• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
20
Апрель

Теория и методология исторических исследований

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на формирование у студентов навыков методологической рефлексии в ходе собственных исторических исследований и при обращении к историографическим произведениям разных типов и видов. В рамках курса рассматриваются механизмы дифференциации типов историописания и видов историографических источников, а также трансформация исторического знания и способы его презентации при смене моделей исторической науки и ее словарей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Эксплицировать методологические основания исторических исследований.
  • Проанализировать формы презентации результатов исторических исследований на основе теории исторического знания и в контексте его истории.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • понимать системный характер исторической культуры и определяющие ее социокультурные факторы
  • понимать трансформации исторического знания и способов его презентации при смене моделей исторической науки (классическая – неклассическая/неоклассическая – постнеклассическая) и ее словарей (описания и объяснения – интерпретации – репрезентации)
  • выработать навык методологической рефлексии при обращении к историографическим произведениям и, соответственно, в ходе собственной исследовательской работы
  • знать и понимать трансформации исторического знания и способов его презентации при смене моделей исторической науки и ее словарей
  • освоить понятийный аппарат исторического исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Историческая культура – базовое понятие курса
    Введение: предмет и задачи курса; концептуальные основания. Историческая культура: определение понятия, его значение в историографическом исследовании. Историческая культура в эпохи классической рациональности – неклассической рациональности – постнеклассической рациональности. Интерпретационная схема: Типы рациональности – модели науки / словари исторической науки.
  • Источниковедение историографии как предметное поле интеллектуальной истории
    Основные понятия: историческое исследование, исторический факт. Историографический источник: определение понятия. Презентация результатов исторического исследования. Классификация историографических источников. Историческая наука vs социально ориентированное историописание. Популяризация научного исторического знания. Публичная история. Система видов историографических источников научной истории. Источниковедческий анализ историографических источников / историографический анализ: соотношение понятий. Историографический анализ как система исследовательских процедур. Структура источниковедческого анализа историографических источников. Формирование историографической базы квалификационного исследования.
  • Историческая культура XVIII века: рационализм и Просвещение
    Философские основания исторического знания в XVIII веке. Нравоучительная (прагматическая) история: Болингброк, Мабли. Философия истории Вольтера. Новые представления об историческом времени и историческом процессе (И.Г. Гердер). Историописание в России: историография Петровской эпохи, В.Н. Татищев, М.М. Щербатов, И.Н. Болтин, Н.И. Новиков. Исторические труды М.В. Ломоносова. Исторический метод: Г.Ф. Миллер. М.В. Ломоносов и Г.Ф. Миллер: «спор» по норманнскому вопросу.
  • Историческая культура XIX в.: от романтизма к позитивизму. Становление национально-государственного нарратива
    XIX век – век истории. Историцирующие историки. Ф.К. Савиньи, Л. фон Ранке. Проблема нарратива в историческом познании. Становление национально-государственного нарратива в России: от Н.М. Карамзина до С.М. Соловьева. Учебники как национально-государственный нарратив. Французская романтическая историография 1820-1840-х годов: Ф. Гизо, О. Тьерри, Ж. Мишле. Monumenta Germaniae Historica. Публикация источников в исторической культуре XIX века.
  • Историческая культура XIX в.: становление исторического метода
    Становление исторического метода. Берлинский университет: Б.Г. Нибур, А. Бёк, Л. фон Ранке. «Историка» И.Г. Дройзена. «Скептическая школа» в российской историографии. «Скептики» vs Карамзин. Позитивизм – господствующее направление в методологии науки XIX века. Позитивизм в оценке историков.
  • Становление неклассической исторической науки на рубеже XIX-XX вв.
    Рефлексия исторического метода: Э. Фриман, Э. Бернгейм, Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобос. Развитие вспомогательных исторических дисциплин. Методологический кризис рубежа XIX-XX вв.: смена моделей науки – от классической к неклассической и неоклассической. Науки номотетические и идиографические в Баденском неокантианстве. Русская версия неокантианства. Методология истории А.С. Лаппо-Данилевского. Рефлексия объекта. Методология источниковедения.
  • Историческое знание в первой трети XX века
    Новые тенденции в историческом знании. Теория историографии Бенедетто Кроче. Американский презентизм. Институализация исторического знания в советской России / СССР. Школа М.Н. Покровского. Историческое знание в СССР в 1930-е годы.
  • Теории исторического процесса в XX веке: сравнительный анализ
    Кризис линейной темпоральности и стадиальных теорий исторического процесса. Становление цивилизационных теорий. Концепции О. Шпенглера и А. Тойнби, Э. Гуссерля и К. Ясперса: сравнительный анализ.
  • Школа «Анналов»: становление и основные характеристики
    Журнал «Анналы» во Франции. Первое поколение Школы «Анналов»: М. Блок и Л. Февр. Основные характеристики Школы «Анналов»: история – наука о человеке во времени; история – тотальная наука об обществе.
  • Структурная/социальная история в 1950-1960-е гг.
    Структурная история в послевоенный период. Социальная/структурная история в Германии. Концепция В. Конце. Второе поколение «Школы Анналов»: Робер Мандру и Жорж Дюби. Концепция «времени большой длительности» Ф. Броделя. Структурная источниковедческая концепция в исторической науке СССР.
  • Историческая антропология и история ментальностей
    Антропологический поворот в историческом познании. Историческая антропология и история ментальностей: предметные поля исторического знания. Третье поколение «Школы Анналов»: Жак Ле Гофф, Эммануэль Ле Руа Ладюри, Марк Ферро. Историческая антропология в СССР. Арон Яковлевич Гуревич.
  • История повседневности. Микроистория.
    История повседневности как история социальная. История повседневности в Германии / Alltagsgeschichte. История повседневности в России. Национальные варианты микроистории: англо-американская микроистория, микроистория в Италии, микроистория во Франции (Эммануэль Ле Руа Ладюри). Микроистория в России. Альманах «Казус».
  • Основные тенденции актуального исторического знания
    Субдисциплины исторической науки, научные направления и предметные поля актуального исторического знания: проблема фрагментации. Четвертое поколение «Школы Анналов». Проблематика исторической памяти. Проект «места памяти». Интеллектуальная история. Интеллектуальная история в России. Российское общество интеллектуальной истории. Глобальная история vs Новая локальная история.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Экзамен
    На экзамене разрешается пользоваться справочными материалами.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Активность на семинарских занятиях + 0.3 * Доклад + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Источниковедение : учеб. пособие, , 2019
  • Теория исторического знания : учеб. пособие, Савельева, И. М., 2008