • Решает задачу фирмы-монополиста с учетом налогов и тарифного регулирования.
  • Решает задачу фирмы-монополиста с учетом ценовой дискриминации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет и методы исследования в микроэкономике.
  • Основы спроса и предложения.
  • Теория потребительского выбора.
  • Индивидуальный и рыночный спрос
  • Теория производства
  • Издержки производства
  • Фирма на рынке совершенной конкуренции
  • Рыночное равновесие в условиях совершенной конкуренции. Микроэкономические инструменты регулирования рынков
  • Основы теории благ, выбора и равновесия
  • Основы институциональной парадигмы в экономике
  • Плановый и рыночный механизмы координации; провалы рынка
  • Конкурентная фирма и ее регулирование/
  • Неконкурентная фирма и антимонопольная политика
  • Государство и государственная политика в общем равновесии
  • Регулирование рынков производственных и потребительских благ
  • Специфика регулирования рынка труда
  • Специфика регулирования доходов и финансовых рынков
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание - доклад
  • неблокирующий Работа на семинарах и вебинарах
    Включает в себя ответы на семинарах/вебинарах, участие в обсуждениях, выполнение заданий к семинарам/вебинарам. Не включает в себя контрольную работу.
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе Google Drive либо дистанционно. К экзамену необходимо подключиться за 10 минут до начала и скачать из папки с номером группы файл с фамилией студента. Варианты всех студентов индивидуальны: если по ошибке скачан файл с фамилией другого студента и выполнены не те задания, то работа аннулируется. Рекомендуется заранее проверить, что сама папка видна (в ней должны присутствовать пустые папки с названиями групп). Работа проводится строго в установленное расписанием время. Расчетная продолжительность работы 2 часа 30 минут, остальное время зарезервировано на решение всех организационно-технических проблем, включая отправку файла. Работа выполняется строго рукописно, не-рукописные работы аннулируются. Для участия в дистанционном экзамене студент обязан обеспечить наличие у себя фото-камеры (любого типа) или сканнера. Скан/фотография должен быть хорошо читаемым. Во время экзамена студентам запрещено взаимодействовать друг с другом и любыми третьими лицами. При выявлении несамостоятельности вся работа аннулируется, независимо от масштаба взаимодействия. Во время экзамена студентам разрешено пользоваться средствами автоматизации вычислений, однако решение любого задания должно содержать все шаги (все преобразования) с пояснениями. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи либо проводится в очной форме (по тем же контрольно-измерительным материалам). Первая пересдача проводится по контрольно-измерительным материалам, имеющим ту же структуру, что и основной экзамен. Результирующая оценка рассчитывается по той же формуле. Студенты, пропустившие экзамен по уважительной причине, имеют право на дополнительную попытку при пересдаче. В случае неудовлетворительной оценки по результатам первой пересдачи на второй пересдаче (комиссии) оценка рассчитываться как максимум из оценки за вторую пересдачу и накопленной оценки по объявленной ранее формуле с учетом комиссии, если комиссия сдана на положительный балл (не менее 40 из 100). Контрольно-измерительные материалы второй пересдачи могут быть изменены по сравнению с первой пересдачей путем исключения из них отдельных заданий и/или добавления в них заданий, выполнявшихся студентами на других элементах контроля. Если контрольно-измерительные материалы второй пересдачи отличаются от контрольно-измерительных материалов первой пересдачи, то студентам предоставляется электронный демо-вариант измененных контрольно-измерительных материалов не позднее последней даты первой пересдачи.
