• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «История»

Научно-исследовательский семинар "Социальная история допетровской России (X-XVII вв.): группы, интересы, иерархии"

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Цель семинара – увидеть в древнерусском обществе не структуры и классы, а людей, включенных в сложные коммуникативные процессы и формирующих разные общности и коллективы: от семьи до этноса или государства. В разных социальных условиях и контекстах эти люди применяли разные стратегии поведения и руководствовались разными идеалами и нормами. Работая с древнерусскими источниками (самостоятельно и на семинарских занятиях), студенты должны выявить и определить эти условия, контексты, стратегии и нормы. Для углубленного исследования предлагаются как хрестоматийные тексты (Русская Правда, Повесть временных лет, Домострой и т.п.), так и малоизвестные летописные рассказы, жалованные грамоты, записки иностранцев и т.д. Студенты должны получить представление о древнерусском обществе как сложном и гетерогенном, претерпевающем большие изменения с X в. до конца XVII в., но в то же время сохраняющем некоторые базовые характеристики. Они также овладевают первичными навыками научно-исследовательской работы с древнерусскими источниками.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Приобретение знаний о важнейших структурах и процессах социальной истории допетровской Руси.
  • Приобретение навыков анализа научной литературы и исторических источников.
  • Приобретение навыков презентации результатов научного исследования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает основные критерии социальной стратификации на Руси в XI - XVII вв. и основные социальные группы
  • студент знает основные направления и методы исследований по социальной истории России до конца XVII в.
  • студент знает важнейшие источники по социальной истории России до конца XVII в.
  • студент освоил базовые методы анализа исторических источников
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Эволюция социальной структуры от средневековой Руси к России раннего Нового времени
    Специфика социальной структуры средневекового общества: преимущественно фактическое, а не юридическое определение социальных различий. Базовая дифференциация – свободные и несвободные. Разделение городского и сельского населения, выделение знати. Фундаментальное значение «Русской Правды» как источника права вплоть до XVII в. Её место в кругу аналогичных памятников права средневековой Европы («варварских правд»). Социальные группы и категории по шкале вир «Русской Правды». Новые подходы к пониманию структуры общества в XVI–XVII вв. «Чины» Московского государства по законодательным памятникам. Шкала штрафов по «бесчестью» в Соборном Уложении 1649 г. Усложнение критериев, в частности усиление юридических элементов, в определении социального статуса.
  • Городская повседневность в России середины XVI–XVII в.
    Городской образ жизни, социальные группы, отношения и противоречия в городе. Особенности Москвы как столицы: бояре и служилые люди, приказы и приказная бюрократия, иностранцы. Проживание знати в городе как отличительная черта русского общества. Жители, несущие обязательства по отношению к государству («государевы чёрные тяглецы»), и частнозависимые («беломестцы). Общегородские дела и обязанности: налоги, уголовная и пожарная безопасность. Общение в семье и в дружеском кругу. Рождение, болезнь и смерть. Богадельни, кладбища. Религиозная жизнь: приходские, ружные и соборные церкви, монастыри и монастырские подворья. по материалам городских восстаний XVII в. Развлечения в городе, кабаки, азартные игры. Еда, одежда, домашнее хозяйство.
  • Социальные группы и частная жизнь в XIV–XVII вв.
    Социальная мобильность в средневековой Руси и в России XVI–XVII вв. Слабость юридических границ и привилегий в древности и усиление их в XVII в. Особые виды источников, дающие возможности для изучения социальной истории – прежде всего, изучения отношений внутри социальных групп и частной жизни в рамках дома, семьи и дружеского круга. Берестяные грамоты. Записки иностранцев. Новые источники XVI–XVII вв.: «Домострой», «Стоглав», частная переписка, дневниковые записи, литература автобиографического характера, трансформация житийного жанра. Отношения внутри элиты на примере местничества и дел по бесчестью. Взаимодействие общества и церкви внутри прихода. Семья как социальная «ячейка». Любовные отношения в браке и вне брака.
  • Социальные конфликты и способы их урегулирования в XIV–XVII вв.
    Виды социальных конфликтов в Средние века и ранее Новое время. Социальные группы, выступающие движущими силами или задействованные в конфликтах. Интересы индивидов и групп. Борьба за власть и престиж. Нарушение и восстановление иерархии. Влекли ли конфликты какие-либо изменения в социальном строе? Решение (урегулирование) конфликта: принципы и методы. Ценности, разъединявшие и объединявшие общество. «Старина», «правда», «закон», «добро», «совет», «земля». Были ли в XIV–XVII вв. «национально-патриотические» идеалы? Правовые и судебные методы решения конфликта. Внесудебные методы – договорные и силовые. Институты и внеинституциональные механизмы, особое значение веча. Городские «восстания» Древней Руси как пример крупных социальных конфликтов: восстания в Киевской Руси XI в., вечевые конфликты в XII–XV вв., городские волнения в XVII в. Смута начала XVII в. как гражданская война. Причины этого качественно иного (нового) социального конфликта: рост контроля и эксплуатации со стороны государства, раскол элиты, сопротивление крестьянства, значение казачества.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинаре
  • неблокирующий эссе и сообщение по нему
  • неблокирующий экзамен
    Студенты могут освобождаться от прохождения экзамена, с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена (при этом учитывается накопленная оценка 4 балла и выше). Преподаватель объявляет свое решение не позднее, чем на последнем занятии до сессии. По желанию студентов, они могут отказаться от выставления оценки без проведения экзамена и сдать его, о чем сообщают преподавателю не позднее последнего занятия. Использование любых справочных материалов на экзамене запрещено. Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://www.zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Работа на семинаре + 0.3 * экзамен + 0.4 * эссе и сообщение по нему
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ключевский В. О. - РУССКАЯ ИСТОРИЯ. ПОЛНЫЙ КУРС В 4 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 396с. - ISBN: 978-5-534-12117-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-istoriya-polnyy-kurs-v-4-ch-chast-1-446852
  • Ключевский В. О. - РУССКАЯ ИСТОРИЯ. ПОЛНЫЙ КУРС В 4 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 352с. - ISBN: 978-5-534-12118-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-istoriya-polnyy-kurs-v-4-ch-chast-2-446849
  • Ключевский В. О. - РУССКАЯ ИСТОРИЯ. ПОЛНЫЙ КУРС В 4 Ч. ЧАСТЬ 3. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 354с. - ISBN: 978-5-534-12119-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-istoriya-polnyy-kurs-v-4-ch-chast-3-446850

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Источниковедение : учеб. пособие, , 2019
  • Костомаров Н. И. - РУССКАЯ ИСТОРИЯ В ЖИЗНЕОПИСАНИЯХ ЕЕ ГЛАВНЕЙШИХ ДЕЯТЕЛЕЙ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 482с. - ISBN: 978-5-534-12107-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-istoriya-v-zhizneopisaniyah-ee-glavneyshih-deyateley-446840
  • Платонов С. Ф. - ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ ИСТОРИИ В 2 Т. ТОМ 1. С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVII ВЕКА. Учебник - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 441с. - ISBN: 978-5-534-12136-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/lekcii-po-russkoy-istorii-v-2-t-tom-1-s-drevneyshih-vremen-do-konca-xvii-veka-446875