• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «История»

Научно-исследовательский семинар "Книжная культура Древней Руси (XI-XV вв.)"

2017/2018
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 1-3 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на подготовку студентов к функционированию в рамках научного сообщества исследователей русского средневековья, формирует системное представление о видовой структуре древнерусской книжности, ключевых проблемах ее изучения и актуальных исследовательских практиках в соответствующей области.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование комплексного представления о духовной культуре и книжных традициях средневековой Руси
  • выработка умения работать с научными изданиями исторических источников, профессиональной литературой и справочными пособиями по палеославистике и древнерусской культуре
  • развитие навыков написания научно-исследовательских текстов, публичного представления результатов исследования перед профессиональным сообществом, ведения полемики в академической среде
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Структурирует собственные исследования в соответствии с логикой источниковедческого анализа и синтеза
  • Пользуется специальной текстологической терминологией (список, вариант, вид, редакция, извод)
  • Характеризует ключевые проблемы выявления и изучения произведений древнерусской учительной книжности
  • Характеризует основные разновидности древнерусской учительной книжности в их историческом развитии
  • Характеризует источниковую базу и важнейшие методы изучения древнерусской исторической книжности
  • Характеризует важнейшие разновидности древнерусской исторической книжности в их историческом развитии
  • Называет отличия древнерусской и западноевропейской исторической книжности
  • Оформляет результаты собственных исследований в письменной форме в соответствии с принятыми в науке стандартами
  • Представляет результаты собственных исследований в устной форме в соответствии с установленным форматом и временными рамками
  • Ведет научные дискуссии в соответствии со сложившимися практиками и требованиями научного сообщества
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Книжная культура как предмет исследования
    Обсуждаются общие проблемы источниковедения, а также специфика процедур источниковедческого анализа и синтеза применительно к изучению средневековой рукописной книжности.
  • Учительная книжность Древней Руси
    Обсуждаются практики чтения в древнерусской культуре (уставное и келейное чтение в монастырях, чтение белого духовенства и мирян). Характеризуются основные разновидности учительных сборников. Рассматривается соотношение переводных и оригинальных произведений в учительных сборниках XI–XV вв.
  • Историческая книжность Древней Руси
    Обсуждается смысл изучения прошлого с точки зрения средневековой культуры. Рассматривается типология исторических произведений эпохи средневековья, функции и специфические жанровые особенности хроник, анналов и летописей. Характеризуется значение хронографов как разновидности исторических произведений Древней Руси.
  • Актуальные проблемы изучения древнерусской книжности XI–XV вв.
    Вырабатываются навыки самостоятельной научно-исследовательской работы с произведениями средневековой книжной культуры. Формируется опыта презентации собственных научных исследований в соответствующей тематической области, участия в профессиональных дискуссиях, написания научных работ различных видов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Оппонирование доклада
  • неблокирующий Участие в дискуссии
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Доклад + 0.3 * Оппонирование доклада + 0.2 * Участие в дискуссии
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Добровольский Дмитрий Анатольевич. (n.d.). О видовой классификации древнерусских письменных источников. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fo-vidovoy-klassifikatsii-drevnerusskih-pismennyh-istochnikov-1
  • Из истории русской культуры: статьи по истории и типологии русской культуры. Т.1: (Древняя Русь) : Древняя Русь. Народ. Князья. Религия/ Петрухин В. Я.; Статьи, , 2000
  • Из истории русской культуры: статьи по истории и типологии русской культуры. Т.2, кн.1: Киевская и Московская Русь, , 2002
  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • А. А. Гиппиус. (n.d.). У истоков древнерусской исторической традиции. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fu-istokov-drevnerusskoy-istoricheskoy-traditsii
  • Баранкова Галина Серафимовна. (n.d.). Место «Притчи о душе и теле» Кирилла Туровского в кругу его повествовательных и риторических сочинений. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fmesto-pritchi-o-dushe-i-tele-kirilla-turovskogo-v-krugu-ego-povestvovatelnyh-i-ritoricheskih-sochineniy
  • Грицевская, И. (2009). История Келейного Чтения На Руси И Индексы Истинных Книг. ВЕСТНИК НИЖЕГОРОДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО, (6–2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14922527
  • Комендова, Й. (2017). “Летопись Монаха Сазавского” и Киевская летопись: сравнение методов историописания. Slovene: International Journal of Slavic Studies, 6(1), 256–272. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=127954326
  • Маловичко, С. (2015). Проблема Классификации Источников В Предметном Поле Источниковедения Историографии. ВЕСТНИК НИЖЕГОРОДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15825328