• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «История»

Научно-исследовательский семинар "Религиозно-культурные традиции в истории России и Запада. Сравнительный подход"

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 1-3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина охватывает период от средневековья до XX века и направлена на изучение проблематики сравнительного изучения истории христианских конфессионально-культурных традиций (на примерах из истории России и Запада) как фактора развития государств, социальных связей и культур соответствующих обществ Европы. Дисциплина также предназначена для ознакомления с некоторыми прикладными аспектами методологии исторического исследования – применительно к сравнительной истории европейских религиозных традиций и их политической, социальной и культурной функции в эволюции России и Запад.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать умение увидеть в ходе анализа отдельных ситуаций, институтов, процессов и соответствующих блоков информации - насколько и в чём именно схожи и насколько и в чём именно различны религиозно-культурные традиции «Большой Европы», Запада и России и их функции в давнем и недавнем прошлом соответствующих стран (России, Франции, Польши, по преимуществу)
  • Развить умение понимать и объяснять, в чем состоит самое проблематика и особенности сравнительного изучения истории религиозно-культурных традиций Европы (на примерах из истории Франции, Польши, Украины и Белоруссии, России) как фактора развития государств, социальных связей и культур соответствующих регионов Европы
  • Получить представление о прикладных аспектах методологии исторического исследования – применительно к сравнительной истории европейских культурных традиций и их функций в эволюции России, Франции, Польши, Украины и Белоруссии
  • Умение увидеть, как сравнительно-исторический и междисциплинарный подход к религиозно-культурным до-модерным традициям в истории «Большой Европы» позволяет понять, почему модернизационные процессы и современное развитие отдельных стран (внимание будет сосредоточено на России, Польше, Франции) шли и идут по-разному и как это, предположительно, влияет на перспективы эволюции западноевропейских обществ и России
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать, как сравнительно-исторический и междисциплинарный подход к истории и структурам истории отдельных регионов Европы позволяет выявить, в чём именно состояла связь между религиозно-культурными традициями и типологическими отличиями в эволюции социумов, испытавших влияние этих традиций
  • освоить навыки анализа разных групп эмпирических данных и иной информации по той или иной проблематике в теоретических и практических исследованиях общего и частного характера
  • уметь использовать соответствующие данные при решении самостоятельно поставленных задач в исследованиях по истории и современному состоянию России, Западной Европы, Центральной Европы и других регионов мира
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Анти-иудаизм и антисемитизм в истории Руси, России и Запада.
    Анти-иудаизм и антисемитизм в компаративном и структурном историческом контексте.
  • Католическая Реформа в истории Запада и религиозно-культурные реформы Петра I в истории России.
    Католики и протестанты. Религиозный раскол XVI в. Новая историческая перспектива.
  • Религиозно-культурные традиции, капитализм и модернизация «большой Европы».
    Христианские традиции и политическая культура Запада и России в Новое время.
  • Какую роль конфессиональный фактор сыграл в упадке Речи Посполитой и усилении роли России в Европе XVII – XVIII вв.?
    «Православная конфессионализация» в Восточной Европе. Брестская церковная уния 1595-96 гг. Трансформация православной религиозной культуры Восточной Европы XVII – XVIII вв. «Псевдоморфоза» православия?
  • Интеллигенция перед лицом христианства в истории России и Запада.
    Русская мысль начала XIX и XX вв. Рождение русской интеллигенции.
  • Россия, Европа и «большая Европа».
    Спор славянофилов и западников в контексте наших знаний о религиозно-цивилизационных традициях.
  • Религиозно-культурные традиции и политическая культура современного мира.
    Секуляризация и де-секуляризация в истории Европы новейшего времени (XIX – XXI вв.). Фальсифицированная секуляризация.
  • Мир в 2020 году: возвращение религиозных ценностей и межрелигиозных конфликтов?
    “The clash of religious civilizations”? Итоги: блеск и нищета европоцентризма. Каково место религиоведа в глобальном мире XXI века? Европоцентризм. Ориентализм.
  • Презентации и обсуждения.
    Совместный анализ проблематики одного из подготовленных студентами исследовательских проектов («модулей»), подготовленных в рамках НИСа.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Коллоквиум
  • неблокирующий Письменный проектный научно-учебный «модуль»
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Активность на семинарских занятиях + 0.2 * Коллоквиум + 0.2 * Письменный проектный научно-учебный «модуль» + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История Средних веков. Т.1: ., , 2010
  • История Средних веков. Т.2: Раннее Новое время, , 2010
  • Под ред. Шахнович М.М. - РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 381с. - ISBN: 978-5-534-06458-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/religiovedenie-445031

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Под ред. Яблокова И.Н. - ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ В 2 Т. ТОМ 2 В 2 КНИГАХ 4-е изд. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 797с. - ISBN: 978-5-9916-6904-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-religii-v-2-t-tom-2-v-2-knigah-390069