• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
20
Апрель

Научно-исследовательский семинар "История университетской культуры”

2018/2019
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели


Вишленкова Елена Анатольевна


Морозов Олег Владимирович


Русанов Александр Витальевич


Савельева Ирина Максимовна

Программа дисциплины

Аннотация

Программа предназначена для студентов направления «История», обучающихся по программе бакалавриата и изучающих дисциплину «История университетской культуры». Цель научно-исследовательского семинара «История университетской культуры» — научить студентов базовым исследовательским навыкам, необходимым в исторической науке, посредством изучения прошлого европейских и российских университетов со Средневековья до начала XXI в.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знать главные правила оформления научных текстов;
  • грамотно формулировать научные утверждения и подкреплять их доводами и примерами из источников и научной литературы;
  • уметь составлять библиографические описания к научным изданиям;
  • понимать, как устроена в университете профессиональная этика и какова ее роль в поддержании внутрикорпоративных отношений;
  • научиться готовить структурированные интервью и анализировать их;
  • познакомиться с главными проблемными полями в современной истории университетов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание основных подходов, практикуемых в современной истории университетов.
  • Знание основных особенностей развития университетов в Средневековье.
  • Знание того, как гуманизм, Реформация, книгопечатание и религиозные войны отразились на развитии университетов раннего Нового времени.
  • Знание основных аргументов сторонников и противников университетского образования в эпоху Просвещения.
  • Знание истории появления Берлинского университета в 1810 г.; "гумбольдтовского мифа" и основных идей немецкой университетской модели.
  • Знание того, как авторитарные режимы ХХ в. повлияли на развитие национальных университетских систем.
  • Владеть навыками организации и расшифровки интервью и презентации этого интервью во время семинара.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История университетов: методы и подходы
    Роль прошлого в современной университетской культуре, мифы и популярные представления об университетском прошлом, университет как объект изучения социальных и гуманитарных дисциплин, современные направления университетских исследований.
  • Университеты в Средние века
    Возникновение университетов в Европе, влияние на университетское образование античной и мусульманской традиций, система образования в средневековом университете, социальная структура средневековых университетских сообществ.
  • Университеты в раннее Новое время
    Гуманизм и университеты, участие университетов в Реформации и религиозных войнах, развитие системы университетских коллегий, университеты и Научная революция.
  • Университеты и высшее образование в эпоху Просвещения
    Образование эпохи Просвещения, просветительская критика университетов, реформы в германских университетах второй половины XVIII века, семинар как новая форма высшего образования, образование и гендер в работах французских просветителей, «просвещенный абсолютизм» в Европе, сходства и отличия европейских университетов эпохи Просвещения.
  • Университеты и высшее образование в XIX веке
    Проблема оснований университетов в научной литературе, кризис понятия «университетская модель» в современной истории университетов, университетские юбилеи в XIX веке, университеты и национализм, «гумбольдтовский миф», экзамены и оценивание в британских, французских и германских университетах, университетское историописание в Старом и Новом Свете, становление университетских дисциплин в XIX веке, национальные меньшинства в университетах, студенческие протесты в университетах XIX века, взаимодействие университета и города, административные взыскания в университете.
  • Университеты и высшее образование в ХХ веке
    Интеллектуалы и государство, университеты и Первая мировая война, женщины в университете ХХ века, наука и тоталитаризм / наука и демократия, студенческие протесты 1968 года, возникновение массового университета, глобальная конкуренция университетов в условиях рынка, советизация университетов в Восточной Европе, цели и задачи университетов на исходе ХХ столетия.
  • Подготовка, проведение и расшифровка интервью
    Методы работы с источниками по устной истории, составление и редактирование опросника, правила расшифровки интервью, составление аналитической записки.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Интервью
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Интервью + 0.4 * Семинары + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Boucher, G. (2017). Rethinking the Enlightenment : Between History, Philosophy, and Politics. Lanham: Lexington Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1684138
  • Burns, W. E. (2016). The Enlightenment: History, Documents, and Key Questions. Santa Barbara, California: ABC-CLIO. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1093809
  • Pincombe, M. (2016). Elizabethan Humanism : Literature and Learning in the Later Sixteenth Century. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1165350
  • Rüegg, W. (2004). A History of the University in Europe: Volume 3, Universities in the Nineteenth and Early Twentieth Centuries (1800–1945). Cambridge, UK: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=174078
  • Rüegg, W. (2011). A History of the University in Europe: Volume 4, Universities Since 1945. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=344619
  • Загоскин Н.П. - История Императорскаго казанскаго университета за первые сто лет его существования, 1804—1904. Том I - Издательство "Лань" - 2013 - 638с. - ISBN: 978-5-507-12824-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/10809
  • Загоскин Н.П. - История Императорскаго казанскаго университета за первые сто лет его существования, 1804—1904. Том II - Издательство "Лань" - 2013 - 726с. - ISBN: 978-5-507-12825-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/10810
  • Загоскин Н.П. - История Императорскаго казанскаго университета за первые сто лет его существования, 1804—1904. Том III - Издательство "Лань" - 2013 - 628с. - ISBN: 978-5-507-12826-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/10811
  • Загоскин Н.П. - История Императорскаго казанскаго университета за первые сто лет его существования, 1804—1904. Том IV - Издательство "Лань" - 2013 - 725с. - ISBN: 978-5-507-12827-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/10812
  • Карамзин Н.М. - О публичном преподавании наук в Московском Университете - Издательство "Лань" - 2017 - 6с. - ISBN: 978-5-507-43366-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/95936
  • Окольский А.С. - Реформа и развитие английских университетов в XIX столетии - Издательство "Лань" - 2013 - 75с. - ISBN: 978-5-507-37559-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/37081

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bremer, U. (2018). Internationalization Strategies of German Universities. Wiesbaden: Springer Gabler. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1806787
  • Culture and university in the late Middle Ages: a recent Italian study and its European dimensions = Cultura e università nel basso Medioevo: un recente studio italiano e le sue dimensioni europee. (2018). https://doi.org/10.6092/1593-2214/5961
  • Lee, A. (2018). Humanism and Empire : The Imperial Ideal in Fourteenth-Century Italy (Vol. First edition). Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1712404
  • Wilhelm von Humboldt. (2019). Wilhelm von Humboldt: Gesammelte Werke. Band 6 (Vol. Reprint 2019). Berlin/Boston: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2266659
  • Ивановский В.Н. - Народное образование и университеты в средние века - Издательство "Лань" - 2013 - 28с. - ISBN: 978-5-507-37344-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/44031
  • Кузнецов И.В., Минаева О.Д. - Газетный мир Московского университета - Издательство "ФЛИНТА" - 2012 - 148с. - ISBN: 978-5-89349-815-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84463
  • Толстой Д.А. - Академический университет в XVIII столетии - Издательство "Лань" - 2014 - 68с. - ISBN: 978-5-507-39430-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/49418