  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий Мини-контрольные работы
  • неблокирующий Контрольная работа в конце 2 модуля
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    Оценка за раздел «Микроэкономика -1» является оценкой за 1-й этап изучения всего курса «Микроэкономика». Оценка формируется следующим образом: Работа студента оценивается по нескольким домашним работам в течение 1 и 2 модулей (Од.р.), по нескольким мини-контрольным работам в течение 1 и 2 модулей (Омини) и по контрольной работе в конце второго модуля продолжительностью 80 мин (Ок.р.). Од.р. равна среднему арифметическому баллов за все домашние работы 1 и 2 модулей. Если студент не сдает домашнюю работу, эта домашняя работа при расчете оценки за домашние работы (Од.р.) учитывается с оценкой 0 баллов. Омини равна среднему арифметическому баллов за все мини-контрольные работы 1 и 2 модулей. Если студент пропускает мини-контрольную работу, эта работа при расчете оценки за мини-контрольные (Омини) учитывается с оценкой 0 баллов. Баллы, полученные студентом за домашние работы (Од.р.), за мини-контрольные (Омини) и за контрольную работу (Ок.р) не округляются и составляются по 100-балльной шкале. Больше 80 баллов за работу можно получить, выполнив задание повышенной сложности. По результатам работы в первом и втором модуле студент получает результирующую оценку за курс «Микроэкономика-1». Результирующая оценка высчитывается как сумма набранных баллов по результатам работы студента в первом и втором модулях, взвешенных по весам (коэффициентам), которые в сумме составляют 1. Для приведения этой оценки к 10-балльной шкале, полученная взвешенная сумма баллов делится на 10. Результирующая оценка рассчитывается следующим образом: Орезультирующая =1/10× [0,25× Од.р. + 0,25× Омини+ 0,5 ×Ок.р ]. Способ округления результирующей оценки - арифметический. Результирующая оценка, значение которой строго меньше 4 баллов, округлению в большую сторону не подлежит, т.е. в ведомость выставляется целая часть числа. Например, если Орезультирующая = 3,62, то в ведомость проставляется «неудовлетворительно» (3). Результирующая оценка по разделу 1 «Микроэкономика-1» не указывается в дипломе и входит в оценку по дисциплине «Микроэкономика» как промежуточная оценка 1-ого этапа. По разделу «Микроэкономика-1» для студентов, имеющих неудовлетворительную результирующую оценку (Орезультирующая<4), пересдаче подлежит контрольная работа. Первая пересдача проводится по контрольно-измерительным материалам, имеющим ту же структуру, что и основная контрольная. Результирующая оценка рассчитывается по той же формуле. В случае неудовлетворительной оценки по результатам первой пересдачи на второй пересдаче (комиссии) оценка рассчитывается как максимум из оценки за вторую пересдачу и результирующей оценки по объявленной ранее формуле с учетом комиссии, если комиссия сдана на положительный балл (Окомиссия>=4). То есть в этом случае оценка рассчитывается по формуле max {1/10× [0,25× Од.р. + 0,25× Омини+ 0,5 ×Окомиссия]; Окомиссия}, при условии Окомиссия>=4. Контрольно-измерительные материалы второй пересдачи могут быть изменены по сравнению с первой пересдачей путем исключения из них отдельных заданий и/или добавления в них заданий, выполнявшихся студентами на других элементах контроля. Если контрольно-измерительные материалы второй пересдачи отличаются от контрольно-измерительных материалов первой пересдачи, то студентам предоставляется электронный демо-вариант измененных контрольно-измерительных материалов не позднее последней даты первой пересдачи.
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    Преподаватель может предложить дополнительное индивидуальное задание студенту, имеющему перед экзаменом оценку 80% от максимума, который можно набрать в 3-4 модулях без учета экзамена, с критериями оценки успешности его выполнения. Одним из возможных вариантов такого задания является защита доклада. При успешном выполнении этого задания в качестве результирующей студенту выставляется оценка по сданным ранее элементам контроля без учета веса экзамена. При этом вес промежуточной аттестации по итогам 1 модуля остается прежним (0.4), а вес Работы на семинарах и Доклада удваивается. Способ округления результирующей оценки по дисциплине: арифметический. Оценки за отдельные формы контроля не округляются. По разделу «Микроэкономика-2» для студентов, имеющих неудовлетворительную результирующую оценку по итогам курса, пересдаче подлежит экзамен. Первая пересдача проводится по контрольно-измерительным материалам, имеющим ту же структуру, что и основной экзамен. Результирующая оценка рассчитывается по той же формуле. В случае неудовлетворительной оценки по результатам первой пересдачи на второй пересдаче (комиссии) оценка рассчитываться как максимум из оценки за вторую пересдачу и накопленной оценки по объявленной ранее формуле с учетом комиссии, если комиссия сдана на положительный балл (не ниже 40 из 100). Контрольно-измерительные материалы второй пересдачи могут быть изменены по сравнению с первой пересдачей путем исключения из них отдельных заданий и/или добавления в них заданий, выполнявшихся студентами на других элементах контроля. Если контрольно-измерительные материалы второй пересдачи отличаются от контрольно-измерительных материалов первой пересдачи, то студентам предоставляется электронный демо-вариант измененных контрольно-измерительных материалов не позднее последней даты первой пересдачи.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Микроэкономика, Пиндайк, Р. С., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Задания по экономике: от простых до олимпиадных : пособие для 10 - 11 кл., Акимов, Д. В., 2012
  • Микроэкономика. Практикум : учеб. пособие для бакалавров, Розанова, Н. М., 2014
  • Оценка регулирующего воздействия и регуляторная политика : учеб. пособие / под общ. ред. И.Д. Тургель. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 223 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5a16de4b7a64c4.04606576. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/914082